История детективного сериала, которая началась с книги на Rideró

1 августа в онлайн-кинотеатре KION стартовал детективный сериал «Замаячный» по мотивам романа Ильи Бушмина «Ничейная земля». Илья Бушмин — псевдоним сценариста Андрея Ларикова, автора и соавтора более 20 сценариев популярных телепроектов. Среди них — сериалы «Розыск» (2013-2015), «Карпов» (2012), «Пятницкий» (2011, 2012), «Филин» (2021, 2022).

Андрей с детства любил детективные истории. Он смотрел сериалы про полицейских, читал все детективы, которые мог найти, и мечтал работать в милиции.

Сегодня Андрей Лариков пишет сценарии и детективную прозу так, что продюсеры и читатели задумываются: а не работает ли автор в полиции? Настолько точно показаны будни уголовного розыска. Мы поговорили с Андреем о том, как он пришел в профессию, почему истории про маньяков всегда будут популярны и о замысле романа «Ничейная земля».


— Где и как вы учились писать сценарии? Что было самым важным в кинообразовании?

— Когда решил попробовать себя в кино, пришлось, конечно, поискать информацию в интернете и просмотреть пару учебников и ворох статей о том, как писать сценарии. Но в остальном всё сам, методом проб и ошибок.

Лично для меня самым важным в кинообразовании были не учебники, а насмотренность. Нужно смотреть кино, много и разное. Классика мирового кинематографа, дешевые боевики 90-х, советские производственные драмы… Поначалу много фильмов и сериалов смотрел просто с блокнотом и ручкой, записывая количество сцен и их порядок, чтобы посмотреть структуру. После этого многое становится понятным. Можно бесконечно учиться и читать учебники, а можно пробовать всё на практике. Когда-то, в самом начале этого пути, я прочел в интернете важный совет от кого-то из мэтров кино. Точную цитату, конечно, не помню, но смысл таков: «Хочешь уметь писать? Садись и пиши. Остальное придет по ходу дела».

Конечно, первые сценарии и сценарные заявки никуда не годились, но я продолжал пробовать и учиться. Это было не в тягость, наоборот, я испытывал настоящее удовольствие. С тех пор ничего не изменилось, работа всё еще приносит кайф. И это очень важно. Возможно, самое важное именно это – просто делать то, что любишь. Тогда никакие препятствия не страшны.

— Вы специализируетесь именно на детективных сериалах? Как произошло ваше самоопределение?

— По сути я никакого выбора даже не делал, всё было выбрано и предопределено заранее. Еще учась в школе, я мечтал пойти в полицию (тогда это, конечно, была еще милиция). Тоннами читал детективы – все, что мог достать. У родни и знакомых, во всех библиотеках все книги детективного жанра были зачитаны буквально до дыр. Правда, с полицией у меня не сложилось по ряду причин (и слава богу, могу добавить сейчас). К тому моменту тонны прочитанных детективов принесли свои результаты – я начал писать детективные рассказики. Некоторые из них даже печатали в школьной стенгазете. А учительница по русскому языку настаивала, чтобы я пошел в журналисты. Поскольку Rideró к тому моменту еще не изобрели и рассказы было совершенно негде публиковать, пришлось послушаться советов педагога. 

Я стал журналистом и сразу же занялся любимой тематикой. Идея, знаете ли, была такая: «Служить в полиции не получилось, но я хотя бы могу писать о полиции». К слову, писать получалось неплохо, одно время коллеги из других СМИ даже заявляли, что я лучший криминальный журналист в регионе. Понятия не имею, правда ли это, но было приятно)

Поэтому, когда через десять лет работы в криминальной журналистике я решил попробовать себя в новой сфере, вопрос, в каком именно жанре работать, даже не возник. Всё было сразу понятно. Конечно же, полицейский детектив.

— Сериалы про полицейских, криминальный мир, ловлю маньяков неизменно (на наш взгляд) популярны. Что обязательно должно быть в истории этого жанра, чтобы она «зацепила» зрителя?

— Истории про маньяков – это старая, как мир история о борьбе добра со злом. А серийные убийцы, в отличие от «простого» криминалитета – это (по крайней мере для обычного человека) воплощение чистого зла. Всё это восходит к самым нашим глубинным архетипам и не может не затрагивать глубинные струны в душах людей, мы так устроены. Что обязательно должно быть? Атмосфера. Истории про маньяков это всегда триллер, который должен держать в напряжении. Разумеется, крепкий сюжет с «перевёртышами», а не с банальным ложным подозреваемым, как в обычном процедурале. Ну и, конечно, главный герой. Вспомните персонажа Мэттью МакКонахи в первом сезоне «Настоящего детектива». Он сам немного не от мира сего, гораздо больше, чем все окружающие, похожий на того, кого он ловит. Так и в «Ничейной земле».

— Откуда вы так хорошо знаете особенности работы полиции?)

— Забавно, но одно время среди кинопродюсеров даже ходили слухи, что я бывший или даже действующий сотрудник полиции.

Годы работы криминальным журналистом дали бесценный опыт. Приходилось ведь не только звонить полицейским и следователям и потом, не выходя из кабинета, писать новости с их слов. Довелось и бывать на местах преступлений, и вместе с сыскарями участвовать в рейдах, и выезжать на задержания и обыски, а то и просто выпивать с оперативниками и слушать их байки. С некоторыми из тех оперов мы до сих пор в хороших отношениях.

Точность в описании работы правоохранительных органов для меня очень важна, особенно если позволяет жанр (потому что если приходится писать, например, комедийный детектив, то понятно, что «жиза» и «сермяга» [прим. ред.: в знач. «бедность, жизнь без прикрас»] поневоле отступает на второй план, уступая место юмору). Горжусь, что одна из моих первых самостоятельных сценарных работ имеет высокую репутацию именно у силовиков как одна из самых правдивых на ТВ.

— Когда вы начали писать прозу? Какую часть вашей жизни занимает писательское творчество?

— Это был чистый эксперимент. Каждый или почти каждый сценарий – это большая работа, множество правок, причем как редакторских, так и продюсерских. И однажды я просто захотел взять и написать историю в полном соответствии с тем, какой её вижу и хочу именно я сам, а не заказчики-продюсеры. Так появилась «Дорога смерти». Потом была «Ничейная земля», написанная в той же стилистике. Фактически они были написаны, как это принято говорить, «для души».

Сейчас я не пишу прозу, потому что просто некогда. Приходится одновременно писать по несколько телепроектов, и часто нет времени даже на банальный отдых, не говоря уже о дополнительной работе. Но если представится возможность, обязательно вернусь к прозе. Идей много, а удовольствие от этой работы ни с чем не сравнимо. 

— Продюсеры нашли вашу книгу «Ничейная земля» на Rideró. Это удивительный кейс, когда без рекомендации самостоятельно находят книгу в интернете. Как думаете, что привлекло продюсеров?

— В любой истории важны в первую очередь сюжет и главные герои, от лица которых ведется повествование. Сильными и крепкими должны быть и то, и другое. О сюжете «Ничейной земли» говорить не буду ничего, чтобы не плодить спойлеры. А что касается главных героев, Кати Мазуровой и Сергея Полякова, – это одинокие, сломленные жизнью люди, которые по сути и не живут вовсе уже долгих одиннадцать лет. Они скорее бледные тени тех, кем они могли бы быть, не случись в их жизни той беды, которая разделила их судьбы на «до» и «после». Каждый из них спрятался в собственном коконе и сделал это по-своему: Поляков более банально, Катя более экзотически (подробнее рассказать не могу, иначе опять будет спойлер). И главные герои «Ничейной земли», как стойкие оловянные солдатики, идут по опасному пути не потому, что хотят совершить подвиг, а потому что просто не могут поступить иначе. Для них это надежда на искупление. Надежда на то, что, если всё закончится, они смогут однажды узнать, что такое нормальная жизнь.

Всё это зацепило меня самого, когда я придумывал историю. Вероятно, это же зацепило и продюсеров. Так это или нет, лучше, наверное, спросить у них самих)

— На «Кинопоиске» у сериала «Замаячный» сейчас высокий рейтинг ожидания, и мы тоже ждем премьеры) Расскажите о замысле «Ничейной земли».

— «Ничейная земля» – история о злосчастном поселке Замаячный, находящемся на окраине города N (в книге ни разу не упоминается название города). Действие в книге разворачивается на протяжении одиннадцати лет, с момента, когда простой рабочий поселок Замаячный начал превращаться в жуткую и зловещую Яму, в которую даже полиция лишний раз не рискует соваться. Главные герои истории Катя Мазурова и Сергей Поляков в юности оказались в самой гуще этих событий, что навсегда изменило их судьбы. И спустя годы они, как детишки из «Оно» Стивена Кинга, вынуждены вернуться, чтобы поставить точку.

Поселок Замаячный – конечно, вымышленное место. Но у него есть реальные прототипы. В первую очередь это, конечно, поселок Подмаячный города Оренбург. Кстати говоря, некоторые сюжетные линии в «Ничейной земле» частично связаны с реальной историей поселка и имеют аналогию с событиями, которые действительно здесь происходили. Позже, уже в ходе работы над сценарием сериала по «Ничейной земле», я узнал, что как минимум в одном из сибирских городов также есть подобное место, которое даже называется так же – Яма. 

— Есть ли у вас время на чтение современных детективов? Кого из авторов детективного жанра выделяете?

— К огромному сожалению, времени на чтение просто нет. В первую очередь я все-таки сценарист, и частью моей работы является смотреть сериалы — много и самых разных, чтобы, как говорится, «быть в струе». Но сериалов сейчас снимается такое количество, что, имея работу, смотреть все не представляется возможным. Хотя я очень стараюсь и отвожу на это большую часть своего свободного от сценарных дел времени. Тут, сами понимаете, не до литературы. Но если все-таки нужно назвать пару имен кого-то из современных авторов-детективщиков, то мне очень нравится всё, что делают/делали Ли Чайлд (автор серии романов о Джеке Ричере) и Клайв Касслер (автор множества детективных и приключенческих романов про дайверов и кладоискателей).

Читать книги автора

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В декабре 2023 года на Rideró вышла книга Александра Краснокутского «О любви совершенной и странной». Она написана в виде неординарных зарисовок из жизни автора, которые собраны не в хронологическом порядке, ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Показать больше записей