Новый «Список литературы» Rideró представлен разножанровой женской прозой. Книги, обращенные взглядом к истории и поднимающие снова пласты пережитого, осмысляющие поколенческие разломы, наблюдающие и фиксирующие жизнь в разных ее проявлениях. Книги, устремленные с тревожным взглядом в будущее, антиутопии, рисующие сценарии развития рода человеческого. Книги, поднимающие проблемные темы современности, открывающие новый ракурс их восприятия. И книги, создающие волшебные миры и рассказывающие о добре и зле детям на языке сказки.
К проекту «Список литературы» с этого сезона присоединился в качестве рецензента литературный критик Лин Лобарёв — в 1995-2009 годах главный редактор альманаха «Конец Эпохи», в 2012-2015 годах главный редактор журнала «Мир фантастики», состоявший в жюри премий «Большой Зилант», «Новые горизонты». Лин будет помогать нам искать достойные книги в жанре фантастики и не только. Рекомендуем обратить внимание на отмеченные им в этом списке книги Евгении Кореловой, Арины Малых и Светланы Савиных.
Также в этом сезоне нам помогли искать хорошие книги литературные критики: Иван Родионов, Наталья Санникова, Марго Гритт и Мария Хмара.
Татьяна Буденкова «Сталинка»
Татьяна Буденкова родилась и большую часть жизни прожила в Красноярске, где минус двадцать — потеплело. Роман «Сталинка» о людях, жителях коммунальных квартир дома на набережной Енисея, которые разными путями оказались в Сибири. Многие линии жизни оказались переплетены в коммуналках этого «сталинского» дома, свидетеля противоречивых событий и их отражения в судьбах людей.
Из рецензии литературного критика Ивана Родионова: «Главный герой романа-матрешки Татьяны Буденковой — дом. Не трифоновский, но тоже на набережной — на набережной Енисея. Появился он так: 1941 год, в Красноярске не хватает жилья, поскольку в первую очередь строятся заводы — и на берегу Енисея спонтанно возникает Копай-городок с бараком-коммуналкой. Впрочем, иногда по ходу повествования этот дом будто разрастается до масштабов Красноярского края, а иногда — и всей страны».
«Почему романа-матрешки? «Сталинка» начинается как документальная проза-экскурс, с деталями-фактами и минимумом тропов — что, кстати говоря, кажется очень уместным. Этот убедительно-аскетичный язык — несомненное достоинство книги. А историй, разновременных и даже разножанровых, в книге великое множество. Потому и матрешка».
Лариса Майорова «Чемодан»
Главная героиня повести Ларисы Майоровой «Чемодан» Вера перемещается в прошлое, в 1942 год, с целью спасти от голода семью своей бабушки Анны, отца Кольку и его братьев, привезти им чемодан продуктов. Если бы мы могли изменить прошлое, что бы мы сделали и стоило бы вмешиваться, как бы это изменило будущее, вопросы, которые ставит повесть. Книга получила широкий читательский отклик: «Прочитали «Чемодан» всей семьёй. Маме 83 года. Она сначала плакала, потом замкнулась на несколько дней, а сегодня просила меня передать автору огромное спасибо и низкий поклон. Книга тяжелая, но сколько в ней доброты, сколько силищи!».
«Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ведется в настоящем времени, лаконичность фразы, нацеленной на движение вперед и только вперед, — все это заставляет читателя сразу и с головой погрузиться в мир, созданный автором, — рассказывает о повести «Чемодан» в рецензии Наталья Санникова. — 1942 год. Война. Маленькая хрупкая женщина Вера оказывается в эшелоне с ранеными, где проявляет незаурядный талант хирурга и характер бойца. Так начинается череда испытаний, просвечивающих насквозь и ее, и окружающих ее людей. Мы будто обнаруживаем себя в кинозале, — так зримо, так живо выписаны персонажи и жизнь, которую они проживают».
«Автору достаточно одного события, одного поступка персонажа, чтобы воображение читателя дорисовало картину. Когда жизнь на грани — не до рассуждений, не до описаний. Человек здесь проявляется в действии. Мы — это наши поступки, и любовь — это тоже поступки. Поэтому, когда Антип кормит собаку (ядом ли, осколками стекла?) и та погибает, все уже ясно про этого человека. И когда голодная истощенная Вера раздает встречным людям продукты, про нее мы тоже сразу многое понимаем».
Алена Белобородова «Путь «обязательной боли» или истории о суррогатном материнстве»
Сегодня почти невозможно встретить человека, который бы не слышал о суррогатном материнстве, но лишь немногие сталкивались с этим лично. Книга Алены Белобородовой раскрывает всю изнанку работы агентства, которое занимается суррогатным материнством.
Сегодня почти невозможно встретить человека, который бы не слышал о суррогатном материнстве, но лишь немногие сталкивались с этим лично. Книга Алены Белобородовой раскрывает всю изнанку работы агентства, которое занимается суррогатным материнством.
«В отличие от ток-шоу и желтой прессы, демонизирующих суррогатное материнство и превращающих его в чуть ли не подпольную торговлю детьми, автор описывает процессы весьма прозаичного бизнеса и как будто зажигает лампочку в тех «темных» местах, которые скрыты от обывателя. При этом, книга — не нон-фикшен, а именно художественное произведение, сочетающее производственный роман и роман взросления», — отмечает в рецензии на книгу писательница и литкритик Марго Гритт.
«Во время чтения вообще создается ощущение, что это твоя лучшая подруга травит байки о работе за чашечкой кофе, и она умеет построить повествование так, что ты будешь смеяться и плакать в нужные моменты. При этом Алена — неоднозначная героиня, она не пытается выставить себя в лучшем свете, совершает ошибки, злится, кричит на подчиненных, ее шутки порой могут быть жестоки. Но она энергична и оптимистична, и именно ее чувство юмора и позитивный настрой помогают читателям выйти из тяжелых и болезненных рассказов не опустошенными, а полными надежды. Надежда, кажется, вообще двигатель работы агентства и точно — главная эмоция всей книги».
Евгения Корелова «Вода»
Фантастический роман Евгении Кореловой «Вода» показывает мир антиутопии, в которой Россия и Китай объединились и стали единым государством. «Сложно решить, о чем же эта книга в первую очередь. Может о проблемах людей, живущих во второй половине XXI века. Может о социуме, который возник на этом этапе развития человечества. Но скорее все же о читателе, который только что закрыл эту книгу и теперь пытается понять, что же в нем изменилось за время чтения. А что-то несомненно изменилось», — отмечает в рецензии литкритик, писатель-фантаст Лин Лобарёв.
«Одна из главных проблем нового мира (и содержание основного конфликта книги) — нехватка в некоторых регионах питьевой воды — вполне реалистична. Нет ничего фантастического и в той политической и финансовой паутине, которая сплетается вокруг этой беды. Вообще, как свойственно лучшим представителям жанра, за вычетом собственно фантастической обстановки, весь роман нарочито реалистичен: что в бытовых деталях (а надо сказать, что разнообразие декораций приятно поражает), что в описании психологии, поведения и речи персонажей.
Рассказ идет о нескольких очень разных жизнях. Поначалу каждая из этих сюжетных нитей выглядит обособленной, сложно даже предположить, как же сплетутся столь несхожие судьбы. Но постепенно части мозаики сближаются и начинают исподволь проявляться события, которые скоро соберут ее воедино, свяжут дочь президента объединенной страны, сына рыбака из прибайкальской деревушки, культовую актрису и других персонажей разной степени экзотичности».
Автор романа Евгения Корелова — ученый, врач, преподаватель, кандидат медицинских наук. 18 лет своей профессиональной жизни посвятила детской хирургии, преподавала в медицинских вузах. Занимается научными исследованиями, посвященными трансплантации стволовых клеток и разработке новых лекарств от болезней периферической нервной системы.
Книга выдвигается в 2024 году от издательского сервиса Rideró на премию «Новые горизонты».
Арина Малых «Рейтинг»
Арина Малых начинает свою фантастическую повесть «Рейтинг» с описания идеального мира на Земле второй половины XXI века. Люди имеют жилье, достаток, им не обязательно работать, нет больше страшных болезней. Но есть правила и рейтинг каждого члена общества. Все просто: послушные получают безграничное счастье, нарушители — болезнь и смерть. Несогласные становятся изгоями, пленниками резерваций. Устоит ли мир, если кто-то решится уничтожить систему и беззаботную жизнь миллиардов счастливых людей? А может, они хотят подарить всем свободу?
«В будущем люди смогли построить идеальное общество. Огромная продолжительность жизни, бытовое изобилие, высочайшие технологии, полная свобода самореализации, позволяющая желающим заниматься исключительно творчеством, — рассказывает о книге в рецензии Лин Лобарёв. — При этом право человека на познание тоже никак не ограничено: как раз во время, когда происходит действие повести, человечество благополучно высадилось на планету в другой звездной системе. То есть — практически идеальный мир. Достигнуто это благолепие с помощью технологии наночипов, которые интегрируются в человеческий организм и берут на себя его обслуживание и поддержку. Изначально это был именно медицинский прорыв, но позже появилась нейросеть ИсНет, собирающая информацию в том числе с этих медицинских чипов и использующая ее для организации жизни человечества. Людям помогают определиться с профессией на основе их интересов, предлагают круг общения на основании их личных предпочтений и так далее. Причем, все сугубо добровольно, никакого принуждения. Поскольку физическое благополучие каждого в буквальном смысле находится в руках системы, наказанием за неодобряемые обществом поступки становится ухудшение здоровья. В итоге у каждого есть социальный рейтинг, от которого зависит, болит ли у человека голова и часто ли случается расстройство желудка. Люди с низким рейтингом имеют слабое здоровье и живут заметно меньше благонадежных граждан, но каждый может исправиться, стать хорошим гражданином и продлить свою жизнь».
Арина Малых — автор фантастических романов и рассказов. Публиковалась в журналах «Наш Современник», «Литературное обозрение», Citywoman. Закончила Российский Технологический Университет и Литературный институт им. Горького.
Светлана Савиных «Почти научная фантастика»
Светлана Савиных автор фантастического цикла «Вселенная Макросов», а также многих книг в жанре фантастики и фэнтези. Проработав много лет в энергетике, на производстве, уже в зрелом возрасте она начала писать. Сначала небольшие эссе и рассказы, потом первую книгу «Макросы», ставшую началом большого цикла. На сегодня у автора опубликовано более полусотни произведений.
В рецензии на книгу Светланы Савиных «Почти научная фантастика» Лин Лобарёв отмечает: «Фантастичность повестей Светланы Савиных заключается не столько в научных чудесах будущего, сколько в изменении человеческой природы под влиянием самой Вселенной. Эта концепция развития человека действительно находится на стыке между наукой и эзотерикой, а ее основные принципы изложены в идеологии русского космизма, которая была очень популярна в разные периоды истории нашей страны».
Книга представляет собой не отдельное произведение, а сборник из четырех небольших повестей. «Герои в них разные: носитель «изначального ДНК Создателя», позволяющего творить реальность, чужой своему миру психолог, нашедший друзей среди потерпевших крушение инопланетян, древние боги — точнее Истоки — настоящие космические инженеры, ставшие на каком-то этапе своего существования земными людьми и, наконец, руководитель маленькой экспедиции по поиску новой планеты для эвакуации целой цивилизации».
По мнению Лобарёва, «сборник Савиных без зазора укладывается в традицию, которая существовала в советской фантастике в 1970-е годы. Можно вспомнить такие имена, как Владимир Щербаков, Дмитрий Де-Спиллер, Дмитрий Шашурин, Михаил Чернолусский, Юрий Медведев, Елена Грушко и другие».
Эльвира Алексейцева «Недостаточно хорошая девочка»
Эльвира Алексейцева, кризисный психолог, тренер, игропрактик, написала книгу для женщин, которым постоянно кажется, что они в чем-то недостаточно хороши. У которых много идей, проектов, желаний, но их часто останавливает собственная неидеальность. Автор на личном примере и клиентских историях показывает, как непросто бывает распрощаться с подобными установками и даёт конкретные методики по выходу из этого состояния.
«Книга психологической помощи и поддержки, — пожалуй, так я сформулировала бы ее суть, — отмечает в рецензии Наталья Санникова. — Она написана женщиной-психологом, которая сама прошла весь путь от закомплексованной девочки к успешному специалисту. Очень многие женщины нуждаются в такой помощи: как минимум, женщине важно знать, что она не одна, что у многих похожие проблемы, а как максимум — начать работать над собой самостоятельно или обратиться к специалисту».
«В книге рассматривается случай, когда женщине с детства кажется, что она недостаточно хороша. Сначала в учебе, в музыке, в рисовании, в спорте, в английском, — в зависимости от того, куда отдали свое чадо родители. Потом — в работе, в семье… Случай этот встречается так часто и так повсеместно, что у книги найдется много читательниц, которым она будет полезна. Как так получается, что ребенок, девочка, вырастает с комплексом «недостаточности» и тащит его за собой всю жизнь?»
Эмма Зимина «Экиат»
Действие сказочной истории Эммы Зиминой происходит в маленькой армянской горной деревне Экиат. Теплый уютный вечер. Близнецы Арег и Лусин собираются спать. Бабушка испекла им гату и греет молоко. Ребята ложатся в кровати, лелея мысли о приближающемся дне их одиннадцатилетия. В этом возрасте у каждого жителя Экиата открывается особый дар. Но двойняшек ждет не только это событие. Впереди — приключения, испытания, а маленькие герои проявят истинную храбрость и безграничную преданность друг другу.
Эмма Зимина по образованию филолог, по специальности журналист-переводчик. В писательской мастерской Натальи Фаст «Роза ветров» училась писать сказки. Сама мастерская волшебным образом совпала с ее поездкой по Армении, так родилась эта история.
«Экиат» Эммы Зиминой — книга, казалось бы, небольшого объёма. Но внутри этого объёма писательнице удалось искусно разместить несколько увлекательных сюжетных линий, охватывающих с десяток героев, а также короткие притчи, создающие истории внутри историй, — отмечает в рецензии Мария Хмара, книжный гид и ведущая подростковых читательских клубов. — Повесть получилась многоуровневой и плотной. События развиваются стремительно, не давая маленькому читателю заскучать. На страницах «Экиата» вас ждёт знакомство с волшебным миром, который, с одной стороны, очень похож на мир, в котором живём мы с вами. С другой — мир «Экиата» обладает своёй неповторимой особенностью. Каждый человек в Экиате — хранитель уникального дара, который открывается в возрасте одиннадцати лет. В центре сюжета — десятилетние двойняшки Арег и Лусин. Брату и сестре предстоит пройти путь первого взросления, узнать много нового о себе и трагической истории своей семьи, проявить недетскую отвагу и разглядеть в себе ту любовь, которая, как небесные светила, не померкнет даже спустя долгие годы».
Книга подходит для младшего и среднего школьного возраста. Благодаря удачному сочетанию небольшого объёма и хорошего темпа развития сюжета, «Экиат» подходит для первого опыта самостоятельного и семейного чтения. «Поклонникам книг Грейс Лин стоит уделить «Экиату» особое внимание: осознанно или нет, Эмма использует схожий набор приёмов, делая это по-своему гармонично», — отмечает автор рецензии.
Ирина Петухова «Гном Джастин и радужные двери»
Ирина Петухова написала чудесную сказку про маленьких лесных человечков и приключения гнома Джастина. Ее истории получились очень живыми и добрыми. Главный герой, гном Джастин, путешествует в кармане в мир людей, участвует в соревнованиях по прыжкам и выращивает волшебные цветы. Вместе со своими друзьями Беном и Элис он пытается раскрыть тайну магических дверей, которые позволяют перемещаться в пространстве. Веселые и легкие истории о жизни гномов погружают читателей в мир, где волшебство окружает маленького читателя повсюду.
«Если вы пишете о существах фантастических, важно продумать каждую деталь. Вам необходимо знать своих героев вдоль и поперёк, чтобы рассказывать о них так, как будто существа эти не выдуманные, а самые настоящие. И они прямо тут, перед вами. Это, наверно, особенно важно, когда вы пишете для детей. Любая искусственность в построении сюжета закончится детской скукой и нежеланием дочитывать страницу до конца. В этом смысле Ирина Петухова справилась со своей задачей на твёрдую пятёрку», — дает оценку в рецензии Мария Хмара.
«Стоит вам прочесть всего одну небольшую главу, и вы уже погружаетесь в вымышленный мир с головой. Быт, фольклор, привычки и увлечения гномов — всё прописано детально и при этом ёмко. Писательница очень аккуратно и искусно подбирает лёгкую и красочную лексику, за счет чего эффективно раздвигает возрастные границы потенциального читателя». Рекомендуем книгу дошколятам и детям младшего школьного возраста. Она будет интересна поклонникам Туве Янссон, Свена Нурдквиста, Руне Белсвика.
В «Список литературы» Rideró попадают книги, опубликованные на нашей платформе и получившие положительные рецензии с рекомендацией от приглашенных нами независимых литературных критиков. Наши лучшие книги для чтения и дарения всегда можно найти на странице проекта.
О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее
Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее
Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее
О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее