Есть люди, завороженные небом. Есть люди, одержимые самолетами и их пилотированием. Есть люди, увлеченные странствиями. Есть люди – искатели приключений. А есть такие, которым все это необходимо зафиксировать в тексте и в дополненной реальности, чтобы поделиться своим опытом с другими. А если такой человек – женщина?
Кажется, вот тут и возникает живое, напряженно-чувственное восприятие всего того, что мы привыкли воспринимать как штамп, потерявший для нас эмоциональную силу новизны, вроде «бескрайнего неба», «авиационной техники» и даже холодно-отстраненной «красоты земли». В книге Екатерины Паршуковой мы видим живые, яркие и очень личные впечатления, связанные с романтикой небесных странствий. Слово, которое, пожалуй, встречается в ее книге чаще всего – «облака». Они здесь кучевые, пушистые, ползущие, бегущие, пугающие, с просветами и без, то скрывающие, то открывающие землю. Даже профессиональные термины – «глиссада», «сваливание», ferry flight - несут романтический и таинственный оттенок. Все потому, что этот оттенок явно сохраняется и для автора, несмотря на весь его профессиональный опыт.
Эта книга в жанре нон-фикшн рассказывает о событиях трансатлантического перелета из России в Америку на маленьких частных самолетах командой перегонщиков. Да-да, есть такое занятие. Это когда профессиональные пилоты перегоняют самолет с одного места базирования на другое. Событий и в самом деле набралось на целую книгу земных и воздушных приключений: над морями и океанами, в разных странах и на разных континентах. Встречи с людьми, знакомство с обычаями, неприхотливый и даже суровый быт и фантастические пейзажи.
Нон-фикшн – жанр довольно распространенный. Екатерину Паршукову выгодно отличает от многих авторов сочетание знаний профессионального пилота, романтики путешествий и удивительное внимание к бытовым деталям, очеловечивающее предмет рассказа: вот друзья-пилоты, каждый со своим характером и отношением к полету; вот американские старушки с задорными глазами, оказывается, тоже летчицы; вот вьетнамец, пытающийся пересказать незнакомым людям всю свою жизнь; а вот женщина-пилот (хотя в этот момент она не пилот, просто женщина) печет утренние вафли… Это жизнь. Это ее проживание.
У рассказа есть надстройка в виде дополненной реальности. Если угодно, можно воспринимать фотографии облаков, самолетов, людей и пейзажей как аналог иллюстраций к печатному изданию, а можно – как расширение реальности, своеобразное окно в другой мир, все детали и общие планы которого невозможно передать, описывая его исключительно на словах. Искренне рекомендую книгу к прочтению.