Весенний «Список литературы»

Что почитать: хорошие книги в закладки


В новых книгах «Списка литературы» Rideró, нашего флагманского рекомендательного проекта, много весеннего синего неба и воздуха. В примечательных историях, рассказанных нашими авторами, вы, наверняка, узнаете себя и увидите по-новому знакомые жизненные ситуации.

Не обойдется и без вмешательства магических сил и впечатляющих превращений. Перенесемся в придуманный город Гуджарати, вспомним себя «вчерашних», обратимся к средневековой русской литературе с кирилло-белозерским книгописцем Ефросином, вернемся к современности с эссе о Евгении Водолазкине, совершим трансатлантический перелет, а затем нырнем в фэнтезийные миры и узнаем, кто такие «инвизы» и почему с ними борется огромная корпорация.

Пристегните ремни, взлетаем!

Современная проза


Аида Павлова «Гомункул»

В 2017 году Аида Павлова вошла в число финалистов литературной премии  «Лицей» с романом «Нормально все». В ноябре 2023 года на платформе Rideró опубликован ее новый роман «Гомункул», главная тема которого — контроль между близкими людьми, принятие себя и других. Вправе ли мы диктовать условия и навязывать мнение людям, которые зависят от нас?

 «Сначала героиня невинно сталкерит своего возлюбленного, узнает о всех его привычках, мониторит соцсети, проверяет совместимость их знаков зодиака. Потом дело дойдёт до фетишизма, она начинает воровать его вещи, следить за ним. А кончается все натуральным майринковским вудуизмом — жутко физиологичным, страшным, переворачивающим читательские ожидания с ног на голову, и «Гомункул» превращается в эдакий перевертыш фаулзовского «Коллекционера»,  —  из рецензии литературного критика Ивана Родионова

Кирилл Заговора «Вечно синее небо»

Под обложкой этой книги читателя ждут несколько произведений, главное из которых большая повесть «Вечно синее небо». «Это привычная офисная история, которая быстро взрывается кипучими сюрреалистическими брызгами. Усть-Ордынское Общество Охотоведов, похрюкивающие бегемоты, шаманы, героин и сны, парафраз Летова и подъездный суфизм перемешаны в жанре от боевика до философской притчи. Насыщенное повествование с двумя сюжетными линиями расскажет о том, как столичный фальш-директор Алексей заболел шаманской болезнью, а его непосредственный начальник столкнулся с прибором, который способен отключать ум»,  — из рецензии независимого эксперта проекта, литкритика Антона Осанова

«В центре внимания Кирилла Заговора обычные люди в необычных обстоятельствах. Будь то становление шаманом или же обретение нового тела, исход осуществляется из нашей с вами нормальности. После чего благодарно осматриваешься по сторонам и начинаешь ценить те её радости, которые прежде не замечал. Интеллектуально содержательные, с нужной искрой метафоры, истории сборника похожи на калейдоскоп, в который заботливо истолкли нашу реальность. Смотреть в неё совсем не больно, наоборот — познавательно. Взгляд вверх — на вечно синее небо».

Михаил Касоев «Небо ближе к крышам»

Михаил Касоев, журналист по профессии, составил сборник рассказов «Небо ближе к крышам» о вымышленном городе Гуджарати (прототип Тблиси) и его разноязычных жителях. «Это такая причудливая эклектика, каким-то непостижимым образом воспринимаемая как единое и цельное. Будто одновременно читаешь перевод с совершенно незнакомого языка — и одновременно находишь в нем отзвуки самого разного из мировой культуры», — рассказывает в рецензии на сборник Иван Родионов.

«Посмотришь — и видишь латиноамериканскую прозу. Не только в приветах Борхесу и Кортасару, но и, допустим, в чрезвычайной важности горизонтальных связей между героями в противовес вертикальным — ключевого персонажа нет, но есть ответвления, грибница с героями… 

Приглядишься — ан нет, здесь скорее восток с его поэтичностью, притчами, растущими из житейского, и медитативностью повествования. 

Прищуришься — да это же обаятельная и смелая позднесоветская проза в духе «Сандро из Чегема», когда в воздухе разлит уютный морок застоя, по телевизору в очередной раз говорят, что «жертв и разрушений нет», а разнорабочий Дубара приближает крах Советов торжественными проклятиями. Когда спасают только жизнелюбие, юмор и высокий фатализм. 

Проморгаешься — и видишь крепкую современную школу русскоязычного литературного Закавказья. Со своеобразным высоким комизмом, постановкой неожиданных нравственных задач и непредсказуемым языком с отзвуками Наринэ Абгарян… 

В общем, добро пожаловать в дивный город Гуджарати. Путеводитель у вас уже есть». 

Алекс Громов «Маленькие жизни»

Алекс Громов внимательный наблюдатель и хороший рассказчик, он умеет превратить случайно услышанную фразу, пойманный взгляд, обрывок сообщения на экране чужого смартфона в историю. Иногда нам достаточно даже крупицы информации, чтобы создать в своём воображении мир, в котором живёт незнакомый человек, и, словно провалившись в кроличью нору, прожить маленький кусочек его жизни. «Сборник маленьких, уютных историй, где читатель найдёт то быстрое, необходимое тепло, которое так трудно добыть из больших романов, – из рецензии на книгу Антона Осанова. —  Рассказы Громова написаны с позиции простого человека, обывателя в лучшем смысле слова, который при каждом маленьком выборе проживает такую же, но уже альтернативную жизнь». 

«В «Сетях» молодой «хакер» через ответственность обретает себя. В рассказе «Мотылёк» в обыденность жизни вдруг впархивает хрупкое ночное создание. «Курьер» расскажет о столкновении двух этик, двух отношений к жизни. В «Инжире» южный плод станет метафорой судьбоносного выбора… Мы словно скользим по чужим жизням, которые мало чем отличаются от наших собственных. Всё вполне по-земному, очень и очень близко. Речь в сборнике о тех поступках, которые мы могли совершить — познакомиться, купить, шагнуть, отказать, приехать. Нам кажется, что подобные мелочи ни на что не влияют, но Громов опровергает это заблуждение».

Non-fiction


Константин Бондарь «От Ефросина к Лавру. Очерки о древней и новой словесности»

Кандидат филологических наук, историк литературы Константин Бондарь специализируется на изучении еврейско-славянских отношений в средние века. Он автор и составитель семи книг и более 100 публикаций по истории древней и новой русской литературы, текстологии, палеографии и эпиграфике, источниковедению, еврейским исследованиям. Работает в музее еврейского народа в Тель-Авиве.

«Книга Бондаря — формально сборник очерков. Но связи между, казалось бы, разрозненными главами на самом деле очень прочны, а их порядок способствует наилучшему погружению читателя в предмет исследования – средневековую русскую литературу, — пишет в рецензии литкритик Иван Родионов. — …Символично, что заканчивается глава (прим. ред. 2 глава книги о текстах и героях XVIII–XXI веков) эссе о Евгении Водолазкине. Во-первых, Водолазкин тоже историк, занимающийся русским средневековьем и агиографией — и тоже знакомящий с ним широкого читателя. Только ещё более опосредованно, через художественные тексты. А во-вторых, Водолазкин придерживается концепции отсутствия времени как значимой для бесстрастного наблюдателя категории – и эта концепция применима и к книге Бондаря. Начинаем мы с русского средневековья, а заканчиваем – современностью, но темы и методы их интерпретации остаются незыблемыми, а поставленные вопросы — неизменно неисчерпаемыми и интересными».

Издательский сервис Rideró выдвинул книгу Константина Бондаря на соискании премии «Просветитель 2024» в номинации «Гуманитарные науки».

Екатерина Паршукова «Трансатлантическая кошка»

Книга пилота частной авиации, инструктора, преподавателя авиационного учебного центра Екатерины Паршуковой для тех, кто готов мечтать и ловить ветер странствий и приключений. В ее основе лежат реальные события трансатлантического перелета, выполненного в 2015 году частными российскими пилотами на крохотных самолетах авиации общего назначения. Мир малой авиации, красота земли и опасности неба, которому нет границ.

«В книге Екатерины Паршуковой мы видим живые, яркие и очень личные впечатления, связанные с романтикой небесных странствий,  —  пишет в рецензии филолог и переводчик Наталья Санникова. —  Слово, которое, пожалуй, встречается в ее книге чаще всего — «облака». Они здесь кучевые, пушистые, ползущие, бегущие, пугающие, с просветами и без, то скрывающие, то открывающие землю. Даже профессиональные термины — «глиссада», «сваливание», ferry flight — несут романтический и таинственный оттенок…  Вот друзья-пилоты, каждый со своим характером и отношением к полету; вот американские старушки с задорными глазами, оказывается, тоже летчицы; вот вьетнамец, пытающийся пересказать незнакомым людям всю свою жизнь; а вот женщина-пилот (хотя в этот момент она не пилот, просто женщина) печет утренние вафли… Это жизнь. Это ее проживание».

Евгений Белиловский «О чем говорят мужчины… с детьми»

Дети в жизни мужчин — это счастье или испытание? Что даёт отцу общение со своими детьми? Как найти с ними общий язык и завоевать их доверие?

Автор, папа двоих уже взрослых детей, делится зарисовками из прошлого о том, как любовь и небольшая доля креативности превращают общение с детьми в радость, снимают усталость, наполняют жизнь новыми красками и даже способствуют поддержанию физической формы. Книга не содержит нравоучений, не даёт советов, не предлагает методик. 

«Это ни в коем случае не учебник по воспитанию: здесь вы не найдёте прямых ответов на вопрос, как надо воспитывать детей. Это честный пример того, как общение с детьми выстраивалось в одной отдельно взятой семье. Этот пример может одарить вас вдохновением, заставить от всей души посмеяться и, что очень вероятно, прийти к каким-то своим любопытным выводам», — рекомендует в рецензии книжный гид и ведущая подростковых книжных клубов Мария Хмара

Известный шведский писатель Фредерик Бакман, напоминает рецензент, тоже однажды написал книгу размышлений, обращенных к своему ребенку «Что мой сын должен знать об устройстве этого мира». Книга Бакмана была принята издательством далеко не сразу, но когда все же она была издана, то разошлась по миру огромным тиражом.

Роман Савин «СДВГ Лайф или записки из непоседского дома»

Автор книги Роман Савин написал несколько популярных учебников про работу тестировщика, много лет проработал в софтверных компаниях Кремниевой долины. В книге он рассказывает о своем личном опыте, связанном с Синдромом Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ). Это рассказ о том, как живётся ребёнку и взрослому с СДВГ, что такое СДВГ и как выбраться из этой норы. Миссия проекта — повысить осознанность о СДВГ в обществе и спасти как можно больше Непосед и их родителей, супругов, детей.

Руководитель сообщества «Аутизм, СДВГ, дети с особенностями» Мария Полторацкая, мама ребенка с аутизмом и СДВГ, по нашей просьбе прочитала книгу Романа Савина и написала отзыв, отрывок из него: «Оказывается, СДВГ-шки делятся на несколько типов. Дефицит внимания объединяет всех, а вот гиперактивность бывает у некоторых. Во время прочтения я испытывала разные чувства. Страшно, что стандарты обучения и нормы общества мало подходят людям с СДВГ. Я думаю о себе (у меня явно в детстве был этот синдром, сейчас меньше, но кое-что осталось). Я думаю о сыне, его синдром выражается достаточно сильно и это отражается на всей нашей жизни и дома и в школе. Я узнала, что у людей с СДВГ есть суперсила — это гиперфокус, который они могут испытывать в состоянии заинтересованности и тогда результаты их работы не сравнятся ни с чьими другими!».

Фэнтези


Лана Аверина «Ненадёжный признак»

В книге Ланы Авериной «Ненадежный признак» переплетены нескольких историй, действие которых происходит в разных странах, в том числе в Японии, Норвегии, Шотландии. Восемнадцатилетняя Митико пытается разгадать тайну своего лучшего друга, пропавшего в её школьные годы. Девушка подозревает отца в причастности к этому исчезновению. Чтобы прояснить подробности запутанного дела, она отправляется в Стокгольм, на консультацию к признанному эксперту в области феномена воображаемых друзей. 

«Ненадежный признак» мог быть ретеллингом шведской сказки о самом известном воображаемом друге, живущем на крыше, только рассказанной с позиции взрослого, но автор смогла выстроить вокруг феномена целую систему,  — рассказывает о книге писательница и рецензент Марго Гритт. — В мире повести воображаемые друзья предстают не безобидными порождениями богатой фантазии одиноких детей, а мистическими существами — инвизами, с которыми борется огромная корпорация. В смешении скандинавской мифологии, японской массовой культуры и индонезийских легенд можно различить две основные сюжетные линии».

Максим Новосёлов «Дароград»

Старшеклассник Антон Синицын попадает в город Дароград и оказывается в водовороте невероятных событий, полных тайн и магии. Опасные испытания, через которые неизбежно ему придётся пройти, приведут подростка к знанию — кто он в этом мире и на что способен, чтобы спасти друзей от зла, возродившегося на землях древнего города.

«Приступая к чтению, вы сперва теряетесь в море странных фактов, обозначений и условностей, а затем, страница за страницей, начинаете разматывать клубок сюжетных ниток, пока все они не становятся для вас хорошо знакомыми, почти родными, — делится в рецензии эксперт проекта Мария Хмара. — Главным действующим лицом книги становится очень привлекательный герой Антон — старшеклассник, который, впервые в жизни переживая боль утраты, оказывается в эпицентре неожиданных событий.

Антон попадает в волшебный Дароград — город, благополучие которого зиждется на особой тайне: каждый материальный объект здесь обладает своим предназначением, а люди (в том числе те, кто пришёл сюда из другого мира) прилагают усилия, чтобы эти предназначения определять и помогать другим жить в согласии с этим знанием. История начинается с неожиданного исчезновения мастера ювелирных дел. Антон отправляется  на раскрытие этой тайны, ему предстоит разгадать немало прочих загадок, проявить решимость и смекалку, найти верных друзей и узнать много нового о самом себе».

Детская литература


Борис Зак «Кристина и волшебная маска»

Автор написал эту книгу для своих дочерей, которые стали ее первыми читательницами и критиками. Получилась захватывающая история для детей возраста 9-12 лет. 

Девочка Кристина находит в старом деревенском доме карнавальную маску невероятной красоты, она решает оставить ее себе и не рассказывать о находке ни старшей сестре Ирине, ни родителям. Вскоре родители девочек таинственным образом исчезают. Сестры отправляются в загадочный мир, полный опасностей, чтобы вернуть своих маму и папу. Кристине и Ирине предстоит провести большое расследование и разобраться, кто им найденная маска — враг или друг?

«Найдя на даче красивую старинную маску, маленькая Кристина решает припрятать находку. Необычный артефакт радует свою новую хозяйку до тех пор, пока в одно мгновение всё в жизни Кристины и её старшей сестры Иры не переворачивается вверх дном: родители девочек загадочным образом пропадают и, желая их отыскать, сёстры прямо в своей квартире находят портал в потусторонний мир, — узнаем мы из рецензии Марии Хмары. — Девочкам предстоит исследовать этот загадочный мир, столкнуться с вещами весьма пугающими, узнать загадку собственного рода и, конечно же, спасти родителей. Ведь кто, если не они? Ключевую роль во всей этой истории сыграет волшебная маска. А вот добрая это роль или злая — предстоит выяснить главным героиням. И маленьким читателям вместе с ними. Книга может стать хорошим читательским стартом для детей младшего школьного возраста».


Проект «Список литературы» Rideró ежеквартально пополняется новыми интересными книгами наших талантливых и независимых авторов. Наша цель помочь им найти своих читателей!

С этим читают

О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее

Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее

Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее

О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее

Показать больше записей