Петербург и искусство — неиссякаемые источники вдохновения Людмилы Лапиной

Петербургский краевед и писатель Людмила Лапина всю жизнь исследует родной город, мировую историю и искусство. Она — автор 36 книг, и все они опубликованы на платформе Rideró с 2016 по 2022 годы. Очерки о Санкт-Петербурге, архитектуре, литературе, приключенческие романы и фэнтези в виде больших циклов и трилогий, мистические повести, рассказы — литературные плоды Людмилы обширны, и это не считая огромного количества статей и эссе в газетах, журналах и сборниках.

Мы решили поговорить с Людмилой Лапиной о том, какое место в ее творчестве занимают Петербург и искусство, о встречах в редакции легендарного журнала «Невский альманах» и, конечно, писательских задачах и методах работы.


— Давайте начнем с Петербурга. Владимир Топоров, советский и российский лингвист, филолог, исследовал, как Санкт-Петербург «отражается» в литературе. Он укоренил понятие «петербургский текст». Расскажите, как город на Неве «отражается» в ваших книгах?

— Я родилась в Ленинграде, в роддоме №13, и город меня воспитал, дал материал для моего творчества. Вот несколько моих книг, посвященных городу на Неве.

Первое произведение «Столица Российской империи: Эпохи и стили от готики до неоготики ХVII –ХIХ века: очерки» посвящено Санкт-Петербургу и опубликовано на Rideró в 2018 году. Я начинаю книгу с предтечи Санкт-Петербурга – шведского города Ниен, расположенного у стен крепости Ниеншанц, и так далее, сквозь века, до середины ХIХ века, до царской готики в Царском Селе. Дополнением этого произведения является «Янтарная легенда Екатерининского дворца в Царском Селе», где я описываю историю знаменитой Янтарной комнаты и связанные с ней легенды. «Ратная палата» посвящена одноименному музею, расположенному тоже в Царском Селе.

В книге «Сокровище Николая Шереметева» подробно описываю дворец Шереметевых на набережной Фонтанки, прославленный трогательной историей любви графа Николая Петровича и его крепостной актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой.

Произведение «Петербуженка – лицо имперской столицы» рассказывает о жительницах Санкт-Петербурга от основания города до начала ХХ века.

Мой рассказ «Темное отражение» затрагивает темную мистическую сторону родного города. Я описываю спектакль «Лебединое озеро» как балет с инфернальными персонажами: колдуном, вампиршей, конунгом Сигурдом. В ментальной ауре Санкт-Петербурга отразились мифологии и викингов, и протофиннов. Когда меня спрашивают, где я видела такой спектакль, я отвечаю, что боюсь его увидеть.

Конечно, книга Владимира Топорова о Петербурге произвела на меня большое впечатление, систематизировала мои представления о литературе, посвященной Петербургу.

Сейчас я работаю над книгой «Страницы петербургского текста», где рассказываю о писателях, приехавших в Санкт-Петербург и родившихся здесь: от Антиоха Капниста до Ирины Одоевцевой. 

— Когда вы начали писать, и что это были за тексты?

— Писать я начала, когда еще училась в школе. Во втором классе мои изложения зачитывали в учительской. Первые мои опусы написаны в 8-м классе. Это фантастический рассказ о гибели планеты Фаэтон. В 9-м классе я писала роман, вдохновленный эпопеей А. Дюма о мушкетерах: моя героиня, девушка ХХ века, попадает во времена мушкетеров. Тогда еще не знали термина «роман о попаданцах». Несколько общих тетрадей, исписанных шариковыми ручками, до сих пор лежат у меня в книжном шкафу.

В детстве и юности я очень много читала и русскую, и зарубежную литературу. Очень любила романы А. Дюма. В 2023 году исполнилось 165 лет пребывания в Санкт-Петербурге А. Дюма и Теофиля Готье. В прошлом году в журнале «Невский альманах» опубликована моя статья об этих французских писателях. Любила я в юности и эпопею Анн и Сержа Голон об Анжелике.

Учась в Институте культуры на Дворцовой набережной Ленинграда, я больше внимания уделяла театру имени Ленсовета под руководством Игоря Владимирова, где блистали Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский. Мои любимые спектакли тех лет: «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская» по пьесе А. Володина и «Люди и страсти» на основе произведений Шиллера, Гейне, Гёте. Так шедевры литературы становятся основой для произведений в других жанрах искусства.

С детства я посещала и посещаю выставки в Эрмитаже и пригородных дворцах – бывших императорских резиденциях. Так формировались мои эстетические идеалы.  

До сих пор нежно люблю Павловский дворец и окружающий его парк. Особенно люблю, сидя в парке на скамейке с видом на Храм Дружбы, писать свои тексты. 

Я не писала большие произведения до 1995 года. Тогда я задумала и начала писать большой роман-вестерн. Я прочла роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Вспомните 90-е годы в России! Как быстро менялась жизнь нашей страны! И я написала роман о девушке, пережившей гражданскую войну Севера и Юга, войну между «янки» и «джонни». Роман в тысячу страниц писать было долго и трудно: я изучала географию и топографию США, одежду, обычаи, оружие: моя героиня Мелинда неплохо стреляет.

Уже в нашем веке мой роман «Райская дева», разделенный на пять книг, опубликован на Rideró. В этот цикл входят: «Конец «Райского уголка», «Индейская луна», «Ледяная дева», «Мелинда, жена рейнджера» и «Яд в крови».

— Многие ваши читатели говорят, что фэнтези — ваш любимый жанр. Это правда? Чем вас привлекает этот жанр как писателя? 

— Да, мои читатели правы – фэнтези мой любимый художественный жанр. Вернее, один из любимых. В моем творчестве я использую два жанра: фэнтези и историко-биографические очерки. Из них составлена моя первая книга «Каменный щит Отечества» о каменных крепостях северо-запада России (Центрополиграф, 2013), и вторая, о столице Российской империи.

Жанр фэнтези я люблю за то, что могу использовать исторический материал, а также гипотезы и легенды, не вошедшие по разным причинам в мои научно-художественные книги. Легенды европейского средневековья о короле Артуре, рыцарях круглого стола и, конечно, Святом Граале, вдохновили меня написать трилогию о таинственном замке Монсегюр в Пиренеях. Фабула та же: девушка, жительница Санкт-Петербурга уже ХХI века, попадает в ХII век, в то время, когда закончился 3-й Крестовый поход, и его участники возвращались в Европу. Моя героиня в Пиренеях встречает рыцаря-крестоносца. ХII век – мое любимое время и в Европе, и на Руси. Я изучала вооружение и обучение рыцарей, жизнь в рыцарских замках, культ куртуазной любви, воспетой трубадурами. Моя трилогия фэнтези — «Легенда Монсегюра», «Тайна Монсегюра», «Невеста Монсегюра».

К жанру фэнтези примыкает жанр мистики. Я написала повести «Жрец забытого бога», «Призрак горы Феодоро», «Крымская практика», «Внучка кладбищенского сторожа», где вместе с реальными людьми действуют оборотни, призраки, древние боги. Андрей Балабуха учил, что эти инфернальные персонажи должны действовать в текстах в меру своих нечеловеческих способностей. Эти персонажи расширяют возможности автора в описании задуманного мира. Но для чего конструировать такие миры? Чтобы ставить своих героев в такие ситуации, где их лучшие (худшие) человеческие качества будут поданы наиболее ярко. Тогда конфликт между персонажами (двигатель каждого литературного художественного произведения) окажет на читателя яркое эмоциональное воздействие, запомнится, возможно, повлияет на его жизнь и судьбу.

Безусловно, талант автора и его собственный психоэмоциональный склад проявляются во всех текстах. Я по природе оптимистка, и верую в воспитательное и возвышающее действие литературы на читающих её.

Большое влияние на мое творчество оказали произведения моих современников, прочитанные в 90-е годы. Это Юрий Никитин, Александр Бушков, Александр Мазин, Андрей Мартьянов, Елизавета Дворецкая, Мария Семенова, Анна Гурова, Луис Ламур, Джуд Деверо, Элизабет Лоуэлл, Сандра Браун.

Я благодарна моей однокурснице и подруге Марине Бойковой-Гальяни – она первая открыла для себя издательство Rideró и поделилась со мной этим восхитительным открытием. С 2016 года публикую свои книги там. 

В настоящий момент я являюсь автором более 30 книг, опубликованных на Rideró. Рада, что сервис постоянно на связи: отправляет мотивирующие письма, сообщает о лекциях, конкурсах, акциях, дарит баллы ко дню рожденья. Все это помогает творить и распределять свои творческие силы. Я люблю оформлять свои книги в Rideró: выбирать обложку, размещать в тексте фотографии, которыми иллюстрирую свои научно-художественные произведения. Мне очень нравится обратная связь с менеджерами компании, когда я заказываю тираж, и нравится получать дома посылки с только что напечатанными книгами. Распаковав посылку, я устраиваю маленький домашний праздник.

— Расскажите о своей деятельности в редакции журнала «Невский альманах». Что дают вам встречи в редакции?

— С журналом «Невский альманах» я работаю с 2013 года. Привел меня в редакцию Дмитрий Николаевич Каралис – я училась у него на курсах «Литератор». Главный редактор «Невского альманаха» Владимир Степанович Скворцов просмотрел мой рассказ «Лето в Леденецбурге» и опубликовал его в журнале. Поступившие вскоре хорошие отзывы читателей удивили и его, и меня. 

Работа в журнале, в первую очередь, дисциплинирует. Если надо написать статью к определенному сроку, значит, надо уложиться в этот срок. Надо быстро проверить гранки – значит, надо отложить все дела и вычитать свой текст. Такая регулярная работа со словом развивает писательское мастерство. Только постоянно работая, писатель совершенствует свой стиль и вырабатывает свою манеру, а, видя свои произведения напечатанными, окрыленный, ставит себе всё новые задачи.

Не скрою, приятно, когда читатели приходят на мероприятия «Невского альманаха» и говорят слова благодарности. Для писателя очень важна обратная связь с читателями.

У нас сложился читательский актив. Эти люди с удовольствием читают мои статьи в журнале и посещают мои лекции, которые я читаю по своим книгам и статьям. Все мои лекции сопровождают слайды – фотографии, которые я делаю в своих творческих поездках. В апреле 2023 года я была в Екатеринбурге, где в филиале Эрмитажа читала лекцию о Ништадтском мире по своей книге «Память о Петре Великом в Ленинградской области». Книга выпущена издательством НППЛ «Родные просторы» (гл. редактор В.С. Скворцов) на грант правительства Ленинградской области.

В Екатеринбурге, в Музее «на плотинке», я читала лекцию «Тайцы и Сиворцы – усадьбы Демидовых под Санкт-Петербургом». Об исторических и культурных связях Екатеринбурга и Санкт-Петербурга рассказывала я в самом сердце столицы Урала по своей книге «Легендарные усадьбы Ленинградской области», изданной на Rideró. В уральском музее хранятся виды усадьбы Сиворцы, исполненные художником Иваном Михайловичем Танковым (Тонковым) в 90-е годы XVIII века. Придется мне внести дополнения в книгу о легендарных усадьбах. И я благодарю Rideró за эту возможность – автор в любой момент может редактировать свою книгу в личном кабинете. И автор, и читатель могут заказать книгу по своему выбору: с черно-белым блоком, с цветным, в мягкой или твердой обложке. 

Мне очень приятно, что мою лекцию в «Эрмитаж – Урал» посетила Наталья Бондарь – представитель Rideró. Я еще раз благодарю это издательство за постоянную связь с авторами. 

Об этой поездке я рассказывала в мае в «Школе литературного мастерства» в редакции журнала «Невский альманах». Больше трех лет я веду эту школу. Считаю, что быстро научить литературному мастерству нельзя. Надо дать начинающему автору азы: как составить предложение, как его проверить, как избавиться от слов-паразитов. Но текст становится литературой, только если автор вложит в него свой жизненный опыт, мировоззрение и часть своей души.

Работа в журнале «Невский альманах» позволила мне выработать свой собственный авторский стиль, и в 2020 году с книгами «Каменный щит Отечества» и «Столица Российской империи: Эпохи и стили от готики до неоготики ХVII-ХIХ века: очерки» я вступила в Союз писателей Санкт-Петербурга. 

В 2021 году главный редактор В.С. Скворцов включил меня в редколлегию журнала «Невский альманах» и делегировал мне некоторые представительские функции. 

С лета 2022 года и в этом году я веду выступления авторов журнала на «Книжных аллеях» в самом центре Санкт-Петербурга у памятника Н.В. Гоголю, напротив Казанского собора, близ Дома книги, где продаются мои книги, выпущенные Rideró.

Чтобы развивать и совершенствовать свое литературное мастерство, писателю необходимо находиться среди коллег, оценивать их произведения, встречаться с читателями. Редакция журнала «Невский альманах» предоставляет такие возможности своим авторам и читателям. Наши читатели живут в России и за границей: в Европе, Канаде, Австралии. Наши журналы по подписке доставляют в российские посольства и консульства. Много подписчиков журнала проживает в штате Колорадо, о котором я писала в романе «Райская дева». 

Свои лекции и встречи с читателями я всегда начинаю со слов благодарности журналу, публикующему мои тексты уже десять лет – половину срока его существования в ХХI веке. Напомню: журнал, основанный Егором Аладьиным в 1825 году, возродил в 2003 году В.С. Скворцов. Произошло это в год 300-летия Санкт-Петербурга. В год 320-летия Санкт-Петербурга «Невскому альманаху» исполнилось 20 лет.

«Невский альманах» – один из ведущих литературных просветительских журналов России. На его страницах публикуют произведения и начинающие авторы, и признанные мэтры литературы. «Невский альманах» – зеркало современного литературного процесса России.

Авторы «Невского альманаха» на фестивале

— Как вам удается писать так много и качественно? У вас есть свои секреты писательской работы?

— Благодарю за теплые слова о моем творчестве, получать такие отзывы очень приятно. У меня нет секретов мастерства, все просто.

Прежде чем стать писательницей, я была читательницей. Меня научили читать в четыре года, с тех пор я не расстаюсь с книгами. В семь лет я уже читала сказки, изданные до революции. У нас дома хорошая библиотека мировой классики – ее еще до моего рождения собирали мои любимые бабушка и дед, Любовь Дмитриевна Рымарева и Иван Михайлович Никитин.

Я выбрала профессию библиотекаря из-за любви к чтению. Прочитав много хороших книг, я обрела большой словарный запас и знания из разных областей гуманитарных наук.

Историю люблю с детства, до сих пор посещаю Лекторий Эрмитажа, где слушаю лекции о стилях искусства. Люблю концерты классической музыки, где, правда, не всегда, приходят ко мне образы будущих героев моих произведений. Идея рассказа «Тёмное отражение» возникла у меня на концерте жизнерадостной музыки Андрея Петрова. 

Жизненный опыт, впечатления от поездок по России, посещение музеев Санкт-Петербурга и пригородных императорских дворцов дали мне тот культурный пласт, на котором и возникло мое творчество.

Серьезным началом моей литературной деятельности считаю 1995 год, когда я начала писать роман «Райская дева». Я работала над ним более десяти лет, писала для себя, для души, не предполагая, что мой роман может быть опубликован. Поворотный момент моей творческой биографии – встреча с книгой. Это звучит банально, но я убеждена, что хорошая книга может произвести переворот в сознании ее прочитавшего. Автор, так повлиявший на мою жизнь, реальную и творческую, – Юрий Никитин, фантаст. Он родился в 1939 году. В 90-е годы многие зачитывались его эпопеей «Трое из леса». Его книга «Как стать писателем» произвела на меня магическое действие. Я подумала: «Почему бы нет?». Это была моя настольная книга. Не всё мне было понятно с первого раза, я читала и перечитывала ее, начиная с азов:  как строить предложение, где в предложении ставить ударное смысловое слово, какие слова-паразиты нещадно вычеркивать.

До сих пор пишу свои тексты шариковой ручкой на листах бумаги А4. Но в дороге пишу в небольших блокнотах, а позже вношу в компьютер все написанное. При перепечатке уже идет первая редакция текста. Текст редактирую несколько раз. Лучше всего для меня писать ночью или ранним утром, но начать работу могу в любое время. 

Для создания художественного произведения мне необходим некий импульс: идея или образ. Трилогия о Монсегюре родилась из одной даты: смены власти в Тулузе в 1193 году, в год окончания Третьего крестового похода.

В 2008 году в Санкт-Петербурге, в библиотеке имени А.И. Герцена, Ирина Евгеньевна Борисова, руководитель клуба фантастики, познакомила меня с писателем Андреем Дмитриевичем Балабухой (1947-2021). В то время все писатели казались мне небожителями, но я набралась смелости и решилась показать ему свои произведения – начало романа о Монсегюре и статьи о достопримечательностях нашего города. Ему мои тексты понравились, и в 2009 году он пригласил меня учиться на курсах «Литератор» при правительстве Санкт-Петербурга. Преподавал сам Андрей Дмитриевич, а еще Михаил Сергеевич Ахманов – ученик А. Балабухи. Сборник воспоминаний о Михаиле Ахманове опубликовала на Rideró моя однокурсница и подруга Марина Григорьевна Бойкова-Гальяни. На курсах «Литератор» мы учились у Дмитрия Николаевича Каралиса и Андрея Михайловича Буровского. С тех пор нас связывает творческая дружба. На Rideró опубликован наш сборник «Приворот». Я составляла, редактировала и делала его обложку.

С редактором «Невского альманаха» В.С. Скворцовым познакомила А.М. Буровского тоже я. Андрей Михайлович сейчас является одним из самых ярких и читаемых авторов журнала, проводит занятия в нашей «Школе литературного мастерства». 

Считаю, что литературное мастерство передается в непосредственном общении учителя и учеников, и это самый простой способ. Можно, конечно, читать и перечитывать классическую литературу, восхищаться слогом уже покойных писателей, но мы живем здесь и сейчас. Реальность вокруг нас меняется, где-то быстро, где-то медленно, и литературный язык не стоит на месте, меняется вместе с ней. Современные произведения литературы отражают именно современную жизнь. Быть может, эти произведения в будущем станут новой классикой, к которой обратятся новые поколения читателей. Так будет, если автор, наш современник, сделает срез сегодняшней жизни и не забудет своих предшественников. Ведь даже в исторических романах автор пишет о хорошо знакомых ему людях, их конфликтах и эмоциях. На вечный вопрос: «Меняется ли человечество с течением истории?» каждый писатель отвечает по-своему.

Очень важен для книги стиль, выработанный автором. Посетители нашей «Школы литературного мастерства» отмечают простой ясный стиль и внутреннюю логику изложения моих текстов. Но писать просто – совсем не просто! Тексты свои редактирую по нескольку раз. Сначала вычеркиваю слова-паразиты, добиваясь сжатости фразы, стараюсь не перегружать предложение причастными и деепричастными оборотами, длинные предложения разбиваю на несколько более простых. Свои тексты всегда читаю вслух. Обязательно надо услышать свой текст: читатель сбивается, рассеивается его внимание там, где автор не доработал. Это первое правило работы с текстом, выученное мной на курсах «Литератор». Писатель учится всю жизнь, возвращаясь к собственным старым произведениям, читая книги коллег, оценивая их авторский стиль, поэтому так важно общение именно в писательской среде.

Я благодарю Rideró за доброе внимание к моему творчеству. Очень приятно видеть свои книги опубликованными, держать их в руках и предлагать читателям. Rideró – мой проводник в мир большой литературы!  

С этим читают

Говорим с исследователем современного искусства, автором книги «Портрет короля» Демиеном Милкинзом Непонимание обывателем современного искусства стало мемом еще в конце 2000-х. Подробное исследование вопроса с опорой на множество источников, с ... Читать далее

В 2019 году Байба Стурите опубликовала на Rideró книгу «Кармический код судьбы», которая стала бестселлером и вошла в десятку самых популярных книг года. В том же году она заключила контракт ... Читать далее

Ирина Терпугова родом из Томска, закончила Сибирский государственный медицинский университет по специальности врач-биохимик. С 1998 года живет в Италии во Флоренции и с 2008 года работает лицензированным гидом по Тоскане. ... Читать далее

Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее

Показать больше записей