Независимые авторы Rideró в списках премий и нашем «Списке литературы»!

В новом «Списке литературы» Rideró разнообразный и интересный «улов» — книги из лонг-листов известных премий («Просветитель», «Лицей»), романы из короткого списка финалистов Rideró, отобранных на «Новые горизонты», прошедшие профессиональный фильтр книги с независимой оценкой и рецензиями. Некоторые из них снова обращены взглядом к сложным, трагическим периодам истории нашей страны, другие пытаются заглянуть в будущее. Среди новинок — фантастические романы, утопии и антиутопии, в зависимости от читательского ракурса. Также у нас вышли — классное фэнтези, способное увлечь в свои миры всех от 12 и старше, увлекательный нон-фикшен от историка и социолога моды, а также книга, способная породить искусствоведческие споры, в которой автор попытался сформулировать объективные критерии оценки произведений современного искусства. Знакомьтесь, удивляйтесь и забирайте себе книги в закладки.


1. Прозаик Алексей Шепелёв, автор книг «Maxximum Exxtremum», «Сахар: сладкое стекло», «Мир-село и его обитатели» и др. Лауреат премии «Нонконформизм», финалист и листер премий А. Белого, И. Анненского, «Чистая книга», «Ясная Поляна» опубликовал на платформе Rideró новую повесть «Луч света в тёмном автобусе». В основе сюжета случайная встреча спустя пять лет в ночном автобусе, за окнами которого депрессивный посёлок, где мало что изменилось с девяностых. Но она — уже не семнадцатилетняя красотка Катя Филиппова, героиня незавершённой лав-стори, а известная модель Катрин Пилипас, эмигрировавшая в Европу, объездившая полмира, побывавшая «в горячих точках».  

Из рецензии литкритика Игоря Михайлова: «Шепелёв делает попытку перевести реалии нулевых и девяностых на язык нынешних двадцатилетних-тридцатилетних. И попытку, по мне, удачную. Немало в повести иронии, юмора, стёба. В его тексте множество приготовленных словесных, довольно образных, деликатесов. Поскольку 90-е, как мелочь из кармана, закатываются за горизонт и становятся нашей незабвенной памятью».

Отзыв прозаика Павла Крусанова
: «Повесть Алексея Шепелёва провоцирует читателя на самые противоречивые мнения о ней — такова его творческая манера, заявленная и в прежних книгах. Это следует принять или вовсе не браться за чтение. Одно несомненно — автор достигает в письме предельной искренности, не оставляя на герое стыдливых покровов, и эта художественная нагота необъяснимым образом завораживает».


2. Повесть Олеси Литвиновой «Я проснулся, и он уже был» вошла в Длинный список литературной премии для молодых писателей и поэтов «Лицей-2023». В короткий, к сожалению, не попала, но к этому произведению стоит присмотреться повнимательней. Логлайн: «Серёжа недавно потерял бабушку. Однажды утром он просыпается и видит, что в окне у него застрял стол, которого в комнате раньше не было». Мы попросили рецензию на книгу у литкритика Антона Осанова, который всегда внимательно знакомится с коротким списком премии. Приводим отрывок из его отзыва, полный текст рецензии здесь.

«Очень юная писательница написала очень взрослый текст.

Взрослый — потому что текст о принятии самого важного: смерти близких.

Созданная с редким языковым чутьём, каким-то сентябрьским, сентиментальным, повесть прекрасно передаёт как осенний Питер, так и боль от ухода любимого человека. Абсурд застрявшего в окне стола физически воплощает тяжесть, неожиданность и неизбежность смерти. Однажды все мы проснёмся у разбитого окна.

И однажды сами его разобьём.

Это в полной мере петербургский текст — с маленькими людьми, Невским, шинелями и тем бесприютным одиночеством, что гуляет во дворах-колодцах. Повесть написана с постоянным подразумеванием какой-то большой оставленности. В ней чувствуется тот холодный сквозняк, для которого в душе каждого есть неприкрытая щель. Откуда он дует и почему? Потому что Олеся Литвинова обладает даром замечать даже невесомую, незаметную вещь, которая «может быть, ещё и существует, но существует как Юпитер для земной пчелы».

От детства к настоящему, от былого к грядущему, перелётный текст порхает от цветка к цветку, и цветы эти медоносны, в них память о даче, о выгоревшем башкирском лете.

Это книга для тех, кто ощущает, что он «то же самое, что и сорные цветы и тёплый воздушный поток». Повесть для всех шагнувших, занёсших ногу, но ещё не утвердивших её. Смутное пограничное расстояние, где уместно и душевное расстройство, и дымка далёкого детства».

Для этой книги мы создали нейрообложку с помощью Midjourney. 


3. Новая книга журналистки и прозаика Ольги Батлер, в 2002-2013 годах постоянного автора «Независимой газеты», автора сборника очерков «Моя маленькая Британия», посвящена народной артистке России Валентине Георгиевне Токарской. Она стала прототипом героини ее романа «Птичка польку танцевала». Во время Великой отечественной войны звезда советского кино и мюзик-холла оказывается у немцев, потом в Воркутлаге, играет в опереттах заполярного «крепостного» театра, и здесь, на самом краю света, происходят неожиданные встречи и любовь. 

Из рецензии филолога и переводчика Натальи Санниковой: «Конечно, название романа Ольги Батлер отсылает к веселой и беззаботной песенке из «Буратино» Алексея Толстого. Такой же веселой и беззаботной была довоенная московская жизнь героини романа Анны Пекарской, в которой угадываются черты народной артистки России Валентины Токарской… Судьба, в самом деле достойная романа. Звезда московской сцены 30-х годов, одна из красивейших женщин Москвы; артистка, осенью 1941-го попавшая в окружение с фронтовой концертной бригадой, игравшая на оккупированных территориях для немцев и русских пленных, а к концу войны вывезенная в Берлин; артистка театра Воркутлага; артистка Театра сатиры. Артистка, исполнявшая в Московском мюзик-холле роль иностранной циркачки, улетавшей прямиком из пушки на луну (потом в кино эту роль исполнит Любовь Орлова). Жена Алексея Каплера. Подруга Татьяны Пельтцер и Рины Зеленой. Все это – один человек. Само собой напрашивается определение этой судьбы как «выдающейся» или «исключительной».

Но… но когда автор подробно, шаг за шагом, этап за этапом, описывает перипетии ее жизни, в поле зрения автора попадают герои, с ней связанные, и становится ясно, что это общая судьба многих и многих людей, живших в эпоху чисток, террора, репрессий, войны и новых послевоенных репрессий. Это и маршал Рокоссовский, и артист Рафаил Холодов, названный в романе Полотовым, встретивший победу вместе с Токарской в Германии (где чуть не расстался с жизнью из-за того, что был евреем), а затем оказавшийся в воркутинской ссылке, и муж Токарской Алексей Каплер (в романе Вильнер), с которым они познакомились в Воркутлаге, и многие-многие другие. Огромная эпоха, сминавшая и рушившая жизни и создававшая удивительные биографии, без которых лучше бы в нормальной человеческой жизни обойтись. В этом смысле мы видим в романе подробное и прекрасное описание человеческих судеб в эпоху больших потрясений». 


4. Этому же периоду советской истории посвящена и другая книга автора Rideró Евгении Кобальтроман «Произвол». 1937 год. Дочь прокурора СССР Нина Адмиралова влюбляется в человека не из своего круга — Андрея Юровского. Однако отец выступает против их романа и заставляет дочь расстаться с возлюбленным. Спустя 12 лет Нина и Андрей снова встретятся, но уже при других обстоятельствах — на строительстве Трансполярной магистрали. Политическая заключенная и начальник лагерей. Такова завязка сюжета этой книги.

Литкритик Игорь Михайлов в рецензии описывает так: «Роман добротный, написанный с болью и уважением к трагическим страницам истории нашей страны. Автор очень смело взялся за сложнейшую тему, ведь события тех лет коснулись всех, без исключения, здесь переплетены политика, история государства, личные судьбы. Явно ощущается реальная основа сюжета романа. О чем говорит не только приведенный список источников, но и богатая фактура, личные нотки в языке и образах… Сюжет выстроен, как уже готовый сценарий для сериала. Это не отменяет трагичности темы и желания показать, что даже в таких нечеловеческих условиях люди хотели выжить, помнили о своих семьях, своем прошлом, мечтали о будущем счастье.

Описываемые в романе судьбы настолько переломаны, что не могло не возникнуть вечных общечеловеческих вопросов — вот в такой безжалостной ситуации может быть любовь? Она может сохранить память, поддержать в тяжелейшую минуту, спасти жизнь? Но она не может отменить события в судьбе человека, разлуку, вернуть проведенные в тяжком труде и лишениях годы к исходной точке. И как поступать в таких условиях? Сохранить себя, представления прошлой жизни, которую неизвестно когда можно и нужно вернуть? А может самым правильным будет начать всё сначала?».


5. В романе (утопии или антиутопии?) Владимира Дарагана «Корпорация» молодой программист приезжает в странный город, чтобы начать работу в очень странной корпорации. Кажется, что он попал в коммунистическое общество, где все счастливы, где по вечерам на кухнях не ругают власть. Появилась любимая женщина, друзья, все вроде у него хорошо, но в корпорации начинает происходить что-то непонятное. Жизнь в городе меняется, наш герой оказывается в центре событий. Можно ли насильно сделать людей счастливыми? Вот вопрос, на который пытается найти ответ герой книги.

«Роман в хорошем смысле старомодный — путешествие в такую утопию могло быть написано в конце XIX-го или начале ХХ-го веков, — пишет в рецензии литкритик Антон Осанов. — Первая мысль — это снова антиутопия, роман о контроле и неизбежном против него бунте, но Владимир Дараган сильно удивляет. Он вообще-то утопию написал. Выступил в защиту разумной дисциплины, порядка, сосредоточенности… Если к роману Владимира Дарагана и подбирать какое-то слово, слово это будет «неожиданно». Неожиданна окажется природа Корпорации. Неожиданна любовная линия и финал. Неожидан сам принцип текста, его суть: в определённых условиях контроль социального поведения не просто имеет свою ценность, но даже необходим. О, об этом мало кто решается сказать… На фоне однообразной антиутопической литературы этот роман выделяется проработкой своих оснований, интеллектуальностью… В классическом антиутопическом тексте любовь разрушает несправедливую систему или хотя бы бунтует против неё. В этом тексте любовь, скорее, пытается сохранить главного бунтующего героя. И он не справляется, расстается с любимой. Это классно смещенные акценты».


6. Фантастический роман-квест Андрея Васютина «Красный блокчейн» рекомендуется ценителям закрученного, но понятного и логичного сюжета, для тех, кто не прочь понаслаждаться легкой конспирологией и повседневной магией, с референсом на Пелевина.

Из рецензии литкритика Ивана Родионова: «Это немного безумный текст, в котором наличествуют озорной сюжет, грубоватый юмор и задорная многослойная конспирология. «Красный блокчейн» прямо-таки дышит развеселым постмодерном — к счастью, приправленным и иронией, и самоиронией… По аннотации к роману «Красный блокчейн» можно подумать, что читателя ждёт очередное беспощадное жанровое месиво про попаданцев — брутальные герои всех времен и народов собираются вместе и идут рубить буйны головы коварным англосаксам и рептилоидам. Но это не так: роман Васютина несколько сложнее и веселее.

«Красный блокчейн» — книга, которую могли бы написать в соавторстве Нил Гейман и Александр Проханов. От первого здесь — хитровыстроенный сюжет, снижение мифологического, синтез магии и маркетинга, технологий и юмора. В романе даже есть ирландка Серлэйт и упомянут некий «пьяный рыжебородый верзила с блесткой в остром ухе». А от Проханова — гротеск и идейная составляющая: то ли спиритический панмонголизм, то ли киберевразийство».


7. Если хочется зарядиться позитивной энергией и улыбнуться, возьмите в руки рассказы кулинарного блогера, гастрономического обозревателя и телеведущего Антона Аренса. Его «Весёлые истории» — зарисовки из обыденной жизни, превращенные талантом автора в анекдотические истории, достойные сцены, как минимум, стендапа. Кафе, рестораны, продовольственные магазины, службы быта и даже московский метрополитен стали театральными подмостками, на которых сама жизнь разыграла свои весёлые постановки.

Антон Аренс: «Разбираться в гастрономии, готовить и рассказывать обо всём этом, моя профессия. Я попробовал огромное количество блюд, знаю несколько сотен рецептов приготовления томатного соуса, но лучшее, что произошло в моей жизни, это истории, которыми я делюсь с вами в этой книге. Потому что самое вкусное, самое желанное и необходимое, это смех и хорошее настроение. Хотя, бутерброд с ростбифом и вялеными томатами тоже неплохо».

Из рецензии литкритка Игоря Михайлова: «Это — веселые и незамысловатые, порой очень забавные рассказы — скетчи. Возможно, Антон Аренс выберет стендап, некоторые миниатюры просто необходимо читать вслух. Рассказки «Путанница», «Однажды утром», «Первый», «Кошелек», «Рецепт счастья» отличаются от телевизионного стендапа отсутствием пошлости. Они все легкие, искрящиеся, как шампанское. Не ставят проклятых вопросов: кто виноват и что делать. И в этом их несомненная прелесть». 


8. Фэнтезийная история с азиатским мифологическим сеттингом, способная увлечь и детей, и взрослых. Она о похождениях юного Хацукои, который покидает свою деревню, чтобы стать монахом. Он быстро обнаруживает, насколько скучна монашеская жизнь, и отправляется странствовать. В романе «Похождения Такуана из Кото» (первая часть «Принц голубых кровей») писателя Рю Чжуна на смену детским шуткам приходят запутанные аферы; вместе со своими проделками растёт и Хацукои, открывая своё настоящее призвание.

«Это классическое фэнтези для всех — от подростков до людей безнадёжно взрослых. Трилогия может понравиться поклонникам творчества Грейс Лин и Филиппа Пулмана, а также всем, кто знает, что фэнтези — это отражение не видимых с первого взгляда граней реальности, — рекомендует книгу ведущая подростковых книжных клубов, гид и методист Мария Хмара. — Сначала читателю предстоит осторожно ступить на неизведанную землю фэнтезийной истории, осмотреться в мире оригинальной и многослойной мифологии, чтобы вскоре с головой увязнуть в динамичном повествовании.

Такое погружение придётся по вкусу тем, кто настроен на длинную читательскую дистанцию и готов следить за увлекательной эволюцией главных героев на протяжении многих страниц трилогии. При этом я бы не стала строго ограничивать читательский возраст. Хотя автор и определяет жанр «Такуана из Кото» как янг эдалт, книга лишена ключевых характеристик так называемой литературы для молодых взрослых. Аллюзии на существующие религиозные принципы (как, например, три корня зла) и архетипические сюжетные линии (как, например, взаимозависимые отношения людей и богов) обращаются не к представителям конкретного поколения с его вызовами и задачами, а к живущим в современной реальности носителям универсального опыта».


Благодаря участию в этом году Rideró в номинировании на премию в области фантастики «Новые горизонты», мы нашли помимо выбранной книги-номинанта (OVUM Кирилла Куталова) отличные фантастические романы, о двух из которых хотим рассказать подробнее ниже.

9. Илана Чубарова, режиссер и драматург, основатель Московского театра «КомедиантЪ», член Союза писателей Москвы, Международного писательского союза «Новый современник», издала на платформе Rideró роман «Смежная зона», действие которого происходит в фантастической реальности, где человечеству угрожает вирус МВК (Мира внутренней комы). Главные герои Дюман с Иолой бродят по виртуальным мирам комы в поисках выхода, и только чувства друг к другу помогают им не потерять себя.

«Это мелодрама, протекающая на фоне путешествия героев по чужим внутренним мирам. На первой же странице автор провозглашает новый вирус, в результате которого тело человека живет, а сознание уходит в Мир внутренней комы, в МВК. Этот мир у каждого свой, он отражает суть человека и воплощен в пространство мечты. Есть миры большие и яркие, есть маленькие и офисные. А за пределом каждого своего мира — мир чужой внутренней комы, — из рецензии куратора выдвижения на премию «Новые горизонты» от Rideró Натальи Бондарь. — Между мирами комы ученые заметили зону, которая поможет зараженным общаться. И эта идея к финалу эволюционирует в анти-идею, в антиутопию. Главный герой Дюман и его спутница Иола живут в тени своей когда-то любви. Он, как и все мужчины в романе, посвящает себя карьере — проверяет пациентов в их мирах, игнорируя робкие попытки Иолы получить немного внимания. Иола безуспешно пытается обнаружить точку соприкосновения с Дюманом: пишет письма, просит рассказывать ей о брате, в кому которого иногда заходит Дюман».


10. Научно-фантастический роман Алексея Жаркова «Точка» содержит все жанровые элементы и приправлен астрономией, физикой, внеземной политикой, хоррором, межпланетной войной, романтикой космоса, земными и внеземными технологиями будущего. В основе книги лежит идея постоянного и необратимого умирания космоса, и сквозь эту идею идет развитие линий героев романа.

«С точки зрения сюжета, роман сложно выстроен, — комментирует в рецензии Наталья Бондарь. —  Кроме сборного героя повествование ведётся из разных временных точек, с разных планет и планетоидов; нарративы — от разных биологических существ, от первого и от третьего лица. И текст очень затягивает в себя в начале, но так же очень насыщает читателя идеями, которые переплетаются, переплетаются, переплетаются и заканчиваются без ответа, схлапываясь в точку, где уже всё бессмысленно и не будет иметь значения. Жарков, напоминая нам о том, что космос в романе продолжает умирать, как бы показывает множество удивительных явлений, о которых мы никогда не узнаем больше, чем автор решил нам сказать. Это нарочный приём: дать прикоснуться к новому и отнять это новое, переключив акцент на падение в сингулярность. В начале роман наполнен явлениями, подробностями и руководствами к их применению, к финалу остаются только красивые слова со скупым контекстом употребления. В финале остаётся только точка».


11. Научпоп кандидата социологических наук Катерины Михалевой-Эгер «350 лет современной моды, или социальная история одного обыденного явления» радикально меняет представления о моде как о банальной смене фасонов. Это целостное изложение истории моды как особого явления цивилизации Запада, вплетенное в ее хронику от ветхозаветных истоков до нейробиологических открытий XXI века. Автор обращается и к альтернативным путям развития моды, в том числе японскому опыту создания национальной модной индустрии, подводя к выводу: социальный институт моды органичен самой природе человека.

Книга вошла в Длинный список премии «Просветитель-2023» (выдвинута издательским сервисом Rideró). Её можно читать как захватывающий исторический роман. «Автор не ограничивается только социокультурным взглядом на моду, а включает отсылки к экспериментам и наблюдениям в области психологии и биологии, обосновывая гипотезу, что человек имеет склонность к моде на уровне нейробиологии», — отмечают рецензенты.


12. Искусствоведческий дискурс затеял автор книги  «Портрет короля» Демиен Милкинз. «Книга для тех, кто силится понять современное искусство или, чего доброго, стать великим художником» — закидывает провокационный крючок автор. — «Если мы спросим специалистов в этой области, по каким критериям они определяют, что есть шедевр, а что — бесполезный хлам, нам ответят, что критерий только один — их собственное субъективное мнение. Ну уж нет, дорогие мои! Верить вам на слово — это не к нам. Позвольте нам все же, несмотря на кажущуюся утопичность подобной затеи, самостоятельно определить эти загадочные критерии оценки изобразительного искусства. Разобраться, так сказать, кто тут прилично одет, а кто, извините, без штанов», — говорит Демиен Милкинз и предлагает читателям свою теорию, которая может оказаться любопытна посетителям современных выставок.

Литкритик Игорь Михайлов рекомендует книгу к прочтению: «Она весьма любопытна в качестве введения в современное искусство. Есть каталоги для покупателей, а книги, в которой ясно, четко и связно рассказывается о том, что такое современное искусство, почему оно и зачем оно, в которой нет огульной ругани или апологетики, большая редкость. Наверное, Умберто Эко — последний из могикан в этом отношении. Книга Милкинза — это попытка порвать этот порочный круг!»

Сценарист, переводчик, художественный руководитель Московского драматического традиционного театра Аркадий Резников: «Я не рекомендовал бы «Портрет» к прочтению профессионалам, чьё имя и материальное благополучие хоть в какой-то мере зависят от современного искусства. Вряд ли какая-либо книга, не только эта, способна заставить указанную категорию читателей усомниться в своей правоте. А вот тем, кто пока только занёс ногу, чтобы войти в мир современного искусства и, может быть, задержаться в нём всерьёз и надолго, книга, точно будет кстати. И я почти уверен, что она в силах вернуть душевное равновесие тем, кто готов поверить, что у него что-то не так с вкусовыми рецепторами и чувствует себя в modern art галереях не то что лишним, а просто идиотом».


Рекомендации выбранным книгам дали литературные критики и обозреватели, книжные эксперты, такие как Иван Родионов, Игорь Михайлов, Антон Осанов, Наталья Санникова, Мария Хмара. В рецензировании также приняли участие доктор философских наук, профессор Юрий Анатольевич Кимелев, доктор социологических наук, профессор Наталья Львовна Полякова, обозревательница и журналистка Наталья Бесхлебная, представитель бюро «Литагенты существуют» Виктория Голованова.

Встречайте, знакомьтесь с новыми именами, читайте хорошие книги!



С этим читают

О книге «Рассказы озера Леман» пишет филолог и переводчик Наталья Санникова. Чтобы история получилась счастливой, начинать ее нужно с конца. Так уж устроено, что любовные истории, как правило, заканчиваются раньше, ... Читать далее

Рецензию на исторический роман подготовил поэт, литературный критик Иван Родионов. Полноценным военно-историческим эпосом прозаический текст делает не объем. Точнее, не только он. Но и многослойность повествования на разных уровнях: государственное-народное, ... Читать далее

Что почитать: хорошие книги в закладки В новых книгах «Списка литературы» Rideró, нашего флагманского рекомендательного проекта, много весеннего синего неба и воздуха. В примечательных историях, рассказанных нашими авторами, вы, наверняка, ... Читать далее

Рецензию подготовила писательница Марго Гритт. Цикл рассказов «Комплекс Кассандры» разворачивает перед читателями единое вымышленное пространство, на котором мифологическим существам, божествам и духам, приходится уживаться с ничем не примечательным видом Homo ... Читать далее

Показать больше записей