Суррогатное материнство не только в литературе, но и в общественных дискуссиях — редкая и, можно сказать, табуированная тема. Если и появляются такие произведения, они стремятся к остросюжетности сенсационных историй со страниц таблоидов, далеких от реальности. Автор «Пути "обязательной боли"» не только решается взяться за уникальную тему, но и предлагает неожиданный ракурс: основанное на личном опыте повествование от лица сотрудницы агентства, занимающегося суррогатным материнством.
На ум приходит немного подзабытый жанр производственного романа, где максимально подробно представлена деятельность того или иного предприятия. В отличие от ток-шоу и желтой прессы, демонизирующих суррогатное материнство и превращающих его в чуть ли не подпольную торговлю детьми, автор описывает процессы весьма прозаичного бизнеса и как будто зажигает лампочку в тех «темных» местах, которые скрыты от обывателя. При этом, книга — не нон-фикшен, а именно художественное произведение, сочетающее производственный роман и роман взросления.
Рассказчица Алена проходит путь от начинающей сотрудницы, вчерашней студентки, до матерого профессионала. Если прикладывать к книге лекала художественной прозы, то структура получается несколько плоской: карьерный рост героини довольно прямолинеен, — только вперед, к достижениям, — как и путь самого агентства. Но препятствий хватает в каждой отдельно взятой истории его клиентов. Конфликты здесь возникают сразу на нескольких уровнях: борьба женщин с собственным организмом; противостояние агентства с недобросовестными заказчиками и общественным мнением; конфликт всей индустрии с государством и законом. Возможно, для полной картины не хватает историй самих суррогатных матерей, с которыми рассказчица не взаимодействует напрямую.
Автору удается установить доверительные отношения с читателями. Обращения к читателям, хотя и считаются не очень хорошим тоном в современной литературе, здесь выглядят органичными. Повествование не с точки зрения женщины, которая хочет иметь ребенка, и не от лица суррогатной матери, а именно от посредницы между ними, не позволяет книге скатиться в излишний трагизм. Истории, с которыми сталкивается рассказчица, даже самые душещипательные, рассказаны хоть и с сочувствием, но без надрыва. Во время чтения вообще создается ощущение, что это твоя лучшая подруга травит байки о работе за чашечкой кофе, и она умеет построить повествование так, что ты будешь смеяться и плакать в нужные моменты.
При этом Алена — неоднозначная героиня, она не пытается выставить себя в лучшем свете, совершает ошибки, злится, кричит на подчиненных, ее шутки порой могут быть жестоки. Но она энергична и оптимистична, и именно ее чувство юмора и позитивный настрой помогают читателям выйти из тяжелых и болезненных рассказов не опустошенными, а полными надежды. Надежда, кажется, вообще двигатель работы агентства и точно — главная эмоция всей книги.