Тьере Рауш: «Одна неудача не определяет творческий путь»

Книга рассказов Тьере Рауш «Комплекс Кассандры» попала в рекомендательный проект Rideró «Список литературы» с положительной рецензией от писательницы и литкритика Марго Гритт в начале 2024 года и была представлена нами год назад на выставке nonfictioNвесна. Книга написана в набирающем популярность жанре мистических историй, так называемого, темного фэнтези («дарк фэнтези»).

Как известно, книги проекта «Список литературы» получают от издательского сервиса Rideró дополнительную поддержку в продвижении: мы знакомим с ними блогеров и литобозревателей, книжные телеграм-, дзен- и ВК-каналы. Отдельные книги выдвигаем на большие премии и рекомендуем на питчинги с издательствами, которые, к примеру, организуют наши партнеры — бюро «Литагенты существуют».

Недавно пришла прекрасная новость, что книга Тьере Рауш после успешного прохождения такого питчинга скоро выйдет в обновленном виде в издательстве «Полынь». В преддверии выхода нового издания мы попросили автора рассказать об этапах этого процесса и поделиться рекомендациями.



Тьере, вы предпочитаете общаться с читателями под псевдонимом. Расскажите, почему для вас важна анонимность? Это связано с особенностями жанра, в котором вы работаете, или есть другие причины?

Когда придумывался псевдоним, мне хотелось, чтобы мои тексты читались не через призму восприятия личности, чтобы не было привязки к тому человеку из реальности. Сейчас, думаю, обстоятельства поменялись, и анонимность отойдет на второй план. Правда, чуть позже.

«Дарк фэнтези» часто исследует темные стороны человеческой природы и затрагивает сложные темы, такие, например, как смерть. Что вас в этом привлекает? Как вы находите баланс между мистическим и реалистичным в своих произведениях? И, конечно же, интересно узнать, какие авторы вдохновляют вас.

Тема смерти очень часто табуируется и люди, потеряв близких, не знают что им делать с самими собой. Мы не умеем проживать горе и не умеем поддерживать горюющих. К тому же, люди теряют не только людей, они теряют своих питомцев, а смерть домашних животных очень часто незаслуженно обесценивается. Смерть и все, что с ней связано — часто не о самой смерти и погребении. Это о нас самих, оглушенных произошедшим.

Книги в жанре «дарк фэнтези» тоже чаще о нас самих, нежели о персонажах. Мы смотрим на сюжетные перипетии глазами главных героев, и проходим с ними долгий путь, от вступления до финала. В самых страшных, невообразимых сценариях, путешествуя по страницам, окунаясь с головой в тему смерти, мы учимся как важно сохранить в себе человечность до самой последней минуты, как справиться с чувством вины и как найти в себе силы жить дальше. 


Баланс между мистическим и реалистичным мне помогает держать еда. Да, описания приемов пищи очень заземляют и читатель сразу чувствует себя не сторонним наблюдателем, а полноценным участником истории.  

Если говорить об авторах, которые вдохновляют, то здесь могу бесконечно говорить не только о писателях и писательницах. На ум сразу приходят работы Макса Фрая. Огромное влияние на меня оказал и кинематограф, японские анимационные сериалы и фильмы, например, работы Хаяо Миядзаки.

Представляете ли вы своего читателя, когда пишете? Как вы думаете, кто он? И как вы поддерживаете связь с аудиторией?

Образ читателя всегда абстрактен, на самом деле. Мои работы читали люди разных возрастов и разных профессий. Главное, чтобы цепляло. Поэтому стараюсь сосредоточиться на персонажах и атмосфере в текстах. Связь с аудиторией поддерживается через комментарии в соцсетях или в личных сообщениях. Случается такое, что человеку очень хочется поделиться впечатлениями от прочитанного, а рассказывать об этом кому-то, кроме меня, не хочется. Очень радостно становится на душе, когда люди пишут, что мои тексты помогли справиться с трудным периодом в жизни.

Интересно узнать подробнее про историю с питчингом перед представителями издательств, куда мы вас рекомендовали. Пожалуйста, расскажите, как это было, как вы готовились, какие материалы показывали? Что было самым сложным? Что, наоборот, оказалось проще, чем вы ожидали?

На питчинг с издательством получилось попасть благодаря издательскому сервису Rideró, где обратили внимание на обложку сборника «Комплекс Кассандры» и мне предложили поучаствовать в проекте «Список литературы», который знакомит читателей с интересными произведениями, опубликованными на платформе. Сначала книгу прочитала писательница Марго Гритт и ей книга понравилась, Марго написала рецензию и после этого сборник перешел в участие в проекте. Благодаря ему книга так же попала на книжную ярмарку non/fiction весной прошлого года, и к ярмарке Rideró изготовили мерч в виде карт Таро с предсказаниями и ссылками на сайт книги. Карты получились невероятно красивыми!

Карты Таро по книге «Комплекс Кассандры»

Затем уже мне предложили почувствовать в питчинге, и все сложилось замечательным образом. Нужно было подготовить синопсис и речь для питчинга. Мои друзья прочитали речь, предложили внести коррективы, чтобы отшлифовать текст. А потом текст пришлось учить наизусть и с таймером, поскольку следовало уложиться в 5 минут. Речь претерпела изменения еще несколько раз, так как в 5 минут она не укладывалась. 

Меня добавили в чат с авторами, которые тоже готовились к питчингу. Многие из них подготовили презентации книг с иллюстрациями персонажей и локаций. Сначала мне показалось, что моей подготовки недостаточно. У меня была только речь и хорошее настроение. В голове просто что-то щелкнуло: каким бы ни стал исход питчинга, это классный и новый опыт. 

Самым сложным оказалось унять нервы. Пока до меня шла очередь на питчинге, руки тряслись и сердце из груди выскакивало. Но благодаря представителям издательств и бюро «Литагенты существуют» все прошло максимально комфортно. Обратная связь давалась максимально аккуратно, бережно даже. Авторов поддерживали и говорили, что они молодцы, потому что вот так выступать, да еще с лимитом по времени, сложно. И сами авторы в чате тоже давали максимум поддержки друг другу.

Как началось ваше сотрудничество с издательством «Полынь»? Что вам понравилось в их подходе? 

После питчинга со мной связались из бюро «Литагенты существуют» и сообщили о том, что «Полыни» интересна рукопись и редакции хотелось бы с ней ознакомиться, попросили ответным письмом направить материалы. К сожалению, моя рукопись оказалась короче, чем нужно, и меня попросили ее расширить. И объединить рассказы, например, персонажами, которые будут следовать с читателем сквозь все истории. 

Уже расширенный вариант отправился издательству незадолго до новогодних праздников, а после праздников пришло письмо о том, что издательство хочет со мной сотрудничать. Моим менеджером в агентстве была Яна Краева, чудесная девушка, которая очень переживала за мою рукопись и ее письма были очень теплыми, поддерживающими. 

Затем мы напрямую связались с Александром Лазаревым, исполнительным директором издательства, и обговорили детали. Мне еще на питчинге понравилась открытость Александра, с каким восторгом он говорил о работе издательства и других авторах «Полыни». Мне не пришлось задавать вопросы, поскольку Александр в деталях рассказал о том, как устроен процесс публикации книги. 

Понравилось то, что рукописи читают внимательно, что выпускающий редактор дает подробную инструкцию, как подступиться к работе. Литературный редактор дает очень крутые советы по улучшению текста, чувствуется максимум вовлечения и поддержки.

Какие советы вы могли бы дать авторам, которые только готовятся презентовать свои работы издательствам? На что стоит обратить внимание? Чего следует избегать?

Изучите какие книги публикуются в выбранном издательстве. Можно создать очень крутой текст, но если он просто не вписывается в портфель издательства, то его не выберут. Поищите издательства, которые будут максимально заинтересованы в вашей рукописи. 

Если вы собираетесь выступать на питчинге, будьте вежливы и открыты, делайте пометки. Фидбек представителей издательств может помочь найти огрехи в сюжетной составляющей, и вы сделаете рукопись только сильнее. 

Можно услышать, что рукопись нужно доработать и затем возвращаться с обновленной версией. Не обещайте себе забросить писательство и не отчаивайтесь, если вдруг рукопись не взяли сразу. Вас не хотят обидеть или задеть, это нужно для финального продукта, который принесет радость и вам самим, и вашим читателям.

Что бы вы посоветовали авторам при работе с издательствами? На что обратить внимание в договоре? Какие вопросы стоит задать?

Тут все индивидуально. То, что понравится мне, оттолкнет кого-то. 

Те пункты, о которых не спросит один автор, у другого вызовут массу вопросов. Меня интересовали пункты по срокам публикации книги, и в целом срок договора. Плюс мне было важен комфорт при работе с представителями издательства. И прозрачность. Если вам совершенно спокойно, и в деталях рассказывают о тех или иных вещах, то круто.

Как вы организуете свой писательский процесс? Есть ли у вас какие-то ритуалы или привычки, которые помогают вам творить?

Ставлю на стол чашку с кофе или с чаем (зависит от того, что имеется в наличии дома), кладу рядом с ноутбуком блокнот и карандаш. Иногда случается такое, что нужно набросать от руки какую-нибудь схему (например, генеалогическое древо героев, чтобы не запутаться в процессе). Сосредоточиться на процессе помогает музыка, поэтому большую часть работы с текстами я провожу в наушниках.

Что вы считаете самым важным для начинающего автора? Какой совет вы могли бы дать тем, кто только начинает свой путь в литературе?

Самое важное  — не выгореть и не потерять интерес. Для этого нужно делать перерывы хотя бы каждый час, ходить проветриться. Я хожу гулять с собакой, и прогулки неплохо разгружают голову. Польза тройная: дышишь свежим воздухом, собака дышит свежим воздухом, можно обдумать какие-нибудь новые идеи.

Будьте добрее к своим произведениям. Дайте тексту отдохнуть от вас, и дайте себе отдых от текста, переключитесь на другой. А затем с новыми силами возвращайтесь к истории. 

И, пожалуйста, не пренебрегайте заботой о себе. Случается так, что тексты могут утянуть в себя. Выныривайте периодически, не забывайте о гигиене и еде. Душ и перекус вернут вас к жизни, особенно, если писали всю ночь напролет и нужно превратиться в человека. 

Пожалуйста, не корите себя, когда что-то не получается, не опускайте руки. Читайте книги, смотрите фильмы, практикуйтесь, пробуйте новые подходы, и держите в уме, что одна неудача не определяет весь творческий путь.


Читать книги Тьере Рауш

С этим читают

Сборник рассказов от бывшего опера проведёт читателя по рубежу девяностых-нулевых годов. Грабежи, убийства. Насилие. Но помимо «грязи» Александр Кириллов познакомит читателя с тем неизвестным оперским бытом, в котором кража обязательно ... Читать далее

Анастасия Фокина — топ-менеджер в международных корпорациях, член присяжных финансистов Великобритании, FCMA (Fellow, Chartered management Accountant), основатель платформы Jungji Мы попросили Анастасию рассказать, как написание книги помогло ей найти выход ... Читать далее

«Серфинг. Свобода быть собой» — это набор небольших зарисовок из жизни опытного инструктора, исколесившего полмира в охоте за волнами. Тексты книги делятся на два формата. Во-первых, истории подопечных Никиты и ... Читать далее

14 февраля отмечается Международный день книгодарения. Ровно год назад мы запустили партнерский проект Rideró «Книги людям» совместно с ВК-сообществом поддержки сельских и деревенских библиотек «Букля», число участников которого приближается к ... Читать далее

Показать больше записей