Ирина Лядова: «Если для истории пришло время прозвучать, то слушатели найдутся»

Ирина Лядова – известный в Екатеринбурге театральный педагог, режиссер и организатор литературных читок. С ее легкой руки проект «Лаборатория воспоминаний» воплотился не только в книжном формате, но и в театральном: книги проекта были выбраны для публичных чтений. Мы поговорили с Ириной о том, как организовать читку книги, как выбрать подходящее место и создать необходимую атмосферу для такого мероприятия. 

Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте организации читок: как давно вы этим занимаетесь, с чего все началось, какие мероприятия особенно запомнились.

Читки – это популярная форма работы с текстом. Читки современных пьес делаются во многих театрах. Я тоже неоднократно создавала читки по современной драматургии. Самые запоминающиеся – это пьесы, написанные только-только, которые еще никто не читал. Я 18 лет руководила Открытым студийным театром. И когда-то давно там занимались девочки – сегодня уже известные драматурги и писатели: Тая Сапурина, Ульяна Гицарева, Дина Артемкина. Вот их пьесы мы и читали. Первой была пьеса Таи «Кот стыда», которая с 2015 года вошла в репертуар МХАТ. 

Все ли книги можно читать по ролям? Как выбрать подходящее произведение?

Для меня читать книгу – это особое удовольствие, знакомое с детства. Я всегда любила открывать книги для своей младшей сестры. Некоторые произведения особенно начинаешь ценить, попробовав их на вкус, произнеся текст вслух. И после этого влюбляешься в текст. Такими для меня стали тексты Андрея Платонова, поэмы Марины Цветаевой, рассказы Чехова. 

На нашей театральной даче мы вместе с актерами читали книги вслух. В последние несколько раз это были книги, созданные нашими земляками в «Лаборатории воспоминаний» (совместный проект Ridero и Музея истории Екатеринбурга). Это живые и трепетные книги. Дневники и мемуары – тоже моя слабость. Потому что заманчиво верить, что все описанное было на самом деле, «взаправду». В июне мы почитаем с участниками актерской мастерской Народных университетов периодику: выдержки из газет «Уральский рабочий» за 1937 год. Это уникальный материал, который показывает нам, читателям, фантасмагорическое время нашего города. 

А иногда просто хочется обратить внимание на уже забытую книгу. В самом центре Екатеринбурга есть улица Николая Никонова, названная в честь уральского писателя. Один из самых известных романов писателя – «Весталка», главная героиня которого живет в Свердловске. В романе подробно описана ее жизнь и первый год войны: как война воспринималась в Свердловске, в тылу, в военных госпиталях (поскольку война добралась до нашего города в виде потока раненых). Планируем почитать отрывки романа 22 июня, в контексте выставки военных фотографий в Фотографическом музее Метенкова.

Как подобрать участников: должны ли это быть профессиональные актеры, где их брать?

Профессионализм актеров в данном жанре совсем необязателен. Участники просто должны любить и уметь читать. Важно иметь хорошее воображение и представлять себе, о чем читаешь, быть увлеченным историей. Тогда и зрителю будет интересно. 

Мне нравится работать просто с начитанными и образованным людьми, которые обладают элементарными навыками публичного выступления и готовы рассказать с помощью книг историю.

Каким должно быть место для читки?

Место для читки может быть самым разным, но здорово, если оно резонирует с историей. За последний год мы читали воспоминания свердловских женщин в Башне на Плотинке, а за окном – весь наш красивый городской центр как на ладони. Публицистику читали в Доме Маклецкого рядом с Домом Печати. Место историческое, интересное – улица Тургенева. Прошлым летом читали пьесы начинающих драматургов о городе – в Саду Нурова: рядом река Исеть, любимый горожанами дворик… красота! Место, конечно, помогает. Иногда важно показать во время читки фото, а обилие текста часто украшаю музыкой. Например, на женских историях мы слушали Майю Кристалинскую. То есть, музыка тоже выбирается в дополнение к историям.

Самый важный организационный момент – собрать слушателей. Но тут, мне кажется, главное – найти выход на целевую аудиторию. Людей, которые любят сегодня формат аудиокниг много. А тут еще и живые люди читают.

Что делать автору, если он хочет, чтобы его книга была выбрана для читки?

Автору надо написать уникальную историю :) Но если честно, тут уж как звезды сложатся. Если пришло время прозвучать истории не только со страниц книги, то и люди для этого найдутся, и запрос у зрительской аудитории будет. 

8 июня в Доме Маклецкого, в Екатеринбурге, участники Актерской мастерской Народных университетов представят проект «Живая газета».

Слушателям прочтут отрывки из газет «Уральский рабочий» за 1937 год. Чем жила страна, что волновало город Свердловск в фантасмагорическое время, когда славили счастливую жизнь, покоряли Север, строили канал Москва-Волга и  десятками тысяч уничтожали «врагов народа». Начало в 19.00.

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В декабре 2023 года на Rideró вышла книга Александра Краснокутского «О любви совершенной и странной». Она написана в виде неординарных зарисовок из жизни автора, которые собраны не в хронологическом порядке, ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Показать больше записей