Рецензия литературного критика
Игоря Михайлова
на книгу Евгении Кобальт
«Произвол»

Казалось бы время таких романов ушло. Убежали безвозвратно 90-е, «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова, за которыми в библиотеку выстраивалась очередь, «Белые одежды» Владимира Дудинцева, «Новое назначение» Александра Бека не будоражат воображение. Даже «Дом на набережной» Юрия Трифонова стал старым, не таким уж и добрым, но ретро.

Наверное, последний всплеск интереса к теме 30-х, Сталинских репрессий, был у Яхниной в книге «Зулейха открывает глаза». Отметился на этом попроще с книгой «Обитель» и Захар Прилепин. В книге «Произвол» стало понятно, что автор, которая родилась в 1977 году, принадлежит к поколению, которое описывает события тех трагических лет умозрительно и довольно противоречиво. И это даже и не критика, а констатация факта. Евгения Кобальт — еще более молодой автор. Это — поколение нулевых. Поэтому столь ценный именно взгляд поколения, за которым будущее. Именно они сейчас закладывают интеллектуальный фундамент будущего, которое будут расхлебывать их дети и внуки. Роман «Произвол» в этом отношении очень интересный и поучительный.

Роман добротный, написанный с болью и уважением к трагическим страницам истории нашей страны. Автор очень смело взялся за сложнейшую тему, ведь события тех лет коснулись всех, без исключения, здесь переплетены политика, история государства, личные судьбы.

Явно ощущается реальная основа сюжета романа. О чем говорит не только приведенный список источников, но и богатая фактура, личные нотки в языке и образах. Язык романа достаточно ровный, гладкий, автор хорошо владеет интригой. При том, что описываемые события относятся к достаточно далекому прошлому, очень ясно виден современный след, герои говорят сегодняшним языком и даже ругаются, повествование ведется от первого лица главной героини, отсюда мостик к мировоззрению. И в этом несомненный минус.

Например, главная героиня во взрослом возрасте пережила войну, дальнюю эвакуацию, но все это как-то настолько легко, можно сказать, даже незаметно, по ней это совсем не чувствуется — как будто такого факта в биографии у нее просто нет. Это тоже можно считать современной стороной повествования, ведь именно опыта переживания трагедии Великой отечественной войны у молодых совсем нет. Так же при описании некоторых реалий того времени нет ощущения подлинности. Они просто перечисляются, некоторые описываются, но не как часть жизни. Погружение отсутствует.

Понятно, что это различие в мировосприятии поколений, но оно очень бросается в глаза.
Разумеется, у каждого человека преобладает личное восприятие всего, но все-таки по оригинальным воспоминаниям, языку, свидетельствам той поры, фото и кинодокументам есть определенный образ того времени, той жизни. Как бы ни близко от нас то время (относительно), рассказ о нем не может быть настолько современным по чувствованию, языку и т.д. Из-за этого возникает восприятие некоторой подделки, чего-то искусственного, декораций. Восстановление прошлого — очень трудный и деликатный процесс. Тем более рассказ о прошлом.

Очень похоже, что сознательно или нет, но автор думает об экранизации, поэтому в романе много прямо-таки инсценированных кадров, не так много говорящих о сущности описываемого — просто описание сцены или кадра с расположением вещей. Литературные портреты тоже кажутся как будто напечатанными на картонке или плакате. Это просто фотографические снимки, по ним сложно понять сущность героя, его внутренний мир. Сюжет выстроен, как уже готовый сценарий для сериала. Это не отменяет трагичности темы и желания показать, что даже в таких нечеловеческих условиях люди хотели выжить, помнили о своих семьях, своем прошлом, мечтали о будущем счастье.

Описываемые в романе судьбы настолько переломаны, что не могло не возникнуть вечных общечеловеческих вопросов — вот в такой безжалостной ситуации может быть любовь? Она может сохранить память, поддержать в тяжелейшую минуту, спасти жизнь? Но она не может отменить события в судьбе человека, разлуку, вернуть проведенные в тяжком труде и лишениях годы к исходной точке. И как поступать в таких условиях? Сохранить себя, представления прошлой жизни, которую неизвестно когда можно и нужно вернуть? А может самым правильным будет начать всё сначала?

Большая любовь главных героев, конечно, поддержит их в последующие годы, но никогда не сможет поменять тех обстоятельств, в которые их поставила судьба. А значит — принятых решений и поступков. Должность начальника строительства железной дороги на севере Сибири, которую строили заключенные Гулага — инженерная должность с кровавыми руками. И при всём природном благородстве, так трепетно описанном любящей женщиной, судьба такова, что нет ему прощения. Приговор детей жесток, но справедлив.

Завершающая сцена романа — красивый и справедливый итог — очень жизненное продолжение — следствие предыдущих событий, максимально возможный и желанный хеппи-энд в тех условиях, который является карой и пыткой совести. Дети, будущие поколения объявили свой вердикт и этого уже не изменить.

Купить книгу