От идеи книги до договора с издательством: опыт автора

Книга Влада Титова «Комьюнити-менеджмент» много раз становилась бестселлером как в электронном, так и в бумажном формате, а недавно сотрудничество Владу предложило крупное издательство. Мы поговорили с автором о том, как он работал над своей книгой и ее продвижением, каких результатов достиг и почему решил не оставаться в нашем сервисе, а идти дальше.

Ridero: Как появилась идея книги, чем она уникальна?

Влад Титов: Вообще идея книги изначально не появлялась. Я не писатель как таковой – просто  довольно давно занимаюсь социальной психологией и комьюнити-менеджментом. В 2005-2007 годах я был директором по маркетингу одного из московских автодилеров. Мы опробовали и подключили все традиционные маркетинговые инструменты, и мне стало очевидно: чтобы создать новый уровень лояльности клиентов, надо двигаться в сообщества. Тогда еще на форумы, чуть позже в блоги. На социальных площадках стало понятно, что бессмысленно пытаться создавать образ компании. Нужно общаться, дружить с людьми, чтобы у них появлялось доверие. С 12 года я запустил свой курс, где собрал все инструменты, которыми пользуюсь, в единую систему. И постепенно книга стала проситься наружу. Я просто решил поделиться теми материалами, той системой и кейсами, которые у меня были.

Для меня очень важно, чтобы за книгу не было стыдно, чтобы я ей мог гордиться. Поэтому работал над ней я очень долго: около двух лет. Если честно, к финалу меня уже тошнило – так много раз я ее перечитывал. К четвертому разу я уже начал ее тихонечко ненавидеть. Конечно, каждый день писать не удавалось. Максимум – 2 или 3 дня в неделю по 4 часа. Чтобы сконцентрироваться, я придумал странный и, наверное,  смешной способ. Я спускался в метро (а я живу в Митино – на конечной одной из самых длинных веток московского метро) и ехал до противоположной конечной – Щелковской. Садился в уголочке вагона, чтобы мне никто не мешал, и работал, пересаживаясь туда-обратно два-три раза. Только так я мог отключиться и максимально сконцентрироваться на книге.

Если честно, на ранних стадиях я несколько раз пытался бросить. Но книга активно просилась наружу. Она фактически заставила меня создать себя. Мне надо было поделиться максимально доступным (в том числе и по цене) материалом в четкой, пошаговой форме с максимальной аудиторией. В итоге я реализовал эту задачу. Создал материал, который доступен для каждого: его легко скачать и легко купить в печатной форме. Я собрал туда инструменты для новичков и среднего уровня, чтобы любой читатель, независимо от квалификации, мог сразу же взять, попробовать и увидеть, как это работает. Вот в этом польза от данной книги – можно сразу увидеть четкую структуру и шаги, по которым нужно пройти.

R.: Почему вы выбрали сервис Rideró?

В.Т.: Я рассматривал разные варианты. Конечно, в первую очередь обратился к центральным издательствам, но переговоры не сложились по вполне понятным причинам. Любое издательство – это коммерческая организация, которой нужна гарантированная прибыльность. Там мне предложили сразу выкупить часть тиража, что для меня оказалось неприемлемо. Не настолько уж  я стремлюсь поставить книгу на полку, чтобы самому покупать тираж.

В этот момент в поле зрения появилось издательство Rideró. Я увидел, что у сервиса полно изданных кейсов, он максимально прозрачен и дружелюбен, а это особенно важно человеку, который не является писателем и хочет выпустить на рынок один конкретный продукт с минимумом затрат и издержек. Для меня стало очевидно, что конкуренции у Rideró просто нет.  

В чем плюсы

  1. Не требуется инвестиций. Конечно, я приобрел услуги редактора и корректора, который все прочел и исправил мои грамматические, пунктуационные и синтаксические ошибки. У меня бы просто не хватило внимания на это. Да, оплатил создание обложки. Но это все услуги, которые я приобрел. Это микроскопическая стоимость от того, что я получил взамен.
  2. Сервис присвоил книге ISBN – номер, который делает книгу книгой. Как это сделать самостоятельно, я не знаю, но благодаря Rideró этим и не пришлось заморачивать себе голову.
  3. Сервис берет на себя публикацию книги на всех онлайн-площадках. В первую очередь на Литрес и всех его партнерах. Кроме этого – Bookmate (включен в реестр иностранных СМИ, выполняющих функцию иностранного агента), Озон и прочее.
  4. Особый кайф – печать по требованию. Фактически это значит, что для каждого человека, который заказывает бумажный вариант, отдельно печатают свой экземпляр в мягкой обложке. При этом на сайте автор может заказать себе и большой тираж, и тираж в твердой обложке.

Мне нравится, что мне вообще не надо участвовать в этих процессах. Мне просто регулярно перечисляют мое вознаграждение и все.

Чем удобна система Rideró – в ней все очень прозрачно. Фактически ты сам выбираешь стоимость. На сайте показано, из чего формируется конечная цена на площадке. Выставляешь в калькуляторе ту сумму, которую бы ты хотел получить (сначала она космическая). Затем понимаешь, что к твоей космической сумме так или иначе прибавятся определенные проценты с площадок, которые будут продавать твою книгу. Когда видишь конечную сумму и понимаешь, что за такую цену сам никогда бы не купил, начинаешь снижать аппетит. Наконец ставишь нормальные роялти и запускаешь продажу.

Чем еще радует Rideró – постоянными новинками в плане возможностей для авторов. Каждый раз, когда приходит письмо с обновлениями, я радуюсь новым идеям и думаю, что однажды ими воспользуюсь. Например, продажа книги в офлайновых магазинах или возможность делать скидку на свою книгу – реально очень полезно. А еще недавно появилась классная возможность разрешить читателям поставить свою цену. Я запустил эту акцию на две недели, и уже в первые семь дней на сайте купили 68 книг.

Очень радует заботливость сотрудников, их человечность. Понятно, что это бизнес, который зарабатывает деньги, но сам процесс действительно заботится об авторе и о том, чтобы автор не заморачивался и все происходило почти само собой.

Как предпринимателя меня очень радует, что люди делают свой продукт и постоянно доводят его до идеала. Это очень круто.

R.: Что, на ваш взгляд, можно назвать успехом бизнес-книги сейчас?

В.Т.: Наверное, как и любой продукт – если книга продается, значит, она успешна. Через платформу Rideró за год продалось почти тысяча сто экземпляров моей книги. Это не считая оптовых продаж, когда мои партнеры по организации семинаров или просто заинтересованные организации покупали сразу по 30, 200 или 100 книг. Конечно, хотелось бы, чтобы за год продавалось не менее 3000, как у некоторых моих коллег. Но я понимаю, что здесь все зависит от популярности темы. Тема комьюнити-менеджмента и лояльных сообществ только набирает популярность. Считаю, что для моей книги больше 1000 продаж – это хороший результат. Меня радует, что столько людей уже работают со своими сообществами системно.

R.: Как приняли вашу книгу читатели, какие были отзывы?

В.Т.: Приняли очень хорошо. Не могу не радоваться тому, что 99% хороших отзывов. Нашел только один комментарий, автор которого посчитал книгу «баяном». Но думаю, этот человек просто не читал саму книгу.

Изначально мне было важно собрать в эту книгу только свой опыт, поэтому я специально не читал ни одной книги зарубежных авторов (а книг с отечественными примерами до настоящего момента не существовало), пока не написал свою. Я запретил себе читать их, чтобы мозг даже случайно не зацепился и не переработал чужой материал. А вот теперь уже я с жадностью и интересом насыщаюсь опытом зарубежных и отечественных коллег.

В целом отзывов много – и на сайте Rideró, и у меня в социальных сетях. В большинстве из них читатели делятся своим опытом использования инструментов после прочтения моей книги.

R.: Как вы продвигали книгу самостоятельно?

В.Т.: Во-первых, есть Объединение комьюнити-менеджеров России #CMRus – в группе в Facebook (Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) состоит более 11 тысяч участников. Среди них много моих выпускников и коллег. Кроме этого я использовал e-mail-рассылку, выступал на различных конференциях и в прямых эфирах. Везде, где я выступаю, я всегда анонсирую свою книгу. Кроме того, я считаю важной составляющей работу с лидерами мнений – моими друзьями и коллегами, работающими в разных областях, но максимально близких к коммуникациям, пиару или маркетингу, я высылаю или лично вручаю книгу и прошу написать честный отзыв. Любой: хороший или плохой, такой, какой посчитает нужным. Я считаю, что это помогает и книге – о ней узнает больше читателей, и читателям, которые узнают о книге от уважаемого ими человека.

R.: Когда и чем книга привлекла издательства? Были ли им важны показатели первых продаж или привлекла именно идея книги?

В.Т.: Вообще, казалось бы, зачем другие издательства, если есть вы? Для меня важно, чтобы книга была на полках книжных магазинов. Да, сейчас все больше людей покупает книги в электронном виде. Я и сам читаю художественные книги в электронной версии. А вот бизнес-книги нужны все-таки бумажные. Я люблю там порисовать, оставить закладку, заметки. Если книга полезная, она становится шпаргалкой, если бесполезная – отправляется в мусорное ведро. Именно поэтому для бизнес-книги важно, чтобы она была доступна в печатном виде. Поэтому мне было интересно поработать с издательством, которое выпустит, напечатает и разложит по полкам. В начале 2018 года я обратился в издательство, которое уже выпустило книгу моего коллеги Тимофея Шиколенкова. И одновременно ко мне обратился другой сотрудник этого же издательства – независимо от моего обращения они вышли на меня, поскольку тема комьюнити-менеджмента начала активно развиваться. Они согласились работать, еще не зная точно, как именно продается книга. Вернее, они предполагали цифру, которая в реальности оказалась выше. Так что думаю, в первую очередь сыграла роль моя известность в отрасли, а не показатели продаж.

R.: На какой срок вы передали права издательству и на какой формат – только печатный или и электронный в том числе? Почему?

В.Т.: Договор заключен на пять лет, я передал права и на печатную, и на электронную версии. Все по той же причине: для меня важно не касаться ничего лично, чтобы книга сама продавалась, а я лишь пару раз в год получал свои роялти. Этой суммы обычно хватает на поход в ресторан или подарок ребенку. Конечно, понимаю, что условия можно было обсуждать, например, электронную книгу самостоятельно размещать на Литрес. Но лишние переговоры отрывают меня от основной работы, и я рад, что все будет в одних руках (в данном случае – в руках издательства). Посмотрим на результаты: будут хорошими – заключим еще на пять лет, будут плохими – рассмотрю другие издательства.

R.: Какие вы видите преимущества передачи прав издательству перед самостоятельным продвижением книги?

В.Т.: Нет никакого противопоставления. Передача прав не значит, что издательство будет серьезно вкладываться в мою раскрутку. Более того, я даже уверен, что они не будут делать этого. Сейчас издательство ищет уже раскрученных авторов. Собственно говоря, их книги просто ставят на полку и продают. Встречи с читателями и другие мероприятия начинаются, только если книга стала популярной. Особенно это касается бизнес-литературы. Я не знаю еще ни одного примера, чтобы издательство серьезно вкладывалось в продвижение автора. Поэтому в любом случае основное продвижение останется на мне. Я все так же буду анонсировать книгу в клубе, на конференциях. Просто если раньше на вопрос «где купить книгу, допустим, в Челябинске?» я отвечал «только через сайт издательства Rideró», то теперь книга появится в шаговой доступности во многих городах. И надеюсь, продажи после этого должны вырасти.

А всем писателям, в особенности начинающим и тем, кто пока не пробился в крупное издательство, я рекомендую Rideró. Это очень удобно, очень дружелюбно и эффективно.

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В декабре 2023 года на Rideró вышла книга Александра Краснокутского «О любви совершенной и странной». Она написана в виде неординарных зарисовок из жизни автора, которые собраны не в хронологическом порядке, ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Показать больше записей