Илана (Алена) Чубарова — режиссер и драматург, основатель Московского театра «КомедиантЪ», член Союза писателей Москвы, Международного писательского союза «Новый современник». Опыт работы в театре и в кино помогает ей создавать пьесы, которые интересно ставить и играть. Это не просто литература, а именно литература для создания фильма или спектакля. На счету Иланы более 30 ролей в театре.
Автор о том, как пришел замысел романа «Смежная зона»
Отзыв читателя
Рецензия представителя экспертного совета Rideró на премию «Новые горизонты» Рю Чжуна
Роман «Смежная зона» написан в жанре «дель арте»: разлучённой паре влюблённых Орацио и Изабелле(Дюману и Иоле) мешают Дотторе (Круферт), Капитан (Ирегор) и другие маски. Есть здесь и весёлый рубаха-парень Арлекин (Лур) и служанка Коломбина (Любица), между которыми так и норовит пробежать искра.
Но главный противник влюблённых — хитроумная и коварная Куллита, которая из простой домработницы постепенно превращается в женщину-вамп и даже занимает директорское кресло, получая власть и над Иолой, и над Дюманом.
Всё это происходит на фоне непонятной и оттого страшной эпидемии «мира виртуальной комы», которая внезапно накрыла всю планету.
«МВК — страшная необъяснимая болезнь, перед которой все оказались равны, как перед смертью, остановила амбициозных политиков. Мировое господство стало бессмысленно, целая нация, целое государство могли исчезнуть с лица земли в одну ночь, вне зависимости от их вооружения и престижа на мировой арене. Тогда еще не открыли возможности подключений и способности некоторых людей быть визитерами, тогда уход в МВК был равносилен умиранию. Благодаря одной катастрофе была предотвращена другая. Мир наступил».
Есть множество теорий об устройстве этого мира, а также о том, как туда попасть, и можно ли оттуда выйти. Дюман с Иолой бродят по виртуальным мирам комы в поисках выхода, и только чувства друг к другу помогают им не потерять себя. Каждый по-своему, они пытаются разобраться в том, что же происходит; задают вопросы себе и тем, кто встречается на пути, но не получают ответа. Пока, наконец, ответ не приходит сам.
«...Любовь представляет собой вектор ускорения метрического тензора энергии-импульса, самодостаточность которого активизирует непрерывную симметрию фракталов и объединяет квантовые, электромагнитные и гравитационные взаимодействия...»
Наконец, всё тайное становится явным, и мимо героев проносится тень антиутопии. Но даже конспирологически-таинственные исчезновения и убийства не способны скрыть правду, и мир — как реальный, так и виртуальный — узнаёт не только о том, что значит МВК, но и о существовании смежной зоны, и о том, кто был причиной её появления.
«Он работал для больных и не понимал, зачем правительство держит эти исследования в таком строжайшем секрете. Он настаивал, чтобы как можно больше лабораторий присоединилось к разработке темы и чтобы была в курсе его собственная. Ему объясняли, что это опасно, что последствия непредсказуемы, и в приказном порядке требовали сохранения тайны».
В конце герои обретают смысл жизни. Кому-то удаётся построить карьеру и семью в реальном мире, а кто-то остаётся по ту сторону занавеса комы, спасая других и тем самым спасая себя. Может быть, в этом и есть смысл комы? Дать одним людям повод спасать других? Или же кома — это просто метафора инфантильного бегства от сложностей реальности в мир дерзновенной фантазии? А может быть, мир виртуальной комы существует у каждого в голове уже сегодня, но попасть в него пока никому не удаётся?
«А хорошо ли мы на самом деле понимаем наш привычный мир? А может, этот новый — только еще одно доказательство, что мы ничего не понимаем в старом?»
Рецензия писателя и драматурга Натальи Бондарь
Роман «Смежная зона» — это мелодрама, протекающая на фоне путешествия героев по чужим внутренним мирам. На первой же странице автор провозглашает новый вирус, в результате которого тело человека живет, а сознание уходит в Мир внутренней комы, в МВК. Этот мир у каждого свой, он отражает суть человека и воплощен в пространство мечты. Есть миры большие и яркие, есть маленькие и офисные. А за пределом каждого своего мира — мир чужой внутренней комы.
Между мирами комы ученые заметили зону, которая поможет зараженным общаться. И эта идея к финалу эволюционирует в анти-идею, в антиутопию.
Главный герой Дюман и его спутница Иола живут в тени своей когда-то любви. Он, как и все мужчины в романе, посвящает себя карьере — проверяет пациентов в их мирах, игнорируя робкие попытки Иолы получить немного внимания. Иола безуспешно пытается обнаружить точку соприкосновения с Дюманом: пишет письма, просит рассказывать ей о брате, в кому которого иногда заходит Дюман.
Иола терпелива, ненавязчива и почему-то его любит. Дюман держит ее в голове как единственный факт своей жизни, как подтверждение, что у него эта жизнь вообще есть. Он прячет Иолу как тайну, в которую даже коллеги не верят. Она как миссис Коломбо у успешного детектива.
А для Дюмана целостность мира Иолы — это огромное достижение и проявление любви, лишенное привычных атрибутов. И при всех его карьерных достижениях, при концентрации вокруг его персоны женского внимания, в финале мы четко видим: Дюман не может спокойно пережить встречу лицом к лицу. Спасает героев только сюжет, дающий им общую миссию.
Даже в собственном мире внутренней комы для Иолы ничего не меняется: как и в реальности, она постоянно ищет точку соприкосновения с Дюманом, правда в этот раз уже материальную. Она пытается обнаружить его в декорациях своей жизни, но когда, наконец, находит, с первой секунды ясно, что это скорее путь в черную дыру, а не к новым звёздам.
А что с фантастикой, спросите вы. Мир внутренней комы — фантдоп, вписанный в научно-психологическую сингулярность. Он нужен автору, чтобы высказывание, положенное в мелодраматический сюжет, заиграло новыми предлагаемыми обстоятельствами. И чтобы паттерн «насильник-жертва» (в нем и живут герои романа) приобрел значение в антиутопическом мире.