Рецензию подготовил литературный критик Антон Осанов.
«Герой с водопроводным именем Марио устраивается программистом в таинственную Корпорацию из города 101. К потрясающим социальным благам прикладывается жизнь, расписанная до мелочей: заниматься спортом, иметь увлечение, состоять в коллективе, быть всегда на виду. И вроде бы всё не так уж плохо, но что делать, если в самом счастливом городе на свете не растёт шиповник и нельзя заварить с ним чай?
Первая мысль — это снова антиутопия, роман о контроле и неизбежном против него бунте, но Владимир Дараган сильно удивляет. Он вообще-то утопию написал. Выступил в защиту разумной дисциплины, порядка, сосредоточенности. Не стал прославлять чувства, революцию и свободу, а напомнил о разуме и ответственности. И что бывает, когда руководствуешься прекраснодушными лозунгами.
Если вы думаете, что это лишь про желание построить идеальный город — о, «Корпорация» Владимира Дарагана вновь сильно вас удивит. Писатель вообще кое-что необычное учудил. Он показал, что в распорядке тоже есть своё очарование, а разумная дисциплина помогает творить. При этом роман внятно критикует современный мир, не скатываясь в морализаторство и брюзжание. И не столько даже на контрасте критикует, а просто в силу художественных ситуаций. В тексте есть та лёгкость сравнений, когда знакомства в интернете соотносятся с рынком, где «идешь вдоль ряда с крыжовником — там ягодку съел, еще попробовал, в конце ряда уже наелся и разочаровался».
Лексически бедное повествование не портит, а ускоряет текст. Он быстро проносится перед глазами. Скупой стиль подчёркивает абсурдность происходящего, забавно высмеивает бюрократизированный язык и усложнённость офисной жизни. Тайна Корпорации только подстёгивает читательское любопытство. Оно точно не будет разочаровано. Что важно — текст стоит на прочных интеллектуальных основаниях. За ним есть идея. И опыт. Роман в хорошем смысле старомодный — путешествие в такую утопию могло быть написано в конце XIX-го или начале ХХ-го веков. Что-то такое классическое, несбывшееся.
Так что, если к роману Владимира Дарагана и подбирать какое-то слово, слово это будет «неожиданно». Неожиданна окажется природа Корпорации. Неожиданна любовная линия и финал. Неожидан сам принцип текста, его суть: в определённых условиях контроль социального поведения не просто имеет свою ценность, но даже необходим. О, об этом мало кто решается сказать.
Владимир Дараган занят важным и редким делом — защищает идею утопии, или, точнее, приводит некоторые доводы в пользу того, за что её всегда критикуют. За распорядок, за надзор, за указание как нужно правильно жить. Речь не об апологетике контроля — вовсе нет! — а о здравом смысле, о старом-добром программистском правиле: если твой код работает, не трогай его. И роман Владимира Дарагана работает. Ещё как».
От автора о книге:
«Когда я ее писал, то с середины понял, что пишу книгу о любви. Сложной, ей мешают рабочие отношения и загадки корпорации. Сначала я задумал книгу, как антиутопию. Хотел показать, что тотальный контроль вызовет справедливый протест. Так и получилось. Герои начали ломать систему. Они сами это делали, я только записывал. Но потом все рухнуло и стало хуже. Алкоголь, преступность, плохое качество продукции — это все логично получилось. И вот в конце я только руками развел — и так было плохо, потому, что скучно. А стало еще хуже. Так что рецензент оказался прав. Из двух зол порядок оказался меньшим злом. Но главное, все-таки, это любовная линия на фоне условной «катастрофы». Виновнику остается только уйти, кусать себе локти и думать, где он сделал ошибку. Контроль — это зло, но продуманный контроль в корпорации оказался эффективным. Получается, что я придумал наше ближайшее будущее. Не такое уж оно плохое».
P.S. от рецензента:
«На фоне однообразной антиутопической литературы этот роман выделяется проработкой своих оснований, интеллектуальностью. Я постарался выцепить из вашего текста именно это: контроль был эффективен. Это не значит, что он необходим (в логике вашего текста) и тем более справедлив, но он работал. И люди считали свой город особенным.
Про любовную линию тоже хотел написать. В классическом антиутопическом тексте любовь разрушает несправедливую систему или хотя бы бунтует против неё. В вашем тексте любовь, скорее, пытается сохранить главного бунтующего героя. И он не справляется, расстается с любимой. Это классно смещенные акценты».
О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее
Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее
Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее
О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее