Нейросеть vs художник: тренды и результаты

С мая по июль вы решали, какие обложки сделаны нейросетью, а где честно потрудился иллюстратор. И сейчас мы готовы опубликовать результаты и выводы, к которым мы пришли в ходе исследования.

Спойлер: вы молодцы!

Опрос мы проводили отдельно среди читателей и писателей. Читатели дополнительно оценивали обложки по 5-балльной шкале. Всего опрос прошли 1 467 человек: 979 писателей и 488 читателей.

Из 11 предложенных обложек авторство девяти угадали более 50% опрошенных; пять из этих обложек угадали больше 67% читателей и писателей, одну – почти 90% и насчет двух обложек возникли сомнения.

А теперь обо всем подробнее.

Учатся нейросети и люди

Главный тренд, который мы отметили, – люди теперь точнее угадывают авторство и нейросетей, и иллюстраторов. Это происходит из-за распространения нейроарта в повседневной жизни. Тренируется общая насмотренность, понятна разница между тем, как работает художник и нейросеть. Теперь, чтобы сделать картинку менее узнаваемой, промт-дизайнеру теперь нужно более точно работать над запросом и прописывать стилевые детали.

Среди самых угадываемых обложек: «Ты – космос» Александра Трифонова, «Дорога к себе» Айгерим Даутовой и «Гора миров» Романа Левого. Во всех трех случаях обложка была сделана с помощью нейросети.


При этом все три обложки могли бы быть нарисованы иллюстратором, просто на проработку второстепенных моментов ушло бы больше времени. 

В случае с обложкой книги «Ты – космос» портрет получился гипердетальным. В картинке есть тени и асимметрия, присущая реальному лицу. Обычно в работе иллюстратора асимметрия имеет более привычные человеческому глазу пропорции, а кожа у портретов, рисованных человеком, имеет текстуру. Также волосы в этом портрете приняли необычную форму, реальную, просто менее привычную. Вместе эти моменты создают подтекст, из которого нейросеть легко угадывается.

В обложке книги «Дорога к себе» узнаваем пиксельный и грязноватый стиль киберпанка. В этом случае насмотренность на творчество нейросетей играет наибольшую из трех вариантов роль. Здесь мы наблюдаем смешение стилей на фоне (вверху и внизу), а цветовая композиция скорее подчинена алгоритму, чем кисти художника.

Очень похожую картинку иллюстратор рисовал бы с меньшим хаосом на фоне, более строго. Но именно хаос дал этой обложке дополнительный смысл и динамику.

Обложка «Горы миров» выдает себя маленькой деталью. Посмотрите на анатомию ног у коней. Она допустима, но, когда вы угадываете и рассматриваете картинку внимательно, вас этот момент смутит.

При этом гамма, настроение и композиция находятся в гармонии с книгой. И эта обложка, несмотря на то, что ее угадали почти 70% опрошенных, получила высокую оценку у читателей. Получается, если обложка имеет композицию и атмосферу, читателю все равно, кто ее рисовал.


Вот как комментирует работу над этой обложкой Ксения Ложкина, аккаунт-менеджер Rideró:

Автор сформулировал сложное и детальное техническое задание. Предполагалось, что на обложке будет множество персонажей с определенной внешностью и определенным положением относительно друг друга в пространстве.

Визуализировать такое задание с помощью нейросети не получилось бы, поэтому у автора был выбор: обращаться к иллюстратору или упростить задание до самых важных деталей и сосредоточиться на гамме и настроении иллюстрации.

В итоге с помощью нейросети мы нарисовали гору в тумане со снежной шапкой, а у ее подножия – трех всадников с мечами и в темных одеждах на краю пропасти.


Это хороший пример, как можно оптимизировать работу над обложкой. Если вам не принципиальны мелкие детали, если вы не готовы ждать эскиз и работать с иллюстратором, корректируя его, или просто не видите смысла платить за детализацию – оставьте главное и делегируйте обложку промт-дизайнеру.

Вы будете выбирать из 10 вариантов, а затем к выбранной обложке мы предложим несколько вариантов компоновки иллюстрации и текста.

Высокие баллы – тоже у нейросети

Как и в прошлом опросе, самые высокие оценки от читателей получили обложки от нейросети. Как и в прошлый раз, авторство нейросети тоже не было угадано в этих случаях.


И в который раз хочется отметить: когда у автора есть четкий референс для обложки, она получается точной, кто бы над ней не работал. Нейросеть в обложке для книги «Тринадцатилетний капитан» угадали всего 17.8% опрошенных, и у автора книги был очень четкий референс для картинки.


Вот какое было техническое задание:

По настроению и оформлению – близкая к обложке книги «Динка» Валентины Осеевой. На переднем плане река, на реке баржи, а на берегу песчаный обрыв; на обрыве мальчик, смотрящий вдаль на реку. Общее настроение – романтика путешествий, красивая природа и мечтательный взгляд мальчишки, желающего стать капитаном.


А дальше промт-дизайнер предложил варианты и с четким соблюдением стиля, и с отступлением от него – это обычная практика, чтобы точно попасть в видение автора книги. Варианты отличались позами мальчишки, четкостью контура и композицией. При четком задании, как правило, нужный вариант выбирается из очень похожих иллюстраций. У автора остается больше сил на детали, подбор шрифта и расположения элементов обложки.


У автора книги «Лавандовый вечер» тоже был стилевой референс для обложки, но менее четкий. Мы опирались на визуализацию: «Образ старика, сидящего под огромным лавандовым деревом. Лавандовое дерево большое и пушистое. Как клен, только вместо листьев – цветки лаванды», но в стиле старались сохранить желаемые эмоциональные маркеры: «волшебство, исполнение желаний, магия, надежда, любовь».

Также важно было сделать такую композицию, которая подошла бы на разворот, поэтому промт-дизайнер работал над смещением фокуса композиции вправо и влево.

Сомнение укрылось в деталях

В этом опросе были две обложки, в авторстве которых и писатели, и читатели сомневались до последнего. И, хоть обе были в итоге угаданы, нельзя не отметить эти постоянные сомнения. Тем более, мы разобрались, почему так могло произойти.


В случае с обложкой книги «Сновидение как мифотворчество души», как нам казалось, автор будет очевиден. Здесь есть очень важные детали и их отношения, которые нейросетью не сделать так точно.

С двух сторон на обложке видны лица мужчины и женщины и рядом с головой женщины змей. В центре композиции водопад переходит в руку, протянутую читателю. По контуру обложки ветви мирта расположены гармонично.

Нарисовать неожиданные и важные для автора детали может только иллюстратор. Но, поскольку в данной композиции много всего, а цветовая гамма не сразу раскрывает библейский сюжет, легко заподозрить в этой обложке нейросеть. 

С обложкой книги «Нечистая силушка» оказалось непросто по иной причине. Нейросеть отлично воспроизводит мультяшный стиль, потому обложки для волшебных и детских книжек выходят яркими и точными. 


Ксения Ложкина, аккаунт-менеджер Rideró:

Задание было таким: «Юная девушка-волшебница (12—13 лет) Яга колдует рядом с магическим котлом», а дальше автор привел цитату из текста, которая описывает эту волшебницу. Конечно, все точные детали нейросеть воспроизвести не может. Поэтому мы выбрали важные детали, согласовали их с автором, сгенерировали варианты, и в итоге автор выбрал изображение, которое максимально соответствовало его образу.


Эти обложки тоже были нарисованы нейросетью, и (какие же молодцы!) вы их успешно угадали:

Иллюстратор соблюдает традицию

В обложках для книг «Кэнрод», «Извозчик душ» и «Чипанутые» важную роль играют цветовые сочетания и традиция, в которой существуют жанры этих книг. Во всех трех случаях авторам также важны были детали и отношения элементов на обложке.



Можно заметить, что эти обложки на первый взгляд более книжные. В них нет размашистых фонов, резких цветовых переходов. Объем задает не фон, а детали вписанные в центральные элементы композиции.

Каждую из этих обложек можно рассматривать и быть уверенным, что элементы в картинке имеют дополнительный смысл, а не помещены случайно. При этом во всех случаях иллюстратор старался соблюсти баланс между множеством деталей и остаться внутри стиля.

И это главный ответ на вопрос, зачем существуют книжные иллюстраторы. Они нужны, чтобы у автора с читателем существовал доверенный контакт, где каждая маленькая деталь имеет значение.

Выберите дизайн для своей обложки

С этим читают

Новый путеводитель по тропам и норам Екатеринбурга представят на книжном фестивале «Красная строка» Скрытые городские пространства, неочевидные маршруты по Екатеринбургу и окрестностям откроются посетителям международного книжного фестиваля «Красная строка» 23 ... Читать далее

Страница в Rideró может стать полноценным сайтом для вашей книги, если грамотно использовать все её возможности. Составили пошаговую инструкцию, которая поможет довести страницу книги до идеала. А еще инструкция поможет ... Читать далее

В конце прошлого года Rideró подключил к своей сети приложение «Билайн книги» — большую подписную библиотеку электронных книг, которая входит в экосистему сервисов «Билайн».  Авторы получили новую площадку для размещения ... Читать далее

Уже второй год мир только и делает, что говорит про нейросети. И, конечно, много разговоров о том, как быстро нейрохудожники заменят обычных художников. Почти сразу наша команда поняла, что нейросети ... Читать далее

Показать больше записей