Осенние находки «Списка литературы» Rideró

Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, которые мы открываем для себя, для вас, для читателей. В новом Списке Rideró  авторы с литературным бэкграундом и опытом работы с традиционными  издательствами соседствуют с новичками, чьи книги, отобранные для рекомендаций, по сути их дебютные работы, но вполне удачные.

Прибыло снова и в команде рецензентов проекта, рады сообщить, что к нам присоединился книжный обозреватель Сергей Сызганцев — выпускник магистратуры «Литературное мастерство» Высшей школы экономики, резидент Дома творчества Переделкино, финалист премии «_Литблог». Публиковался на сайтах «Год Литературы», «Горький», «Афиша Daily», «Многобукв» и других. Сергей входил в состав жюри блогерской номинации Ridero «Выбор книжных блогеров» премии «Лицей».

Традиционно нам помогали искать хорошие книги также филологи, литкритики, профессионалы околокнижного мира: Иван Родионов, Марго Гритт, Игорь Михайлов, Антон Осанов, Мария Хмара и Наталья Санникова. Информацию о них, а также полные тексты рецензий на книги «Списка литературы» можно найти на странице проекта.

Итак, смело рекомендуем!

Современная проза

Василий Тюхин «Белый капедан» (18+)

Василий Тюхин — писатель и переводчик с албанского и английского языков, в его переводах издано несколько произведений писателя Исмаиля Кадарэ, в том числе два его романа «Генерал мертвой армии», «Дворец сновидений» (оба вышли в «Поляндрии — No Age», последний вошел в короткий список «Ясной поляны» 2023 г.). В «Список литературы» вошел написанный Василием Тюхиным собственный роман «Белый капедан». Он написан в 2019 году и впервые был опубликован в «Новом Журнале» (The New Review, №296). В 2023 году роман вышел в российском издательстве «Пальмира», а в июне 2024-го, сохранив за собой все права, автор разместил его на издательской платформе Rideró в электронной, печатной и аудиоверсии.

В основе романа исторические события, когда в конце 1924 года сотня русских белогвардейцев-эмигрантов из армии Врангеля, проживавших в Сербии, разгромила армию Албании, вернув к власти свергнутого премьер-министра Ахмета Зогу. Книга Василия Тюхина знакомит российских читателей с этой малоизвестной нам страницей истории. До сих пор даже в научной литературе порой упоминается целая «дивизия наемников», одержавшая победу в молниеносной кампании. На самом деле в отряде русских добровольцев было 108 офицеров и солдат, и несколько сотен албанских крестьян-горцев. Победить им помогли балканские традиции мифотворчества и тысячелетние суеверия горцев. Армейские части отступали в суеверной панике перед мифической дивизией русских призраков, бессмертных ледяных солдат во главе с Белым Капеданом, причем сам Капедан, реальный русский офицер, похоже, об этом и не догадывался. Правду знал лишь Ахмет Зогу, будущий король албанцев Зогу Первый.

Литературный критик Иван Родионов написал рецензию на роман: «Текст, заявленный в аннотации как «роман-миф», по итогу оборачивается скорее романом-пазлом, в котором стыкуются принципиально разные литературные приёмы – и стыкуются интересно… Собственно исторические фрагменты выписаны по-хорошему легко и увлекательно – без архивариусовского переусложнения и наукообразной тяжеловесности. Такого стиля не хватает многим книгам-биографиям в условном жанре «жизнь необыкновенных людей». А если прибавить к стилистике колоритность фактуры, неожиданную точность деталей и занимательную необыкновенность реальных событий, получается совсем хорошо».

Алиса Ханцис «Аквариум» (18+)

Знакомим с повестью писательницы Алисы Ханцис «Аквариум», написанной в жанре «музыкально-пластической драмы в трех частях с прологом и эпилогом».  В прошлом году один из романов Ханцис «Дух геометрии», отмеченный в нашем проекте «Список литературы», был успешно издан «Домом историй» под новым названием «Кариатиды», а другой роман «И вянут розы в зной январский» — ранее в АСТ. 

Действие драматической повести «Аквариум» разворачивается в 90-е годы — начале 2000-х, когда после смерти родителей студент консерватории Тео становится опекуном своего младшего брата и сестры, все трое оказываются тесно привязаны друг к другу сложными и порой мучительными узами. Когда один из них испытывает творческий кризис, остальные пытаются ему помочь. Невинная детская игра, перенесенная в плоскость взрослых тем, грозит обернуться трагедией, но брат и сестра готовы на всё, чтобы вернуть близкому человеку вдохновение.

Книгу читал обозреватель Сергей Сызганцев, который в рецензии отмечает: «Первая ассоциация, которая приходит на ум после прочтения повести Алисы Ханцис «Аквариум» — это укороченная и во многом щадящая версия «Маленькой жизни». Неспособность героев отделиться друг от друга, их привязанность к искусству и сильным эмоциям, подкреплённая несколькими травмирующими эпизодами юности, и, наконец, непростая история взросления сквозь безликие, ничем толком не обозначенные десятилетия позволяет поставить «Аквариум» на одну полку с бестселлером Ханья Янагихары и другими книгами о травме и травматичных отношениях. Но Ханцис, в отличие от Янагихары, хочет показать не саму боль и её последствия, а, скорее, обманчиво целительную, во многом эскапистскую силу искусства, с помощью которой герои убегают от страшного реального мира в свой собственный, «аквариумный», где есть место и любимым занятиям, и пространным разговорам о великом, и выдуманным детским интервью, и любимой игре в «Комнату», когда одному завязывают глаза, пускают в помещение и предлагают на ощупь и под музыку узнать, кто или что стоит перед ним. В каком-то смысле повесть Ханцис похожа на этот самый аквариум. На протяжении всего плавания по тексту читатель будто бы смотрит на происходящее через мутноватую воду, в которой вместе с различными водорослями проплывают значимые детали, описания и сюжетные коллизии». 

Мария Косовская «Люба, исполняющая желания» (18+)

Юмористические зарисовки о «нелегкой женской судьбе» прозаика и сценаристки, выпускницы Литературного института им. А. М. Горького Марии Косовской — это идеальная книга в дорогу, чтобы отвлечься и улыбнуться, легкая проза с характерными персонажами с узнаваемыми чертами. Рассказы Косовской публиковались в журналах «Знамя», «Этажи», «Новая Юность», «Волга». В журнале «Формаслов» опубликована ее повесть «Козлиха», которая была также отмечена нами в «Списке литературы» Rideró.

На рецензию сборник попал к переводчице и филологу Наталье Санниковой, которая нашла в нем «вполне симпатичные вещи»: «Есть в этих рассказах несомненные достоинства: женщина чувствует себя свободной, она может испытывать сексуальное влечение, может смотреть на мужчину с вожделением и заявлять об этом, но точно так же может в какой-то момент решить, что ей больше не интересно участвовать в соревнованиях, и что она прежде всего человек. Это не отменяет семейных радостей и проблем, но взгляд на них уже через другую оптику — зрелого самодостаточного человека. В целом, это не та литература, которая требует глубокого погружения и большой внутренней работы, а, скорее, легкое развлекательное чтение. Но, может быть, читательница, прочитав последнюю страницу, скажет: я тоже имею право быть собой». 

Анастасия Архипéнкова «Синдром изоляции» (18+)

Героиня романа Анастасии Архипенковой работает в университете, делает карьеру и вот-вот должна получить должность заведующей кафедры, которой много лет добивалась. Но внезапно встает перед выбором: либо должность, либо судьба младшего сына, особенного ребенка, который нуждается в постоянном уходе. Резкий поворот судьбы, и героиня оказывается на другом континенте и другом полюсе социальной лестницы. Автор книги Анастасия Архипенкова — кандидат филологических наук, доцент, специалист по межкультурной коммуникации, автор группы, посвященной родительским проблемам аутизма.

Впечатлениями после прочтения книги в рецензии поделилась писательница и литкритик Марго Гритт: «Жанр «Синдрома изоляции» не зря определен автором как «роман-судьба»: перед нами, действительно, масштабная история героини по имени Галина, которая в одночасье меняет понятную траекторию московской жизни университетского профессора и оказывается в чужой стране, где приходится начинать всё с нуля. В центре сюжета — моральная дилемма, которая стоит перед героиней: карьерный успех в России или отказ от амбиций ради сына с аутизмом, которому в США, в отличие от родной страны, не грозит психоневрологический интернат. Конечно, как преданная мать, Галина выбирает второй вариант и идет на самопожертвование, но, пытаясь найти себя в новой реальности, все чаще сомневается в поступке. Роман можно назвать типичной эмигрантской прозой с предсказуемым набором: сложность адаптации в чужой стране, ностальгия, поиск своего места. Путь героини по спирали движется вниз — ко дну, от которого по законам жанра ей так или иначе придется оттолкнуться… Скорее, это «романы-судьбы» под одной обложкой, потому как даже второстепенным и третьестепенным персонажам, оказавшимся с героиней в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах, автор уделяет много внимания и подробно прописывает их судьбы, которые далеки от идеала, как и судьба главной героини. Так, в том, что могло оказаться просто искренней исповедью одной матери, можно отыскать портрет целого среза общества».

Надежда Флайг «Другая я» (18+)

Героинь сборника Надежды Флайг «Другая я» объединяет одно — у каждой сложные отношения с родителями. Оксана с помощью психолога ищет причину своей вины и вечных жизненных неудач в благополучном советском детстве. Вера пытается заслужить любовь — и не важно чью: родителей, возлюбленного, окружающих. Татьяна старается построить свою жизнь в другой стране, но вот оставшаяся на родине мать… Каждая так или иначе возвращается в детство, чтобы понять, что нужно изменить и возможно ли это вообще.

Книга написана практикующим психологом. Надежда Флайг получила второе высшее образование по специальности «психолог-консультант», а первое — филологический факультет нижегородского университета.

Этот сборник рассказов — современное исследование женских характеров. Из рецензии Марго Гритт: «Три героини книги сталкиваются с похожими проблемами в личной жизни, причины которых уходят корнями в прошлое и связаны в первую очередь с непростыми отношениями с родителями. Паттерны их поведения характерны для многих женщин, выросших, с одной стороны, в патриархальном обществе, с другой стороны — с совершенно неоднозначной фигурой отца. Героини как огня боятся одиночества, и этот страх руководит их поступками и решениями: они не умеют отстаивать собственные границы, говорить «нет» и соглашаются на сомнительные отношения с мужчинами под слоганом «плохонький, да свой». 

В этой похожести — сила исследования, которое призвано выявить закономерности, но в то же время — слабость художественной прозы: героинь легко спутать друг с другом, у них нет ярких индивидуальностей. Хотя такой прием может быть и нарочным: одна из заметных черт, свойственных всем героиням, — смутное представление о самих себе. Они видят себя глазами других людей, чаще всего, партнеров. Собственный образ строится на основе мнения чужого человека: если мужчина говорит, что я хорошая, значит, я и правда такая. Происходит некое раздвоение личности на настоящее «я» и его отражение…

Тема двойничества — важная для сборника: в небольшом рассказе «Другая я», предваряющем триптих, героиня встречается со своей двойницей, можно сказать, из параллельной вселенной, которая сделала в жизни другие выборы и прожила другую судьбу. Проделать этот фокус с главными героинями остальных рассказов и представить, какие бы жизни смогли прожить они, если бы не продолжали повторять заученные паттерны поведения (а по-простому, не наступать на одни и те же грабли) — читатель может сам».

Лариса Сербин «Остров заклятых друзей» (18+)

Действие психологического триллера Ларисы Сербин происходит в отеле на Мальдивах, где, в соответствии с жанром, оказываются отрезаны от мира из-за урагана несколько отдыхающих гостей острова. Их отпуск превращается в сущий кошмар, герои сталкиваются с собственными демонами и секретами, которые они старательно скрывали не только друг от друга, но и от самих себя. Автор книги Лариса Сербин большую часть жизни прожила в Праге, много путешествует по разным странам и придумывает истории. 

Мнением о книге в рецензии делится литкритик Наталья Санникова: «В данном случае название романа уже показательно. От него и будем отталкиваться. Название нас сразу предупреждает: здесь все не то, чем кажется. Это интригует. «С кем бы вы предпочли общаться: с тем, кто вас ненавидит, но улыбается вам в лицо и врет, что любит, или с тем, кто ненавидит вас и говорит вам об этом прямо?» — спрашивает автор в самом начале, а потом еще раз повторяет в финале, закольцовывая роман… Достоинство романа — в подробной прорисовке характеров, детальной психологической нюансировке персонажей. Восемь человек — четыре пары — волей случая оказываются вместе на несколько дней, и за эти несколько дней скуки, отчаяния и надежды проявляют себя со всей возможной яркостью. А чтобы сделать персонажей живыми — требуется мастерство. И вся колоритная тропическая обстановка острова создает фон, на котором разыгрываются бурные страсти этой восьмерки. Завораживающий тропический колорит. Притягательный флер роскоши. Не в меру богато и в меру глубоко. Притяжение-отталкивание таких разных персонажей. Повод задуматься о человеческих отношениях и человеческих судьбах. Безусловно, этот роман может быть вполне увлекательным чтением».


Нехудожественная литература / Non Fiction

Владимир Печенкин «Рожденный жизнью. Уран: от атома до месторождения» (12+)

Эта книга познакомит читателя с невероятной историей взаимоотношения урана и Жизни на нашей планете: как возникли месторождения урана, как микроорганизмы запустили атомный реактор (да-да!), и в результате Жизнь пошла по новому сценарию. Если бы не это событие, Земля так и оставалась бы планетой микробов. Но случилось, что случилось, и со временем на планете выросли леса, появились животные и люди. Ресурсы Земли не вечны, и человечество уже поглядывает в космос в надежде пополнить минеральную базу. Но что нас ждет за пределами родной планеты?

Эта захватывающая книга рассчитана не только на любознательного читателя, но и может послужить предметом научной дискуссии. Синтезируя большое количество научных сведений на стыке геологии и биологии в книге кандидата геолого-минералогических наук Владимира Печенкина, геолога с более чем 40-летним опытом работы, доказывается, что руды урана, золота, железа — побочный продукт биосферы. 

Из рецензии на книгу приглашенного литкритика Антона Осанова: «В основе книги Владимира Печенкина удивительное допущение: увязывание эволюции мира органической жизни с эволюцией неорганической системы Земли. Иными словами, жизнь оказывала влияние на складывание минерального разнообразия земного шара. А это значит, что автор взвалил на себя воистину космогоническую задачу — не только показать сложную взаимосвязь живого и неживого, но и проследить рождение Земли из вихрей космической пыли. В книге есть место первым вздохам Вселенной и предприимчивому булочнику, который в начале ХХ века продавал радиоактивную воду. Процесс зарождения жизни соседствует с редкими маленькими фактами, которые поражают не меньше, чем длинная геологическая история. Например, сегодня на Земле накоплено всего лишь три килограмма радия. А в самой глубокой шахте в мире, «Мпоненге», на глубине четырёх километров температура достигает 66° C, поэтому туда закачивают лёд с солью. Печенкин выдал на-гора не ещё один научпоп, но собственное смелое предположение: главную роль в формировании урановых залежей сыграла живая оболочка планеты. Будучи отзывчивым элементом, который охотно реагирует на внешнее воздействие, уран служит «геологическими часами» для отсчёта жизни Земли. Книга Владимира Печенкина — это своего рода детектив, минеральное следствие, где автор пытается установить причастность урана к важнейшим вехам в истории планеты. В одной главе расследование даже перекидывается на Марс. Предварительный вывод — не причастен».

Ксения Комарова «Запретные слова. Русский мат и бранные слова. Опыт описания» (18+)

Книга Ксении Комаровой предлагает краткий обзор истории и особенностей слов, которые нельзя произносить. Это не только мат, то есть табуированная, обсценная лексика, но и бранные, вульгарные слова, которые считаются непристойными и редко попадают в печатные издания. Каждое из них имеет множество значений и применяется не только для выражения агрессии.

Филологические интересы Ксении Комаровой самые широкие — от современной драмы и постфольклора до речевых аномалий. Она кандидат филологических наук и лингвист-популяризатор, автор современной прозы, редактор и литературный критик ЛитКульта, автор онлайн-курса Вышки «Расскажи мне что-нибудь. Сторителлинг для изучающих русский язык»: «Некоторое время пристально следила за гендерными особенностями в речи, сейчас уже меньше этим интересуюсь. Переключилась на способы выражения агрессии в языке. Задумала и начала, но пока не дописала книгу об аномальных персонажах в культуре (скуф, душнила и т.п.)».

Главный редактор литературного онлайн-журнала «Вторник» Игорь Михайлов в рецензии пишет: «Хоть автор и утверждает с некоей долей кокетства, что это не совсем научный труд, сама структура работы, изложение выбранной темы, подход к логике объяснения, доводам и выводам относит эту книгу (особенно в нынешнее время) к рангу научной литературы. Околонаучность используется для объяснения того, что большая история русского мата часто сопровождается вымыслами и домыслами. Вероятно, именно с этой целью было и выбрано название, отсылающее к «запретному плоду» с целью заманивания, привлечения внимания потенциального читателя. Запретный плод, как известно, сладок. Книга написана красивым научно-популярным языком – очень грамотным, можно сказать – университетским в лучших его традициях. Объяснения даются практически все возможные, хорошо обоснованные, доступные пониманию неспециалиста. Видно, что работа была проведена огромная, многие понятия, которые (в силу темы) были в народном языке завуалированы, иносказательны или скрывались, для лучшего понимания потенциального читателя даже сопровождены рисунками, фотографиями, таблицами и схемами, а также разнообразными вариантами скабрезных стихов, частушек и переделок известных песен».

Литература для подростков и «молодых взрослых» / Young Adult

Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» (18+)

Книга о взаимоотношениях выпускницы школы Полин и ее отца, к которому она переезжает из постсоветской страны во Францию. Девушке предстоит адаптироваться не только к абсолютно другому менталитету и образу жизни французов, но и к папе, с которым она раньше никогда не жила и который, кажется, собрал в себе все недостатки человечества.

Леони Вебер, автор книги, недавно отметила 24 года и сама живет во Франции: «Я родилась в многонациональной семье, росла на две страны, в окружении разных культур. С детства много читала, увлекалась кино. Первую книгу написала в 13 лет. В школе была постоянным победителем литературных конкурсов. Владею несколькими иностранными языками. Пишу в первую очередь о людях, их чувствах и проблемах, отношениях с собой и другими, стремлюсь задеть социальные проблемы, показать жизнь разных слоев населения, разных стран». 

Из рецензии обозревателя и ведущей подростковых книжных клубов Марии Хмары: «Пока девушка готовится к поступлению во французский университет, ей приходится жить под одной крышей с человеком, который поделился с ней своей ДНК, но не дал воспитания. С первых страниц книги становится ясно: мы наблюдаем за двумя катастрофически разными персонажами, которых при этом всё-таки что-то объединяет. И возможно, это что-то большее, чем общие ценности и интересы. Что именно — и предстоит выяснить читателю… Книга написана легко и ярко, диалоги отца и дочки нередко заставляют расхохотаться или, как минимум, широко улыбнуться ».

Детская литература

Лина Орквуд «Фукуро: девочка-сова» (6+)

Фукуро — уникальный ребенок! Она, как и её мама София — представительница редкой расы людей-сов. Но это совсем не так весело, как может показаться. «Белая ворона» — слышит Фукуро в школе. И всё, чего хочется — это быть нормальной.

Но все меняется, когда однажды мама Фукуро загадочно исчезает! Сможет ли юная героиня принять свою необычную природу, чтобы спасти маму и воссоединить семью до Пятой Луны?

Об этом дебютном детском фэнтези наш книжный гид Мария Хмара написала в рецензии: «Фукуро: девочка-сова» Лины Орквуд — фэнтези для читателей младшего школьного возраста. События разворачиваются в мире, очень похожем на наш, но с одним существенным отличием. В этом мире есть редкая раса людей-сов — существ, которые в дневное время принимают человеческий облик, а в ночное — покрываются пёрышками, расправляют крылья и рассекают чёрные небеса в обличье представителей семейства совиных. Маленькая Фукуро рождается в семье обычного человека и женщины-совы. Однажды желание быть как все, вынуждает девочку отказаться от совиной природы — и именно тогда в жизни Фукуро начинают происходить крупные неприятности. Девочке-сове предстоит проявить смелость, справиться со всеми невзгодами и в конце концов выяснить, что же это всё-таки значит — быть нормальной? В повести небольшого объёма Лина Орквуд искусно разместила всё необходимое: есть здесь и не оставляющее вопросов погружение в фантастический мир людей-сов, очаровательные и запоминающиеся персонажи (каждый со своим характером), и главная героиня, с которой маленькому читателю будет легко и приятно себя отождествить. Книга отлично подойдёт как для семейного, так и для самостоятельного чтения». 

В «Список литературы» Rideró попадают книги, опубликованные на нашей платформе и получившие положительные рецензии с рекомендацией от приглашенных нами независимых литературных критиков. Наши лучшие книги для чтения и дарения всегда можно найти на странице проекта.

С этим читают

Входим в новый год с отличными книжными новинками, которые попали в «Список литературы» Rideró. В нашем флагманском проекте «Список литературы» мы отмечаем интересные и достойные внимания книги независимых авторов Rideró. ... Читать далее

О повести «Аквариум» Алисы Ханцис рассказывает книжный обозреватель Сергей Сызганцев. Стихийный Тео — молодой музыкант, выпускник консерватории и просто душа компании; он берётся за несколько проектов одновременно, рассуждает об искусстве ... Читать далее

Современная проза, young adult, детская литература и, конечно, нон-фикшн — подготовили 16 книжных рекомендаций, которые помогут с выбором книг на non/fictio№26. Рекомендованные книги вошли в «Список литературы» или стали победителями ... Читать далее

Невероятная читательская гонка нашей книжной охоты на платформе LiveLib длилась два месяца — с 1 октября по 30 ноября 2024 года. За это время на конкурс были поданы 405 заявок, ... Читать далее

Показать больше записей