Стандартный контракт автора с издательством в России предусматривает лишь 10% авторских отчислений с оптовой цены — остальное забирают издательство и продавец. Между тем создать собственную книгу может каждый. И не только напечатать, но и поставить на полку книжного магазина. Революция произошла незаметно, но теперь автору не нужно бегать за издателем. На Западе самостоятельные публикации уже приносят авторам гораздо больше денег, чем публикации через ведущие издательства: их доля в доходах авторов превышает 47%, а доля больших издательств — ниже 25%.
«Мы полностью изменили весь предшествующий механизм публикации книг. Затраты на создание и размещение книг в магазинах по этой модели — нулевые. И мы единственные, кто бесплатно делает качественную книгу быстро. Мы предоставляем автору полную свободу выбора: в какой форме книга будет существовать и по каким каналам распространяться. Мы создаем пространство, в котором автор получает услуги исполнителей̆ без наценки», — говорит сооснователь платформы Ridero Александр Касьяненко. По сути, это автоматизированное издательство, где автор может сделать все самостоятельно и бесплатно либо воспользоваться услугами консультантов и дополнительными опциями вроде дизайна обложки, продвижения или записи аудиокниг. В 2015 году сервис Ridero стал второй компанией в России по ассортименту опубликованных изданий, уступив первенство только холдингу «Эксмо—АСТ». Авторы Ridero номинируются на престижные литературные премии (за последние полгода — Премия Андрея Белого», «Дебют», «Роскон», «Нацбест», «Большая книга»). А количество зарегистрированных пользователей сервиса превысило 40 тысяч человек.
В чем отличие от издательства?
«Бумажное» издательство работает по модели отбора авторов, опираясь на принятые для себя критерии — вкус, опыт, прогноз, выбирая то, что может пойти хорошо. А также решает, в каком виде это нужно подавать. «Система отбора не отвечает никакой эволюции. Она была вынужденной, потому что стоимость вложений в тираж еще 15 лет назад была гигантской. Сегодня стоимость выхода на рынок не самые большие деньги, — рассуждает Александр. — Почти не осталось издателей, которые смотрят на книгу, ориентируясь только на свой уникальный вкус. В основном оценивают, как такие книги продавались. Но, здесь, собственно, Борис Акунин и его Фандорин — один из лучших примеров. Его книга ходила по всем издательствам. И все отказывали, считая, что исторический детектив не продается. Когда вы ориентируетесь на старые данные, у вас нет никакого шанса».
Их история
В книжном бизнесе Александр уже около 25 лет. В начале девяностых книги продавал — в Тель-Авиве. В начале двухтысячных — издавал. Именно «Гудьял-пресс» издало «Доктора Живаго» Пастернака, был издан после длительного перерыва Шварц. «Бойцовский клуб» — серии в оранжевых обложках. Тогда же, в начале нулевых, Александр, по заказу создал официальный путеводитель по Кремлю, которым до сих пор все пользуются. Затем было еще пара-тройка каких-то издательских проектов, связанных с отбором книг. «Где-то в 2008-м мне осточертел издательский бизнес, и я решил идти в интернет» — вспоминает Касьяненко. «Мы стали партнерами с Димой Кравчуком. Это основатель порталов “Стихи.ру” и “Проза.ру” — двух самых больших порталов в России, на которых общаются авторы. Модель монетизации там строилась на продвижении авторами самих себя. Для того чтобы вас прочитали, можно давать рекламу на главной странице. При этом любой человек хочет иметь законченный труд в привычном, нормальном виде, поделиться им с большим количеством людей, поставить книгу в магазине. Собственно, моя задача была запустить там издательский процесс. Печатать за деньги», — рассказывает Александр. «С одной стороны, я учился, как работать в Сети, потому что до этого у меня были поверхностные представления, с другой, я осуществил на портале историю с издательством. Почувствовал в себе силы развиваться дальше», — продолжает он.
Технология
Основной расход для выхода на рынок в издательском деле всегда был тираж. Теперь он перестал быть значим. «Изменилась технология производства. При печати на старых машинах тираж меньше тысячи экземпляров и рассматривать невозможно. Новые же машины — фактически это гигантские принтеры — могут обеспечить ту же себестоимость и при меньшем тираже», — объясняет Александр.
Вторая затратная часть — подготовка книги к печати. Во-первых, чтобы не было ошибок в тексте, во-вторых, нужна удобная для чтения верстка, разбивка по страницам, главам. Нужно оглавление. Эти части в Ridero практически полностью автоматизировали, заменив компьютерной программой отделы корректуры и верстки. «Мы умеем из файла создавать книжку, которую потом можно изменять, редактировать. При этом за счет машинного обучения. Мы это еще три года назад сделали. То есть машина сама определяет по вашим файлам, где, как вы предполагали, у вас будет глава, где планировали поместить эпиграф. То есть она как бы смотрит глазами человека на загруженный в нее материал — как верстальщик, но только с искусственным интеллектом», — описывает Александр технические наработки ресурса.
На поиски специалистов и решение этой задачи ушло почти пять лет.«Сначала я думал, что эта задачка простая, пробовал отдавать создание системы, которая могла бы разбирать книгу, на аутсорсинг. Ни у кого это не получалось. Пока на выставке не встретил Александра Остапенко, сейчас он сооснователь Ridero, а тогда был руководителем разработки мобильных приложений, или мобильных проектов, в “Дрофе”, втором по величине учебном издательстве. Он сильный специалист именно по работе с текстами. И нам с ним удалось сделать прототип. Тогда же я познакомился с Алексеем Кулаковым. Он директор большого диджитал-агентства в Екатеринбурге, на базе которого в 2013 году мы и начали строить компанию. В феврале 2014-го наш продукт увидели первые пользователи».
«Чтобы делать книжку с большим количеством иллюстраций, машина должна понимать, в каком месте и какую иллюстрацию нужно сделать. Это зависит от многих параметров. Она должна уметь комбинировать разные решения. Я думаю, до конца лета мы все это доделаем. Приехали вы из путешествия — и сделали себе не просто фотокнигу, а книгу, где набор фотографий, прямо с текстом, который вы в это время посылали, прямо из Сети. Для меня сейчас это приоритетная задача».
Как это работает
Допустим, есть человек и у него его рукопись, которую он хочет превратить в книгу. Первый шаг — загрузить на платформу Ridero имеющийся файл. Можно даже подключить к ресурсу свой ЖЖ или аккаунт в соцсетях и вот, дополнительно писать ничего не нужно — все посты трансформируются в книжный формат. «В случае с подключением соцсетей возникает проблема — текстов получается очень много. И нужно понять, как их сортировать, как и какие предлагать варианты. Потому что когда мы ввели возможность подключать ЖЖ, пользовали оказывались с книгой на три тысячи страниц. Мы сделаем так, что машина все это будет сама вычищать. Но это время».
Далее файл превращается в структурированный текст, система сразу показывает, как книга будет выглядеть в напечатанном виде — с обложкой, с выходными сведениями.
«У нас только одно ограничение — мы не делаем больше восьмисот страниц, чтобы книжку могла напечатать любая типография. Мы стандартизируем опции. Делаем так, что у нас есть мягкая обложка, и она всегда клеевая. Клей сейчас хороший, все держит отлично. Или есть твердый переплет, и там все сшито. Это разная цена», — объясняет Александр. После этого автор может менять стиль верстки, редактировать текст. Есть ответы на все стандартные массовые запросы. Разумеется, проще было бы отправить файл в типографию региона, где находится автор, но печатаются книги пока только в Москве. Лучшую цену на одну страницу печати здесь позволяют обеспечить новое оборудование и большие объемы производства.
На чем зарабатывают
Любой человек может согласиться с тем качеством, которое обеспечивается машиной. Тогда он ничего не платит, получая на руки готовую к печати книгу. Всегда есть вариант забрать готовый файл, ничего не доплачивая, лично найти типографию и напечатать. Либо выложить готовый файл в блог или на сайт, воспользоваться виджетом и поместить в соцсетях. Или же автор обращается в Ridero за дополнительными услугами.
В зависимости от того, на каком этапе автор находится, ему предлагаются платные опции. Если он работает с текстом, ему предложат воспользоваться услугой «живого» корректора, все-таки машина сделает 80% работы, исправив ошибки набора. Но она не вмешивается в орфографию, ведь неизвестно, авторская она, особая или просто в текст закралась ошибка. Когда автор задумается о будущей обложке, ему будет предложена и помощь дизайнера. Когда он книгу доработает и решит публиковать, то он может воспользоваться одним из вариантов раскрутки либо поставить в магазин при помощи менеджеров. «Мы со всего берем двадцать процентов: двадцать с типографии, двадцать с магазинов за свои услуги. Автор попадает в магазины по той цене, по которой он хочет. Попадает в «“Литрес”, “Озон”, на “Амазон”, — говорит Александр. — Место на полке в офлайн-магазине стоит дорого. После того как заказ поступает в интернет-магазин, тот пересылает заказ в Ridero. Типография тут же печатает необходимое количество экземпляров, и пару раз в неделю мы отвозим книги в “Озон”, там комплектуют заказы и доставляют».
Полный текст статьи доступен подписчикам журнала «Эксперт» и в бумажной версии издания.