Ирина Лядова – известный в Екатеринбурге театральный педагог, режиссер и организатор литературных читок. С ее легкой руки проект «Лаборатория воспоминаний» воплотился не только в книжном формате, но и в театральном: книги проекта были выбраны для публичных чтений. Мы поговорили с Ириной о том, как организовать читку книги, как выбрать подходящее место и создать необходимую атмосферу для такого мероприятия.
Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте организации читок: как давно вы этим занимаетесь, с чего все началось, какие мероприятия особенно запомнились.
Читки – это популярная форма работы с текстом. Читки современных пьес делаются во многих театрах. Я тоже неоднократно создавала читки по современной драматургии. Самые запоминающиеся – это пьесы, написанные только-только, которые еще никто не читал. Я 18 лет руководила Открытым студийным театром. И когда-то давно там занимались девочки – сегодня уже известные драматурги и писатели: Тая Сапурина, Ульяна Гицарева, Дина Артемкина. Вот их пьесы мы и читали. Первой была пьеса Таи «Кот стыда», которая с 2015 года вошла в репертуар МХАТ.
Все ли книги можно читать по ролям? Как выбрать подходящее произведение?
Для меня читать книгу – это особое удовольствие, знакомое с детства. Я всегда любила открывать книги для своей младшей сестры. Некоторые произведения особенно начинаешь ценить, попробовав их на вкус, произнеся текст вслух. И после этого влюбляешься в текст. Такими для меня стали тексты Андрея Платонова, поэмы Марины Цветаевой, рассказы Чехова.
На нашей театральной даче мы вместе с актерами читали книги вслух. В последние несколько раз это были книги, созданные нашими земляками в «Лаборатории воспоминаний» (совместный проект Ridero и Музея истории Екатеринбурга). Это живые и трепетные книги. Дневники и мемуары – тоже моя слабость. Потому что заманчиво верить, что все описанное было на самом деле, «взаправду». В июне мы почитаем с участниками актерской мастерской Народных университетов периодику: выдержки из газет «Уральский рабочий» за 1937 год. Это уникальный материал, который показывает нам, читателям, фантасмагорическое время нашего города.
А иногда просто хочется обратить внимание на уже забытую книгу. В самом центре Екатеринбурга есть улица Николая Никонова, названная в честь уральского писателя. Один из самых известных романов писателя – «Весталка», главная героиня которого живет в Свердловске. В романе подробно описана ее жизнь и первый год войны: как война воспринималась в Свердловске, в тылу, в военных госпиталях (поскольку война добралась до нашего города в виде потока раненых). Планируем почитать отрывки романа 22 июня, в контексте выставки военных фотографий в Фотографическом музее Метенкова.
Как подобрать участников: должны ли это быть профессиональные актеры, где их брать?
Профессионализм актеров в данном жанре совсем необязателен. Участники просто должны любить и уметь читать. Важно иметь хорошее воображение и представлять себе, о чем читаешь, быть увлеченным историей. Тогда и зрителю будет интересно.
Мне нравится работать просто с начитанными и образованным людьми, которые обладают элементарными навыками публичного выступления и готовы рассказать с помощью книг историю.
Каким должно быть место для читки?
Место для читки может быть самым разным, но здорово, если оно резонирует с историей. За последний год мы читали воспоминания свердловских женщин в Башне на Плотинке, а за окном – весь наш красивый городской центр как на ладони. Публицистику читали в Доме Маклецкого рядом с Домом Печати. Место историческое, интересное – улица Тургенева. Прошлым летом читали пьесы начинающих драматургов о городе – в Саду Нурова: рядом река Исеть, любимый горожанами дворик… красота! Место, конечно, помогает. Иногда важно показать во время читки фото, а обилие текста часто украшаю музыкой. Например, на женских историях мы слушали Майю Кристалинскую. То есть, музыка тоже выбирается в дополнение к историям.
Самый важный организационный момент – собрать слушателей. Но тут, мне кажется, главное – найти выход на целевую аудиторию. Людей, которые любят сегодня формат аудиокниг много. А тут еще и живые люди читают.
Что делать автору, если он хочет, чтобы его книга была выбрана для читки?
Автору надо написать уникальную историю :) Но если честно, тут уж как звезды сложатся. Если пришло время прозвучать истории не только со страниц книги, то и люди для этого найдутся, и запрос у зрительской аудитории будет.
8 июня в Доме Маклецкого, в Екатеринбурге, участники Актерской мастерской Народных университетов представят проект «Живая газета».
Слушателям прочтут отрывки из газет «Уральский рабочий» за 1937 год. Чем жила страна, что волновало город Свердловск в фантасмагорическое время, когда славили счастливую жизнь, покоряли Север, строили канал Москва-Волга и десятками тысяч уничтожали «врагов народа». Начало в 19.00.
Говорим с исследователем современного искусства, автором книги «Портрет короля» Демиеном Милкинзом Непонимание обывателем современного искусства стало мемом еще в конце 2000-х. Подробное исследование вопроса с опорой на множество источников, с ... Читать далее
В 2019 году Байба Стурите опубликовала на Rideró книгу «Кармический код судьбы», которая стала бестселлером и вошла в десятку самых популярных книг года. В том же году она заключила контракт ... Читать далее
Ирина Терпугова родом из Томска, закончила Сибирский государственный медицинский университет по специальности врач-биохимик. С 1998 года живет в Италии во Флоренции и с 2008 года работает лицензированным гидом по Тоскане. ... Читать далее
Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее