Нейрохудожник против иллюстратора: результаты опроса

Уже второй год мир только и делает, что говорит про нейросети. И, конечно, много разговоров о том, как быстро нейрохудожники заменят обычных художников.

Почти сразу наша команда поняла, что нейросети при вдумчивом подходе удешевят стоимость обложки для независимых авторов, и мы запустили услугу «Обложка от нейросети»: обучили дизайнера превращать ваши идеи в изображения – в несколько раз быстрее, чем если бы вы обратились к художнику и в 10 вариантах в рамках услуги.

Пришло время узнать, правда ли нейрообложки так неотличимы от обычных художественных, и ошиблась ли команда Rideró, запустив такую услугу.

Мы провели опрос среди читателей и писателей. Попросили их угадать авторство девяти обложек. 861 человек оставил свой голос: 590 писателей и 271 читатель.

Вот что мы узнали.


Легко угадать, когда угадывать легко

Из девяти предложенных обложек пять угадали больше 50% проголосовавших. Среди самых угадываемых обложек – «Скорая» Алексея Кулакова, «Пламя души» Дэниэла Райтера и «Принц Голубых Цветов» Рю Чжуна.

Во всех трех случаях угадать авторство было легко:

В случае со «Скорой» видна очень четкая графическая проработка – явно здесь поработал художник-человек. Иллюстрацию на обложке можно долго рассматривать:

  • найти мелкие прорисованные детали, 
  • увидеть, что линии расположены по задумке, 
  • заметить, что нет дисбаланса композиции.

Также просвещенному человеку угадать помогает знание, что нейросети пока что рисуют графику не так точно, как художники.

В случае с «Пламенем души» и «Принцем Голубых Цветов» мы видим выраженное «машинное» исполнение: нет симметрии в портретах, есть яркие цвета и много оттенков, переходящих друг в друга. Профессиональные иллюстраторы стараются также избегать слишком ярких красок и смотрят на совершенство композиции. Картинок в таких стилях мы видели много, именно из-за них нейрокартинки стали узнаваемыми.


Комментарий Натальи Бондарь, email-маркетолога Rideró:

«Получается, что смотрящий, сопоставив обложку со своим опытом, неплохо угадывает ее происхождение. Но, за редкими исключениями, всегда оказывается минимум 30% людей, которые принимают нейрообложки за работу художника. Это значительный процент, и он показывает, что далеко не все люди отличают авторство человека от нейросети»


Хорошую работу нейросети легко перепутать с работой художника, которая всегда хороша

Гораздо сложнее оказалось угадать, когда у заказчика обложки был референс для нейрохудожника. И также было сложно, когда иллюстратор добавлял на обложку много деталей.

Меньше всего из опрошенных угадало обложки, которые мы сделали с помощью нейросети и по поводу третьей мнения почти разделились.

Авторство нейросети в книгах «Черные пятна на белом халате» Арсена Маммаева и «Звезда желаний» Натальи Истоминой угадали всего 26% и 34.9% опрошенных. В книге Лесаны Пустоваловой «Белые клочья зимы» аудитория угадала нейросеть, но явно сомневалась – 54.7% угадываний.

Ксения Ложкина, которая курировала работу над этими обложками, рассказала, что во всех трех случаях автор знал, какой он хочет видеть обложку. Но подходы у авторов были очень разные.

В случае с книгой «Черные пятна на белом халате» не было визуального и стилевого референса и задание для промта уточнялось трижды. Мы стремились, чтобы предложенные варианты картинок максимально соответствовали тому, какой автор видит обложку у себя в голове.

Ксения Ложкина, аккаунт-менеджер Rideró:

«От запроса «Настроение мрачное, настроение боли, так как книга о стоматологии. Зубы. Белый халат. Деньги. Взятка. Игровая зависимость. Кровь. Зима. Холод. Цветовая гамма — зимняя ночь» мы пришли к запросу «Зимне-ночной фон, молодой человек в белом медицинском халате (должен быть обязательно молодой), уставший смотрит в окно, может стоя, может сидящим на стуле, если сидящий, то в маске и перчатках».

У автора книги «Звезда желаний» был стилевой референс и четкое задание для промта, поэтому задача была максимально попасть в стиль и в композицию, которую автор хотел бы видеть.

«Мы располагали референсом, в стилистику которого, на мой взгляд, четко попали, и текстовым описанием: «Два мальчика-близнеца смотрят на звездное небо. Можно показать их сбоку или со спины. Стоят у раскрытого окна. На улице лето, звездная ночь. Хорошо бы нарисовать падающую звезду. Одежда не принципиальна. Возраст 7-8 лет». Затем сделали пару макетов, внесли по просьбе автора правки в название и в оформление текста на задней сторонке».

А из переписки с автором книги «Белые клочья зимы» мы выяснили, что из всего ряда образов, которые указаны в задании для дизайнера, предпочтителен именно рояль на снегу. С этим образом у автора уже была любительская обложка, на которую можно было ориентироваться.

Книги «Алгоритм вечной молодости» Евгения Голомолзина и «Инволюция» А. Кауф рисовали иллюстраторы. Но руку человека в этих обложках угадали всего 39.2% и 47.89% соответственно.

Комментарий Жанны Козловой, которая курирует в Rideró работу с иллюстраторами:

«Автор книги «Алгоритм вечной молодости» составил хорошее и четкое задание дизайнеру: «Внешность – европеоидная. Фея должна быть юной, свежей, божественно красивой. Вместе с тем мудрой. Вечная молодость – это про нее. Ей может быть 70, отсюда – мудрость, но выглядит она на все 20-25. Она знает, как этого достичь. Поза не важна. Главное – парение, полет, невесомость».

Картинка получилась детальная и яркая, но дизайнеру пришлось постараться, чтобы расположить текст на лицевой стороне, чтобы он не перекрывал иллюстрацию. Гамма этой обложки очень смелая и прорисовка детальная. И, пожалуй, из-за смелости, подозревающему нейрохудожника, сложно рассмотреть кропотливую работу иллюстратора.

Для обложки книги «Инволюция» автор придумал классную идею, которую видел в нескольких вариантах и не смог определиться с вариантами. Поэтому здесь художнику пришлось сильно потрудиться над гаммой и компоновкой. Работа шла сложно: было много правок, композиция была сначала реалистичной, а затем – детализированной и художественной, кошка «двигалась» по обложке и даже меняла цвет. 

«Дизайнеру, который компоновал обложку, иллюстрация понравилась – в итоге он даже добавил на задник книги элементы стекла из итогового изображения. Для этой обложки подготовили варианты с молочным и черным фоном, в финале автор выбрала эффектную темную обложку».


Почему опрошенные не угадывали

Почему же не для всех авторство обложек было очевидно?

Потому что в некоторых случаях работать с нейросетью получается продуктивнее, чем с живыми профи. Эти обложки — как раз результат особо продуктивной работы с нейросетями и итог непростой, трудной работы авторов с иллюстраторами.

Огромный плюс машины в том, что она не устает, не раздражается, не испытывает эмоций. С ней легче тем людям, у которых сложности с формулированием задачи или у которых постоянно возникают новые идеи: они осознают, что им нужно, «думая» об нейросеть. И то, что автор не предвидел, можно легко исправить.

Художник-человек имеет ресурс внимания и терпения. После пятой итерации правок он умоет руки. Кроме того, если его не сориентировать, где будет название книги и подпись автора, он может неверно построить всю композицию, и дизайнеру потом невозможно будет оформить изображение в обложку. Поэтому, выбирая живого иллюстратора, нужно ясно осознавать, что хотите видеть на обложке и очень подробно это сформулировать для художника. Вплоть до указания, где будет шрифт, и как он с обложкой сочетается. 


Эти обложки оценили лучше всех

В опросе, который мы отправили читателям Rideró, был дополнительный вопрос. Мы попросили оценить обложки субъективно: нравится / не нравится.

Вы не поверите, но все три обложки, которые больше всего понравились читателям, нарисовала нейросеть.


Так и что?

Важно максимально подробно представить обложку своей книги в голове, а потом принять факт, что идеального совпадения с ней в реальности не будет. Такой вывод мы сделали из результатов опроса и изучения природы этих обложек.

Поэтому сразу определитесь, на какие компромиссы вы не готовы идти. В случае с обложкой для «Скорой» автору был важен стиль иллюстратора-графика. Он также хотел разместить на обложке «пасхалки» из книги – тут требовался иллюстратор, причем конкретный иллюстратор. В случае со «Звездой желаний» важен был только стиль определенного иллюстратора – с этим нейросеть уже хорошо справляется. Автору «Принца Голубых цветов» нужен был портрет героя по центру, но такой, чтобы оставалось место для длинного названия, исполненного в рукописном стиле. В случае с «Белыми клочьями зимы» у автора был четкий образ. Со всем этим хорошо справляется искусственный интеллект, а основная работа человека сводится к компоновке картинки со шрифтом.

Путь к хорошей обложке бывает мучительным, поэтому вот вам совет: экономьте свое время и силы. Если у вас нет четкого представления картинки в голове, попробуйте поработать с нейрохудожником. Здесь вы можете уточнять, менять, дорисовывать, подбирать для обложки картинку из 10 нарисованных, и сам процесс поиска обложки будет быстрым и интересным.

Обратитесь к нашей команде, мы все у вас уточним, поможем сделать этот путь приятным, а в конце оставим вас довольным.

Выбрать дизайн


С этим читают

Эффектная обложка – большой вклад в успех книги. Важен не только привлекательный дизайн с гармоничным расположением текстовых и графических элементов, но и «универсальность» обложки: книга должна смотреться идеально как в ... Читать далее

Теперь вы можете делать свою обложку при помощи Canva прямо в редакторе книги на Ridero. Для этого у нас появилась специальная кнопка в интерфейсе ... Читать далее

Обложка книги для детей – особый жанр. Ведь она должна понравиться и ребенку, и взрослому, который будет решать, какую именно книгу купить своему чаду. Мы решили рассказать вам, как нарисовать ... Читать далее

Оригинальная обложка – самый простой способ привлечь внимание к своей книге. Ведь ее заметят даже те, кто не умеет читать. А уж фанаты чтения совершенно точно не пропустят мимо книгу, ... Читать далее

Показать больше записей