Рецензия литературного критика
Игоря Михайлова
на книгу Ксении Комаровой
«Запретные слова. Русский мат и бранные слова. Опыт описания»

Книга «Запретные слова» с пояснением: русский мат и бранные слова – несомненно, является сама по себе вполне грамотным научно-популярным трудом. Хоть автор и утверждает с некоей долей кокетства, что это не совсем научный труд, сама структура работы, изложение выбранной темы, подход к логике объяснения, доводам и выводам относит эту книгу (особенно в нынешнее время) к рангу научной литературы. Околонаучность используется для объяснения того, что большая история русского мата часто сопровождается вымыслами и домыслами.

Вероятно, именно с этой целью было и выбрано название, отсылающее к «запретному плоду» с целью заманивания, привлечения внимания потенциального читателя.
Запретный плод, как известно, сладок. Книга написана красивым научно-популярным языком – очень грамотным, можно сказать – университетским в лучших его традициях. Объяснения даются практически все возможные, хорошо обоснованные, доступные пониманию неспециалиста.

Видно, что работа была проведена огромная, многие понятия, которые (в силу темы) были в народном языке завуалированы, иносказательны или скрывались, для лучшего понимания потенциального читателя даже сопровождены рисунками, фотографиями, таблицами и схемами, а также разнообразными вариантами скабрезных стихов, частушек и переделок известных песен.

В качестве затраченного труда, исполнения и подхода к тексту книга сделана очень достойно. Не могу не выразить сожаления, что автору – неординарному человеку высокой культуры и с широким кругозором (судя по тексту) пришлось тратить свои силы и способности на такую работу. Тема данного научного труда, а именно её провокационность является главным вопросом при решении о выпуске книги.

Первая реакция – тема очень актуальная. Да, это – правда, но ведь эта актуальность исключительно в том, что сейчас мат используется повсеместно, уже, можно сказать, на нём спокойно и вдумчиво разговаривают и малыши из начальной школы, и влюбленные пары на улицах, и старушки в автобусе. Как это ни грустно, очень много людей не просто спокойно используют нецензурную лексику в своей речи, но и вообще полностью переходят на мат. И это уже явно не безграмотные чернорабочие, а все слои населения. Они разговаривают на мате, даже поют радостные песенки и говорят комплименты. Такая распространенность, как кажется, уже давно и целиком легализовала мат в нашем современном обществе. Что греха таить, школьники от первого класса до одиннадцатого говорят на мате. Развлекательные передачи на ТВ, ТНТ, СТС, стриминговые каналы – сплошь мат.

И тут возникает интересная ситуация. Одной из ролей мата в современном языке (как рассуждает и сама автор) является упрощение для говорящего выражения своих мыслей. Проще говоря, нормальных слов не хватает или не хочется тратить время на формулировку более длинного предложения. Такое отношение к собственной речи естественно ведёт к её деградации и, как следствие, мышления человека. И тогда, да, он пользуется «нецензурщиной», но вряд ли она ему интересна, как предмет научного изыскания – откуда что пошло, почему и зачем.

Итак, кого может заинтересовать подобная книга? Кто может быть потенциальным читателем? Думаю, сразу можно отсечь ту часть научной общественности, которая интересуется данной темой в качестве справочного материала для других исследований. Таких немного, и они сами знают, где найти нужную информацию. Скорее всего, расчёт идёт на обычного обывателя. Но! Это должен быть достаточно образованный, грамотный человек, хорошо воспринимающий практически научный язык текста, способный к вдумчивому чтению. С другой стороны, эта книга, теоретически, – для той части населения, которая хорошо относится к мату, знает и принимает его для себя, охотно и свободно использует в повседневности. В этом случае, тогда книжка рассчитана на повышение культурного уровня такого человека, которое ему, вообще-то, не нужно. В этом видится главный абсурд адресата данного литературного труда.

Автор книги К. Комарова не была бы человеком науки, если бы не предоставила в книге правильные и умные умозаключения. Так, среди многих верных вещей – вывод о том, что такое широкое распространение нецензурщины в современном обществе ярко показывает внутреннюю личную незащищенность, которую последние десятилетия чувствуют люди, и мат, как нематериальное оружие, имеющее свою мощную силу, используется вместе с физическим. Но это не значит, что его можно пропагандировать. Не время и не место обсуждать здесь «лечебные» или «морально-поддерживающие» свойства мата, если вся Россия матерится. Я бы рекомендовал эту книгу узкому кругу специалистов, лингвистам, филологам.

Купить книгу