Герой с водопроводным именем Марио устраивается программистом в таинственную Корпорацию из города 101. К потрясающим социальным благам прикладывается жизнь, расписанная до мелочей: заниматься спортом, иметь увлечение, состоять в коллективе, быть всегда на виду. И вроде бы всё не так уж плохо, но что делать, если в самом счастливом городе на свете не растёт шиповник и нельзя заварить с ним чай?
Первая мысль — это снова антиутопия, роман о контроле и неизбежном против него бунте, но Владимир Дараган сильно удивляет. Он вообще-то утопию написал. Выступил в защиту разумной дисциплины, порядка, сосредоточенности. Не стал прославлять чувства, революцию и свободу, а напомнил о разуме и ответственности. И что бывает, когда руководствуешься прекраснодушными лозунгами.
Если вы думаете, что это лишь про желание построить идеальный город — о, «Корпорация» Владимира Дарагана вновь сильно вас удивит. Писатель вообще кое-что необычное учудил. Он показал, что в распорядке тоже есть своё очарование, а разумная дисциплина помогает творить. При этом роман внятно критикует современный мир, не скатываясь в морализаторство и брюзжание. И не столько даже на контрасте критикует, а просто в силу художественных ситуаций. В тексте есть та лёгкость сравнений, когда знакомства в интернете соотносятся с рынком, где «идешь вдоль ряда с крыжовником — там ягодку съел, еще попробовал, в конце ряда уже наелся и разочаровался».
Лексически бедное повествование не портит, а ускоряет текст. Он быстро проносится перед глазами. Скупой стиль подчёркивает абсурдность происходящего, забавно высмеивает бюрократизированный язык и усложнённость офисной жизни. Тайна Корпорации только подстёгивает читательское любопытство. Оно точно не будет разочаровано. Что важно — текст стоит на прочных интеллектуальных основаниях. За ним есть идея. И опыт. Роман в хорошем смысле старомодный — путешествие в такую утопию могло быть написано в конце XIX-го или начале ХХ-го веков. Что-то такое классическое, несбывшееся.
Так что, если к роману Владимира Дарагана и подбирать какое-то слово, слово это будет «неожиданно». Неожиданна окажется природа Корпорации. Неожиданна любовная линия и финал. Неожидан сам принцип текста, его суть: в определённых условиях контроль социального поведения не просто имеет свою ценность, но даже необходим. О, об этом мало кто решается сказать.
Владимир Дараган занят важным и редким делом —защищает идею утопии, или, точнее, приводит некоторые доводы в пользу того, за что её всегда критикуют. За распорядок, за надзор, за указание как нужно правильно жить. Речь не об апологетике контроля — вовсе нет! — а о здравом смысле, о старом-добром программистском правиле: если твой код работает, не трогай его. И роман Владимира Дарагана работает. Ещё как.
От автора о книге:
«Когда я ее писал, то с середины понял, что пишу книгу о любви. Сложной, ей мешают рабочие отношения и загадки корпорации. Сначала я задумал книгу, как антиутопию. Хотел показать, что тотальный контроль вызовет справедливый протест. Так и получилось. Герои начали ломать систему. Они сами это делали, я только записывал. Но потом все рухнуло и стало хуже. Алкоголь, преступность, плохое качество продукции — это все логично получилось. И вот в конце я только руками развел — и так было плохо, потому, что скучно. А стало еще хуже. Так что рецензент оказался прав. Из двух зол порядок оказался меньшим злом. Но главное, все-таки, это любовная линия на фоне условной «катастрофы». Виновнику остается только уйти, кусать себе локти и думать, где он сделал ошибку. Контроль — это зло, но продуманный контроль в корпорации оказался эффективным. Получается, что я придумал наше ближайшее будущее. Не такое уж оно плохое».
P.S. от рецензента:
«На фоне однообразной антиутопической литературы этот роман выделяется проработкой своих оснований, интеллектуальностью. Я постарался выцепить из вашего текста именно это: контроль был эффективен. Это не значит, что он необходим (в логике вашего текста) и тем более справедлив, но он работал. И люди считали свой город особенным.
Про любовную линию тоже хотел написать. В классическом антиутопическом тексте любовь разрушает несправедливую систему или хотя бы бунтует против неё. В вашем тексте любовь, скорее, пытается сохранить главного бунтующего героя. И он не справляется, расстается с любимой. Это классно смещенные акценты».