Конечно, название романа Ольги Батлер отсылает к веселой и беззаботной песенке из «Буратино» Алексея Толстого. Такой же веселой и беззаботной была довоенная московская жизнь героини романа Анны Пекарской, в которой угадываются черты народной артистки России Валентины Токарской. Автор, собственно, и сама подчеркивает, что ей, Валентине Георгиевне Токарской, посвящена эта книга.
Судьба, в самом деле достойная романа. Звезда московской сцены 30-х годов, одна из красивейших женщин Москвы; артистка, осенью 1941-го попавшая в окружение с фронтовой концертной бригадой, игравшая на оккупированных территориях для немцев и русских пленных, а к концу войны вывезенная в Берлин; артистка театра Воркутлага; артистка Театра сатиры. Артистка, исполнявшая в Московском мюзик-холле роль иностранной циркачки, улетавшей прямиком из пушки на луну (потом в кино эту роль исполнит Любовь Орлова). Жена Алексея Каплера. Подруга Татьяны Пельтцер и Рины Зеленой. Все это – один человек.
Само собой напрашивается определение этой судьбы как «выдающейся» или «исключительной». Но… но когда автор подробно, шаг за шагом, этап за этапом, описывает перипетии ее жизни, в поле зрения автора попадают герои, с ней связанные, и становится ясно, что это общая судьба многих и многих людей, живших в эпоху чисток, террора, репрессий, войны и новых послевоенных репрессий. Это и маршал Рокоссовский, и артист Рафаил Холодов, названный в романе Полотовым, встретивший победу вместе с Токарской в Германии (где чуть не расстался с жизнью из-за того, что был евреем), а затем оказавшийся в воркутинской ссылке, и муж Токарской Алексей Каплер (в романе Вильнер), с которым они познакомились в Воркутлаге, и многие-многие другие.
Огромная эпоха, сминавшая и рушившая жизни и создававшая удивительные биографии, без которых лучше бы в нормальной человеческой жизни обойтись. В этом смысле мы видим в романе подробное и прекрасное описание человеческих судеб в эпоху больших потрясений. Хотелось бы, может быть, яснее понимать внутреннюю жизнь героев, их проживание и переживание событий, их становление. То, что можно назвать «внутренней жизнью чувств». По сравнению с событиями большой и разнообразной внешней жизни довольно мало информации получили мы о внутренней жизни героев, о том, что они ощущали или могли ощущать, думать, чувствовать. Не хватило мне и бытовых подробностей: вещной, предметной, материальной жизни. А ведь именно благодаря своей вещности жизнь становится осязаемой.
Но и без того роман Ольги Батлер многое рассказывает об эпохе и о людях, ее населявших. Интересны здесь переплетения судеб, жизней, отношений. Интересна будет читателю и любовная линия романа, прежде всего, любовь, возникшая в лагере, позволившая героям выжить несмотря ни на что, а скорее, вопреки всему. Рекомендую роман к публикации и прочтению.