География новых книг, пополнивших полки проекта Rideró «Список литературы», очень широка. От книги рассказов, написанной в деревне Шешурино Тверской области, до сборника историй, собранного в далеком австралийском Мельбурне, питерская историческая хроника из жизни династии Романовых рядом со сказкой, родившейся на острове Мальта. Книги, слетевшиеся к нам со всего света, ищут своих читателей, и мы стараемся им в этом помочь: отдаем обратившие на себя внимание произведения на рецензии и очень радуемся, когда получаем подтверждение в виде рекомендательных отзывов от литературных критиков и экспертов. Представляем вам наши свежие приобретения и очень рекомендуем заглянуть на страницы этих книг.
Дарья Гребенщикова «Бузина, или Сто рассказов про деревню»
Дарья Гребенщикова долгое время проработала сценографом театра «Ленком» в эпоху его расцвета – с Марком Захаровым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым и другими нашими любимыми звездами театра и кино. Но в 1992 году вместе с мужем переехала жить в деревню Шешурино Тверской области, душой прониклась этим местом и начала писать рассказы, повести и стихи.
В сборнике «Бузина, или Сто рассказов про деревню» вы найдете смешные и грустные рассказы про деревню — её жителей, быт, нравы и привычки, наблюдения за жизнью. В книгу также вошли рассказы, написанные к картинам известного художника Леонида Баранова из серии «Пестряково как живописный объект жизни».
«Думается, «Бузина, или Сто рассказов про деревню» – своеобразная лирическая энциклопедия на тему. Или, точнее, лирическая хроника, – пишет в рецензии литературный критик Иван Родионов. – «История села Горюхина» без иронического отстранения. Часть рассказов сборника – элегические бессюжетные зарисовки: пейзажные, биографические, пасторальные (например, «Август» или «По грибы»). Некоторые – будто бы с завязкой, но обрывающиеся перед потенциальной кульминацией. Некоторые – почти притчи. И все из них – пазлы, кусочки, короб листьев…
Рассказы Гребенщиковой прочно стоят на земле и не сваливаются в абстрактные бестелесные обобщения. Во-первых, благодаря узнаваемым деталям – наподобие жёлтой кружки с надписью ЛДПР или тяжёлых эмалированных банных тазов (их громоздкую основательность так и чувствуешь). А во-вторых, благодаря внимательному и сострадательному авторскому взгляду. Это не взгляд чужака, пусть и внимательного, и талантливого (в духе «ой, гляньте, что делается»), но оптика своего. Летописца места и темы. Да, обобщения – но делает их свой. Сосед, родственник, товарищ. Да, это ещё не тематический прорыв, но его возможность. Оказывается, есть неожиданный тайный ход, которым можно прийти к долгожданной новой русской деревенской прозе».
Сара Бендетская «Плоды Панды Мии»
Автор этого сборника рассказов изучала в университете английскую литературу, издательское дело и коммуникации, публиковалась в журналах «Кольцо А», «Австралийская Мозаика». Сара Бендетская много лет живёт в Мельбурне с мужем, двумя детьми и…тремя рыбками. Рассказы, вошедшие в сборник «Плоды панды Мии», — пример ироничного автофикшена, насыщенного забавными авторскими каламбурами. Трагикомические истории о вчерашнем и сегодняшнем дне из жизни одной большой еврейской семьи.
Книгу прочитала филолог и переводчик Наталья Санникова: «Как говорит один мой знакомый режиссер, в начале спектакля зритель должен смеяться, а к концу спектакля — плакать. Смешной и грустный сборник рассказов Сары Бендетской устроен по тому же принципу. Если в начале писательница с завидной легкостью и подкупающей самоиронией рассказывает о буднях пандемии, то потом, не вдруг, постепенно, за весельем проступает неизбежность потерь и утрат, расставаний, прощаний, в том числе с домом, и если повезет – трудное обретение нового дома и нового места в мире. И вот уже юмор и самоирония предстают как способ «держать удар», не сломаться под натиском проблем. Но все это – легко, смешно и непринужденно».
Кирилл Сазонов «Одиссей в бинарном мире»
Автор этого романа с рождения живет в Голландии в русскоговорящей семье, занимается разработкой видеоигр, программного обеспечения, веб-сайтов и в свободное время пишет прозу, стихи и музыку. Сюжет книги строится на истории героя, который узнает о том, что неизлечимо болен, и возможно ему остается жить четыре года. В отчаянии он решается на экспериментальную методику лечения – нейродигитальную трансплантацию сознания в новое кибербиологическое тело. Оказываясь в сюрреалистическом мире, он открывает одну за другой двери воспоминаний и наблюдает собственную жизнь. Рано умершая сестра — главный триггер героя. Виктору предстоит по-новому осмыслить свои прожитые годы и принять важное решение.
Литературный критик Антон Осанов о книге: «Это настоящая «Одиссея», запутанное путешествие по закоулкам памяти, где поют обольстительные сирены и хочется предостеречь прошлого себя от их гибельной песни. А ещё — «Исповедь» того самого Блаженного Августина, с такими важными для неё понятиями, как память и время. Только рассказывает она не о грешнике, а простом человеке — обычном отчаявшемся существе, которое пытается найти своё место в мире. Здесь — в феноменальном чувстве оставленности — два столь разных текста сходятся в третий — «Одиссею в бинарном мире» Кирилла Сазонова.
Это долгое, постепенное чтение, где яркость событий заменяется яркостью мышления. Критика современного общества, отношения полов, проблемы подлинности и тождества… Это философичный трактат, а не кибербоевик в духе «Deus Ex» или жуткие картины цифрового посмертия. Медленно и осмотрительно текст разбирает вопросы, на которые до сих пор нет ответа. Роман несёт физический груз болезни, сталкивает читателя с неизбежным, но делает это так осторожно, что возвращает нам простое и страшное знание — мы одиноки и скоротечны, мы можем исчезнуть от сбоя белкá в голове…»
Татьяна Белецкая «Пёс, грызущий железную кость»
Еще один претендент из короткого списка Rideró на премию «Новые горизонты». Хотя книга и не стала нашим номинантом, но все же прошла жесткий отбор из более 300 претендентов и вошла в четверку финалистов.
Из рецензии писателя Рю Чжуна, члена экспертного совета Rideró на премию «Новые горизонты»: «За ширмой экологической катастрофы — всемирного потопа, в котором сгинуло всё человечество за исключением лишь малой его части, — прячется классический для фантастики сюжет «корабля поколений», который спустя многие сотни лет странствий обнаруживает планету, подходящую для людей. Социальная антиутопия «Пса, грызущего железную кость» разворачивается на Полисе, многоэтажном корабле, где этажи соответствуют уровням иерархии — на самой вершине обитают недосягаемые боги, которых вот уже сотни лет никто не видел, внизу размещены нелегальные ады, а посередине — зелёный уровень, где живут учёные и министры. В судьбе человечества — перенаселении и упадке — виноваты именно они. В мире «Пса, грызущего железную кость» честь осталась только у военных, а у самих военных осталась только честь. Главный герой — маршал Эван Грилл по прозвищу Пёс, должен пройти по уровням Полиса, от самого дна до зелёного рая, где его ждёт вечный враг и тайна, которую от него скрыли те, кому он больше всего доверял».
Илья Бушмин «Ничейная земля»
Детектив «Ничейная земля» Ильи Бушмина успешно экранизирован, 1 августа 2023 года на платформе KION вышел снятый по этой книге сериал «Замаячный». Мы брали интервью у автора к выходу сериала, и подробнее узнать о том, как создавалась эта история, можно в нашем блоге. Илья Бушмин — псевдоним сценариста Андрея Ларикова, автора и соавтора более 20 сценариев популярных телепроектов. Среди них — сериалы «Розыск» (2013-2015), «Карпов» (2012), «Пятницкий» (2011, 2012), «Филин» (2021, 2022). Главные герои книги Катя Мазурова и Сергей Поляков расследуют серию убийств, совершенных маньяком, в отдаленном рабочем поселке на окраине города N. За одиннадцать лет, на протяжении которых разворачивается действие книги, это место превратилось в жуткую и зловещую Яму, хранящую страшные секреты.
«Это качественно сделанный триллер по завезённым из-за рубежа лекалам: страдающий провалами в памяти «детектив» с личным интересом к расследованию; тёмная мусорная окраина, где таится Зло; равнодушное начальство, вопреки которому пробивается правда, — пишет в рецензии литкритик Антон Осанов. — Клише использованы умело, на хорошем профессиональном уровне, а главное — с сохранением отечественного колорита, что и выделяет роман из числа себе подобных. Мрачный текст не отталкивает — доходя до чернушных подробностей в духе балабановского «Груза 2000», роман использует их только как средство, не самоцель. Вовремя усиливая повествование и углубляя мир, чёрный цвет лишь подчёркивает общую гнетущую атмосферу — верную спутницу дождливого триллера… «Ничейная земля» Ильи Бушмина — это динамичный, уверенный, держащий текст. Он сделан по канону, который не может ни разочаровать, ни по-настоящему удивить. Распадаясь на два временных пласта, протягивая ложные ниточки и умело играя с читателем, роман соответствует сути криминального триллера. Вопрос «Кто убийца?» не отпускает в нём до самого конца».
Сарада Бёрд «В поисках утраченного»
Роман для аудитории young adult (14-20 лет). Герои книг Сарады Бёрд — вступившие на путь взросления подростки, которые ищут ответы на взрослые вопросы, продолжая хранить в своем сердце детские тайны. «В поисках утраченного» — первая книга трилогии о девушке Саре, ее отношениях со старшим братом, которого она, казалось, утратила, но не теряла надежды найти, и, конечно, о любви и поиске смыслов.
Рецензию на книгу мы получили от книжного гида и эксперта в литературе этого направления Марии Хмары: «Если бы книга «В поисках утраченного» Сарады Бёрд была блюдом, его главным достоинством была бы точно выверенная рецептура: все литературные «ингредиенты» добавлены в эту историю в нужной дозировке. Есть здесь и живая героиня, с которой легко и приятно отождествиться молодому читателю, и увлекательный сюжет, в котором интригующие сведения открываются взору именно тогда, когда нужно, и последовательное расширение перспективы (сперва мы знакомимся с историей одного человека, постепенно понимая, что эта история напрямую связана с особенностью устройства целого фэнтезийного мира), и настойчивое обещание продолжения, ждать которого хочется». Обратить внимание на эту серию рецензент советует поклонникам Лоис Лоури, Стеффани Майерс, Сьюзен Коллинз.
Серафима Музыкантова «Сумасшедшая супергероика»
Автор пишет магистерскую диссертацию на базе Московского института психоанализа, где исследует параноидно-шизоидную позицию в комиксах MARVEL. Представляется как «психолог и гик в одном лице» и предлагает через анализ героев кинокомиксов рассмотреть разные человеческие психотипы.
«Меня зовут Серафима, мне 25 лет, и меня всегда вдохновляла идея просвещения, но каким может быть просвещение в 21 веке. Многостраничные труды классиков и философов сейчас никого не заинтересуют – время слишком ускорилось – тогда что? Комиксы! Они являются современными мифами. Массовой культурой. Энциклопедией современных реалий. Они универсальны и известны так или иначе на любом континенте. Я почувствовала, что объяснить читателю процесс формирования характера лучше всего будет на примере того, кого он видел в детстве по СТС, кого носил на своей футболке, пенале, кого ставил на заставку на первый компьютер».
«Это нон-фикшн, который может прийтись по вкусу поклонникам киновселенной Marvel или, по крайней мере, людям, неплохо разбирающимся в этом фантастическом мире и желающим взглянуть на него с нового ракурса, — рекомендует рецензент Мария Хмара. — Ракурс в этом случае психологический. Серафима приглашает нас рассмотреть эволюцию популярных супергероев, чтобы выяснить, к каким типам личности они относятся и как те или иные события их прошлого могли повлиять на формирование их характеров и моделей поведения. Тут хочется несколько раз подчеркнуть, что приступать к книге лучше именно тогда, когда вы уже хорошенько ознакомились с историями таких героев, как Тони Старк, Халк или, например, Доктор Стрэндж… Важная практическая польза книги заключается в том, что мы не только выясняем, как формируются те или иные психологические типы, паттерны и модели поведения. Мы на наглядных примерах узнаём, как коммуницировать с людьми с аналогичными особенностями, чтобы наше общение было взаимно счастливым. Серафима ставит перед собой задачу помочь людям лучше разобраться в себе и в других, и это намерение, разумеется, заслуживает уважения».
Анна Пейчева «Несчастные Романовы»
Автор книги много лет работала журналистом и телеведущей, ведет исторический видеоблог «Уютная история» и пишет книги. Самые известные — в жанре фантастики, в том числе бестселлер «Великая княжна. Live», вышедший в финал конкурса «Экранизация». «Несчастные Романовы» — сборник исторических новелл о жизни представителей великой династии. Авторская подача интересных фактов биографии царской семьи в формате читательского сериала очень откликается и вовлекает в историю.
«Только не ждите от этой книги анализа социально-экономических преобразований и потрясений, — поясняет прочитавшая книгу переводчица и филолог Наталья Санникова. — И тогда будьте уверены: вам попался увлекательный сериал, в центре которого – династия Романовых и трехсотлетняя история ее царствования.
Венценосные особы предстают здесь прежде всего людьми, с их достоинствами и пороками, сильными и слабыми сторонами, и, в конце концов, с их нешуточными страстями. С той лишь поправкой, что страсти и пристрастия монарха влияют на общество в целом, и что, с другой стороны, сам он постоянно вынужден делать выбор между личным счастьем и нуждами государства, и не всегда его выбор оказывается в пользу последнего.
О, сколько всего: случайностей, интриг, соблазнов, хитросплетений судеб. Сколько удивительных решений и неожиданных поступков. И интересных фактов, часть из которых широко известна, как, например, тот факт, что Екатерина II сделала себе одной из первых в России прививку от оспы, а это по тем временам требовало незаурядного ума и большой смелости. Но есть эпизоды, которые прозвучали для меня неожиданно. Не знала, что Дидро, получивший от Екатерины II немаленькую сумму и называвший ее северной Семирамидой, оставил после смерти дневники, в которых резко ее критиковал. Или что Павел I, которого было принято считать грубым и недалеким, ни разу в жизни не казнил ни одного человека. Безусловно, для широкого читателя здесь найдется масса любопытных сюжетов, а уж какие их них вывести умозаключения – решать самому читателю».
Евгения Спитери «Сказки принцессы Крохи»
Преподаватель и психолог Евгения Спитери живет на Мальте и пишет сказки и небольшие детективные рассказы для взрослых. «Сказки появились после рождения дочери, захотелось написать что-то доброе и открытое для детей, внести свой вклад в детский мир развития и чтения. Интересные люди, красивая природа и захватывающие книги вдохновляют меня на написание моих историй».
«Сказки принцессы Крохи» пронизаны настоящей, а не наигранной любовью автора к тому, кому автор эти сказки рассказывает. А любовь обязательно передастся читателю, — выделил книгу писатель и драматург Лев Яковлев. — Интересно, что только Принцесса Кроха знает тайны про своих новых друзей и ее не расстраивает, если родители в них не верят… Среди сюжетов появляются и достаточно оригинальные. Например, сюжет о том, как Принцесса Кроха предпочла тортику со сливками бублик с сахаром. И даже повариха не смогла этот бублик у нее отнять. И сюжет о кошечке, которая уехала в свою кошачью страну, чтобы ухаживать за больной мамой, но вернулась к Принцессе Крохе, как только мама выздоровела. И сюжет о том, что игра на скрипке надоела Принцессе Крохе, но скрипка оказалась волшебной, когда на ней заиграл волшебник-ветер. На любопытную мысль наводят эти сказки. Любой родитель, обожающий свое дитя, может и должен придумывать такие сказки. Здесь умение значения не имеет (хотя автор, конечно, умеет), хватит и любви». Такие сказки полезно читать и взрослым, чтобы придумывать свои истории уже для своих детей, советует Лев Яковлев.
Замечательных книг на нашей платформе, несомненно, больше, чем мы можем вам рассказать. Но проект Rideró «Список литературы» помогает нам навести фокус на некоторые из них, и мы видим, какой большой творческий потенциал есть у наших авторов. Здесь рождаются писатели.
Смотрите другие книги из проекта и сохраняйте те, что понравятся, в свой список для прочтения!
О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее
Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее
Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее
О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее