Летний «Список литературы»

День новых хороших книг от независимых авторов Rideró

Новый «Список литературы» Rideró представлен разножанровой женской прозой. Книги, обращенные взглядом к истории и поднимающие снова пласты пережитого, осмысляющие поколенческие разломы, наблюдающие и фиксирующие жизнь в разных ее проявлениях. Книги, устремленные с тревожным взглядом в будущее, антиутопии, рисующие сценарии развития рода человеческого. Книги, поднимающие проблемные темы современности, открывающие новый ракурс их восприятия. И книги, создающие волшебные миры и рассказывающие о добре и зле детям на языке сказки.

К проекту «Список литературы» с этого сезона присоединился в качестве рецензента литературный критик Лин Лобарёв — в 1995-2009 годах главный редактор альманаха «Конец Эпохи», в 2012-2015 годах главный редактор журнала «Мир фантастики», состоявший в жюри премий «Большой Зилант», «Новые горизонты». Лин будет помогать нам искать достойные книги в жанре фантастики и не только. Рекомендуем обратить внимание на отмеченные им в этом списке книги Евгении Кореловой, Арины Малых и Светланы Савиных.

Также в этом сезоне нам помогли искать хорошие книги литературные критики: Иван Родионов, Наталья Санникова, Марго Гритт и Мария Хмара.

Современная проза

Татьяна Буденкова «Сталинка»

Татьяна Буденкова родилась и большую часть жизни прожила в Красноярске, где минус двадцать — потеплело. Роман «Сталинка» о людях, жителях коммунальных квартир дома на набережной Енисея, которые разными путями оказались в Сибири. Многие линии жизни оказались переплетены в коммуналках этого «сталинского» дома, свидетеля противоречивых событий и их отражения в судьбах людей.

Из рецензии литературного критика Ивана Родионова: «Главный герой романа-матрешки Татьяны Буденковой — дом. Не трифоновский, но тоже на набережной — на набережной Енисея. Появился он так: 1941 год, в Красноярске не хватает жилья, поскольку в первую очередь строятся заводы — и на берегу Енисея спонтанно возникает Копай-городок с бараком-коммуналкой. Впрочем, иногда по ходу повествования этот дом будто разрастается до масштабов Красноярского края, а иногда — и всей страны». 

«Почему романа-матрешки? «Сталинка» начинается как документальная проза-экскурс, с деталями-фактами и минимумом тропов — что, кстати говоря, кажется очень уместным. Этот убедительно-аскетичный язык — несомненное достоинство книги. А историй, разновременных и даже разножанровых, в книге великое множество. Потому и матрешка».

Лариса Майорова «Чемодан»

Главная героиня повести Ларисы Майоровой «Чемодан» Вера перемещается в прошлое, в 1942 год, с целью спасти от голода семью своей бабушки Анны, отца Кольку и его братьев, привезти им чемодан продуктов. Если бы мы могли изменить прошлое, что бы мы сделали и стоило бы вмешиваться, как бы это изменило будущее, вопросы, которые ставит повесть. Книга получила широкий читательский отклик: «Прочитали «Чемодан» всей семьёй. Маме 83 года. Она сначала плакала, потом замкнулась на несколько дней, а сегодня просила меня передать автору огромное спасибо и низкий поклон. Книга тяжелая, но сколько в ней доброты, сколько силищи!».

«Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ведется в настоящем времени, лаконичность фразы, нацеленной на движение вперед и только вперед, — все это заставляет читателя сразу и с головой погрузиться в мир, созданный автором, — рассказывает о повести «Чемодан» в рецензии Наталья Санникова. — 1942 год. Война. Маленькая хрупкая женщина Вера оказывается в эшелоне с ранеными, где проявляет незаурядный талант хирурга и характер бойца. Так начинается череда испытаний, просвечивающих насквозь и ее, и окружающих ее людей. Мы будто обнаруживаем себя в кинозале, — так зримо, так живо выписаны персонажи и жизнь, которую они проживают».

«Автору достаточно одного события, одного поступка персонажа, чтобы воображение читателя дорисовало картину. Когда жизнь на грани — не до рассуждений, не до описаний. Человек здесь проявляется в действии. Мы — это наши поступки, и любовь — это тоже поступки. Поэтому, когда Антип кормит собаку (ядом ли, осколками стекла?) и та погибает, все уже ясно про этого человека. И когда голодная истощенная Вера раздает встречным людям продукты, про нее мы тоже сразу многое понимаем». 

Алена Белобородова «Путь «обязательной боли» или истории о суррогатном материнстве»

Сегодня почти невозможно встретить человека, который бы не слышал о суррогатном материнстве, но лишь немногие сталкивались с этим лично. Книга Алены Белобородовой раскрывает всю изнанку работы агентства, которое занимается суррогатным материнством.

Сегодня почти невозможно встретить человека, который бы не слышал о суррогатном материнстве, но лишь немногие сталкивались с этим лично. Книга Алены Белобородовой раскрывает всю изнанку работы агентства, которое занимается суррогатным материнством.

 «В отличие от ток-шоу и желтой прессы, демонизирующих суррогатное материнство и превращающих его в чуть ли не подпольную торговлю детьми, автор описывает процессы весьма прозаичного бизнеса и как будто зажигает лампочку в тех «темных» местах, которые скрыты от обывателя. При этом, книга — не нон-фикшен, а именно художественное произведение, сочетающее производственный роман и роман взросления», — отмечает в рецензии на книгу писательница и литкритик Марго Гритт

«Во время чтения вообще создается ощущение, что это твоя лучшая подруга травит байки о работе за чашечкой кофе, и она умеет построить повествование так, что ты будешь смеяться и плакать в нужные моменты. При этом Алена — неоднозначная героиня, она не пытается выставить себя в лучшем свете, совершает ошибки, злится, кричит на подчиненных, ее шутки порой могут быть жестоки. Но она энергична и оптимистична, и именно ее чувство юмора и позитивный настрой помогают читателям выйти из тяжелых и болезненных рассказов не опустошенными, а полными надежды. Надежда, кажется, вообще двигатель работы агентства и точно — главная эмоция всей книги».

Фантастика

Евгения Корелова «Вода»

Фантастический роман Евгении Кореловой «Вода» показывает мир антиутопии, в которой Россия и Китай объединились и стали единым государством. «Сложно решить, о чем же эта книга в первую очередь. Может о проблемах людей, живущих во второй половине XXI века. Может о социуме, который возник на этом этапе развития человечества. Но скорее все же о читателе, который только что закрыл эту книгу и теперь пытается понять, что же в нем изменилось за время чтения. А что-то несомненно изменилось», — отмечает в рецензии литкритик, писатель-фантаст Лин Лобарёв.

«Одна из главных проблем нового мира (и содержание основного конфликта книги) — нехватка в некоторых регионах питьевой воды — вполне реалистична. Нет ничего фантастического и в той политической и финансовой паутине, которая сплетается вокруг этой беды. Вообще, как свойственно лучшим представителям жанра, за вычетом собственно фантастической обстановки, весь роман нарочито реалистичен: что в бытовых деталях (а надо сказать, что разнообразие декораций приятно поражает), что в описании психологии, поведения и речи персонажей.

Рассказ идет о нескольких очень разных жизнях. Поначалу каждая из этих сюжетных нитей выглядит обособленной, сложно даже предположить, как же сплетутся столь несхожие судьбы. Но постепенно части мозаики сближаются и начинают исподволь проявляться события, которые скоро соберут ее воедино, свяжут дочь президента объединенной страны, сына рыбака из прибайкальской деревушки, культовую актрису и других персонажей разной степени экзотичности».

Автор романа Евгения Корелова — ученый, врач, преподаватель, кандидат медицинских наук. 18 лет своей профессиональной жизни посвятила детской хирургии, преподавала в медицинских вузах. Занимается научными исследованиями, посвященными трансплантации стволовых клеток и разработке новых лекарств от болезней периферической нервной системы. 

Книга выдвигается в 2024 году от издательского сервиса Rideró на премию «Новые горизонты». 

Арина Малых «Рейтинг»

Арина Малых начинает свою фантастическую повесть «Рейтинг» с описания идеального мира на Земле второй половины XXI века. Люди имеют жилье, достаток, им не обязательно работать, нет больше страшных болезней. Но есть правила и рейтинг каждого члена общества. Все просто: послушные получают безграничное счастье, нарушители — болезнь и смерть. Несогласные становятся изгоями, пленниками резерваций. Устоит ли мир, если кто-то решится уничтожить систему и беззаботную жизнь миллиардов счастливых людей? А может, они хотят подарить всем свободу?

«В будущем люди смогли построить идеальное общество. Огромная продолжительность жизни, бытовое изобилие, высочайшие технологии, полная свобода самореализации, позволяющая желающим заниматься исключительно творчеством, — рассказывает о книге в рецензии Лин Лобарёв. —  При этом право человека на познание тоже никак не ограничено: как раз во время, когда происходит действие повести, человечество благополучно высадилось на планету в другой звездной системе. То есть — практически идеальный мир. Достигнуто это благолепие с помощью технологии наночипов, которые интегрируются в человеческий организм и берут на себя его обслуживание и поддержку. Изначально это был именно медицинский прорыв, но позже появилась нейросеть ИсНет, собирающая информацию в том числе с этих медицинских чипов и использующая ее для организации жизни человечества. Людям помогают определиться с профессией на основе их интересов, предлагают круг общения на основании их личных предпочтений и так далее. Причем, все сугубо добровольно, никакого принуждения. Поскольку физическое благополучие каждого в буквальном смысле находится в руках системы, наказанием за неодобряемые обществом поступки становится ухудшение здоровья. В итоге у каждого есть социальный рейтинг, от которого зависит, болит ли у человека голова и часто ли случается расстройство желудка. Люди с низким рейтингом имеют слабое здоровье и живут заметно меньше благонадежных граждан, но каждый может исправиться, стать хорошим гражданином и продлить свою жизнь».

Арина Малых — автор фантастических романов и рассказов. Публиковалась в журналах «Наш Современник», «Литературное обозрение», Citywoman. Закончила Российский Технологический Университет и Литературный институт им. Горького.

Светлана Савиных «Почти научная фантастика»

Светлана Савиных автор фантастического цикла «Вселенная Макросов», а также многих книг в жанре фантастики и фэнтези. Проработав много лет в энергетике, на производстве, уже в зрелом возрасте она начала писать. Сначала небольшие эссе и рассказы, потом первую книгу «Макросы», ставшую началом большого цикла. На сегодня у автора опубликовано более полусотни произведений.

В рецензии на книгу Светланы Савиных «Почти научная фантастика» Лин Лобарёв отмечает: «Фантастичность повестей Светланы Савиных заключается не столько в научных чудесах будущего, сколько в изменении человеческой природы под влиянием самой Вселенной. Эта концепция развития человека действительно находится на стыке между наукой и эзотерикой, а ее основные принципы изложены в идеологии русского космизма, которая была очень популярна в разные периоды истории нашей страны».

Книга представляет собой не отдельное произведение, а сборник из четырех небольших повестей. «Герои в них разные: носитель «изначального ДНК Создателя», позволяющего творить реальность, чужой своему миру психолог, нашедший друзей среди  потерпевших крушение инопланетян, древние боги — точнее Истоки — настоящие космические инженеры, ставшие на каком-то этапе своего существования земными людьми и, наконец, руководитель маленькой экспедиции по поиску новой планеты для эвакуации целой цивилизации».

По мнению Лобарёва, «сборник Савиных без зазора укладывается в традицию, которая существовала в советской фантастике в 1970-е годы. Можно вспомнить такие имена, как Владимир Щербаков, Дмитрий Де-Спиллер, Дмитрий Шашурин, Михаил Чернолусский, Юрий Медведев, Елена Грушко и другие».

Non Fiction

Эльвира Алексейцева «Недостаточно хорошая девочка»

Эльвира Алексейцева, кризисный психолог, тренер, игропрактик, написала книгу для женщин, которым постоянно кажется, что они в чем-то недостаточно хороши. У которых много идей, проектов, желаний, но их часто останавливает собственная неидеальность. Автор на личном примере и клиентских историях показывает, как непросто бывает распрощаться с подобными установками и даёт конкретные методики по выходу из этого состояния.

«Книга психологической помощи и поддержки, — пожалуй, так я сформулировала бы ее суть, — отмечает в рецензии Наталья Санникова. — Она написана женщиной-психологом, которая сама прошла весь путь от закомплексованной девочки к успешному специалисту. Очень многие женщины нуждаются в такой помощи: как минимум, женщине важно знать, что она не одна, что у многих похожие проблемы, а как максимум — начать работать над собой самостоятельно или обратиться к специалисту».

«В книге рассматривается случай, когда женщине с детства кажется, что она недостаточно хороша. Сначала в учебе, в музыке, в рисовании, в спорте, в английском, — в зависимости от того, куда отдали свое чадо родители. Потом — в работе, в семье… Случай этот встречается так часто и так повсеместно, что у книги найдется много читательниц, которым она будет полезна. Как так получается, что ребенок, девочка, вырастает с комплексом «недостаточности» и тащит его за собой всю жизнь?»

Детская литература

Эмма Зимина «Экиат»

Действие сказочной истории Эммы Зиминой происходит в маленькой армянской горной деревне Экиат. Теплый уютный вечер. Близнецы Арег и Лусин собираются спать. Бабушка испекла им гату и греет молоко. Ребята ложатся в кровати, лелея мысли о приближающемся дне их одиннадцатилетия. В этом возрасте у каждого жителя Экиата открывается особый дар. Но двойняшек ждет не только это событие. Впереди — приключения, испытания, а маленькие герои проявят истинную храбрость и безграничную преданность друг другу. 

Эмма Зимина по образованию филолог, по специальности журналист-переводчик. В писательской мастерской Натальи Фаст «Роза ветров» училась писать сказки. Сама мастерская волшебным образом совпала с ее поездкой по Армении, так родилась эта история.

«Экиат» Эммы Зиминой — книга, казалось бы, небольшого объёма. Но внутри этого объёма писательнице удалось искусно разместить несколько увлекательных сюжетных линий, охватывающих с десяток героев, а также короткие притчи, создающие истории внутри историй, — отмечает в рецензии Мария Хмара, книжный гид и ведущая подростковых читательских клубов. — Повесть получилась многоуровневой и плотной. События развиваются стремительно, не давая маленькому читателю заскучать. На страницах «Экиата» вас ждёт знакомство с волшебным миром, который, с одной стороны, очень похож на мир, в котором живём мы с вами. С другой — мир «Экиата» обладает своёй неповторимой особенностью. Каждый человек в Экиате — хранитель уникального дара, который открывается в возрасте одиннадцати лет. В центре сюжета — десятилетние двойняшки Арег и Лусин. Брату и сестре предстоит пройти путь первого взросления, узнать много нового о себе и трагической истории своей семьи, проявить недетскую отвагу и разглядеть в себе ту любовь, которая, как небесные светила, не померкнет даже спустя долгие годы». 

Книга подходит для младшего и среднего школьного возраста. Благодаря удачному сочетанию небольшого объёма и хорошего темпа развития сюжета, «Экиат» подходит для первого опыта самостоятельного и семейного чтения. «Поклонникам книг Грейс Лин стоит уделить «Экиату» особое внимание: осознанно или нет, Эмма использует схожий набор приёмов, делая это по-своему гармонично», — отмечает автор рецензии. 

Ирина Петухова «Гном Джастин и радужные двери»

Ирина Петухова написала чудесную сказку про маленьких лесных человечков и приключения гнома Джастина. Ее истории получились очень живыми и добрыми. Главный герой, гном Джастин, путешествует в кармане в мир людей, участвует в соревнованиях по прыжкам и выращивает волшебные цветы. Вместе со своими друзьями Беном и Элис он пытается раскрыть тайну магических дверей, которые позволяют перемещаться в пространстве. Веселые и легкие истории о жизни гномов погружают читателей в мир, где волшебство окружает маленького читателя повсюду.

«Если вы пишете о существах фантастических, важно продумать каждую деталь. Вам необходимо знать своих героев вдоль и поперёк, чтобы рассказывать о них так, как будто существа эти не выдуманные, а самые настоящие. И они прямо тут, перед вами. Это, наверно, особенно важно, когда вы пишете для детей. Любая искусственность в построении сюжета закончится детской скукой и нежеланием дочитывать страницу до конца. В этом смысле Ирина Петухова справилась со своей задачей на твёрдую пятёрку», — дает оценку в рецензии Мария Хмара

«Стоит вам прочесть всего одну небольшую главу, и вы уже погружаетесь в вымышленный мир с головой. Быт, фольклор, привычки и увлечения гномов — всё прописано детально и при этом ёмко. Писательница очень аккуратно и искусно подбирает лёгкую и красочную лексику, за счет чего эффективно раздвигает возрастные границы потенциального читателя». Рекомендуем книгу дошколятам и детям младшего школьного возраста. Она будет интересна поклонникам Туве Янссон, Свена Нурдквиста, Руне Белсвика.


В «Список литературы» Rideró попадают книги, опубликованные на нашей платформе и получившие положительные рецензии с рекомендацией от приглашенных нами независимых литературных критиков. Наши лучшие книги для чтения и дарения всегда можно найти на странице проекта.





С этим читают

О книге Михаила Касоева рассказывает литературный критик Иван Родионов. Сборник рассказов и повестей Михаила Касоева при прочтении оставляет послевкусие сложноуловимое. «Небо ближе к крышам» – это такая причудливая эклектика, каким-то ... Читать далее

Ирина Терпугова родом из Томска, закончила Сибирский государственный медицинский университет по специальности врач-биохимик. С 1998 года живет в Италии во Флоренции и с 2008 года работает лицензированным гидом по Тоскане. ... Читать далее

Это одна из тех книг, разговор о которой хочется завести издалека. Так вот, вместе со своей первой книгой, будущим мировым бестселлером под названием «Вторая жизнь Уве», шведский писатель Фредерик Бакман ... Читать далее

При первом нашем разговоре с Алисой Ханцис, писательницей, чьи книги представлены на Rideró c июня 2020 года, мы обсуждали ее опыт работы с книгами, жизнь с 2006 года в Австралии, ... Читать далее

Показать больше записей