Рецензии на книгу Демиена Милкинза
«Портрет короля»

Рецензия литературного критика Игоря Михайлова

Книга довольно беспорядочна и увлекательна. А ведь еще Брехт сказал, что «безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства, — это скука… Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие...»

Нескучно читателю с самого начала. С псевдонима автора.
Прежде всего, кто такой Демиен Милкинз?

Автор мистифицирует:
Для начала: Дэмиен Милкинз — это мой псевдоним. Несколько последних лет я живу и тружусь на берегах Туманного Альбиона, а посему в своей рабочей переписке предпочитаю использовать эту древнешотландскую фамилию, наиболее близкую по своей этимологии к моему славянскому антропониму.

И это правильно. Ведь и современное искусство мистифицирует, провоцируя интерес со стороны зрителя и покупателя. Иной раз это провокация и заменяет сам предмет искусства.

Автор спрятался за псевдоним, значит в этом есть сокровенный смысл, древне шотландская фамилия звучит так же убедительно, как в книге в жанре фэнтэзи описание дракона. А впрочем, может автор хочет обезопасить себя от нападок со сторон историков искусства? От излишних по этому поводу переживаний.

…Автор постоянно интригует, не оставляя в покое ни деятелей современного искусства, ни зрителей, ни те самые объекты, о которых речь. Такое ощущение, что автор уже готов воевать с современным искусством, а снаряды не подвезли, поэтому пантеон с надписью Энди Уорхол цел и невредим.

А я меж тем вспоминаю фильм 1978 года Альберто Сорди «Куда ты едешь в отпуск?»
Там муж и жена, римские торговцы овощами, отправляются своими детьми, людьми современными и продвинутыми, на Венецианское биеннале. И простые люди, втиснутые в пространство овечек, обломков кирпичей, дырок в стене и прочих инсталляций начинают воспринимать буквально. Овечка — это и есть овечка, стул и есть стул, дырка в стене — дырка в стене. И это, кстати, самое страшное, что может приключиться с современными художниками…

Впрочем, рекомендую книгу к прочтению, она весьма любопытна в качестве введения в современное искусство. Есть каталоги для покупателей, а книги, в которой ясно, четко и связно рассказывается о том, что такое современное искусство, почему оно и зачем оно, в которой нет огульной ругани или апологетики, большая редкость. Наверное, Умберто Эко — последний из могикан в этом отношении. Книга Милкинз — это попытка порвать этот порочный круг!

Рецензия на книгу сценариста, переводчика, художественного руководителя Московского драматического традиционного театра Аркадия Резникова

Позвольте пригласить вас на дегустацию вслепую. На идеальную дегустацию вслепую, поскольку мы не знаем не только автора, но и что это за «блюдо», которое нам предстоит пробовать с его подачи.

Однако договоримся о терминах: блюдом я именую не книгу, а сам предмет, которому она посвящена. А книга… Что книга?! Про неё вообще можно не говорить. А говорить нужно с автором, как со случайным собеседником в купе поезда дальнего следования или за стойкой бара конференс отеля. Этот дружелюбный попутчик не давит на нас своими регалиями и авторитетом. Спасибо ему за это. Для начала – за это. И потом за то, что он неленив и любознателен настолько, что заставляет и нас задаваться небанальными вопросами и давать себе труд задуматься над ними.

Теперь же, по законам жанра, я должен сообщить, что ждёт читателя между обложек и строк этой, достаточно объемной монографии.

Итак:
с каким ключом подходить к пониманию видеоинсталляций Пьера Юига;
как отличить мазок Сесили Браун от мазка Флоры Юхнович;
какая жизненная драма определила творческий путь Дэмиена Херста;
и наконец: кто скрывается под маской Бэнкси –
всего этого из «Портрета короля» мы не узнаем.

Но!.. мы, однозначно, поймём метафорическую расстановку сил в сказке про голого короля, которую так любят приводить в качестве аргумента противники современного искусства.

Иными, более привычными, словами: книга написана с большим неравнодушием, поэтому не оставить следа по прочтении просто не может. Но наследит она всем по-разному. У кого-то логические построения автора и экскурсы в глубину веков вызовут несогласие на грани негодования. Кто-то испытает некоторый дискомфорт, ведь это только говорить правду легко и приятно, а слушать – отнюдь. Непременно найдутся и те, кому книжка изменит жизнь (по крайней мере, творческую) навсегда.

В общем, я не рекомендовал бы «Портрет» к прочтению профессионалам, чьё имя и материальное благополучие хоть в какой-то мере зависят от современного искусства. Вряд ли какая-либо книга, не только эта, способна заставить указанную категорию читателей усомниться в своей правоте.

А вот тем, кто пока только занёс ногу, чтобы войти в мир современного искусства и может быть задержаться в нём всерьёз и надолго, книга, точно будет кстати. И я почти уверен, что она в силах вернуть душевное равновесие тем, кто готов поверить, что у него что-то не так с вкусовыми рецепторами и чувствует себя в modern art галереях не то что лишним, а просто идиотом.

За это ещё одно большое спасибо автору от нас, так называемых «простых» людей. И приятного аппетита!

Купить книгу