Владимир Орлов: «Ученый, исследователь, следопыт — самый интересный персонаж»

Автор Rideró Владимир Орлов не выбирал науку в качестве дела всей жизни, но главными героями своего романа «О чём думают медведи» сделал именно ученых. И каждую из проблем романа — будь то отношения отцов и детей или столкновение с Неведомым — рассматривает, как настоящий ученый, до самой глубины и в динамике. Мы поговорили с ним о дальнейшей судьбе бестселлера и о том, какие книжки о медведях любят его дети. 

В комментариях к вашей книге есть вопросы: «Является ли автор ученым? Насколько обоснованы его предположения о судьбе человечества?» Расскажите, кто вы по профессии и насколько ваша жизнь соприкасается с наукой?

Будущая судьба мира — выигрышная, востребованная и распиаренная тема. И не только в литературе. В книге «О чём думают медведи» то, что произойдет с цивилизацией, остается за кадром. Но там много деталей, которые показывают, куда технологически и культурно всё качнется в будущем. А потом — по ходу этой истории — люди оказываются на новом этапе, когда кое-что начнет происходить с самой физической реальностью. Причем рукотворно. Главные герои — отец и сын, ученые из разных областей, один — биолог, другой — физик, и из разных поколений — имеют к этому непосредственное отношение. И, конечно, там не совсем привычные физика и биология. Физика — совсем невероятная.

Думаю, именно это и произойдет в нашем общем будущем — появится возможность влиять на ключевые процессы. Пока этого и близко нет, природа пока не готова. Но со временем она откроется, и нам всем мало не покажется. По сути в этом и состояла изначальная цель науки, научных изысканий, начиная с алхимии или еще раньше. Нащупать основу. И с ее помощью всё изменить.

Вообще, ученый, исследователь, следопыт, как хотите, — по-моему, самый интересный персонаж. И хотя таких персонажей немало, их все равно не хватает.

Лично я еще студентом понял, что наука не для меня. Как институт, как образ жизни. И в общем, бог миловал, ученым я не стал, хотя такой путь был. Среди моих знакомых есть настоящие ученые, исследователи, которые делают карьеру в науке. И я понимаю, что это такое. И мне эти люди нравятся. Чаще всего нарциссичные, много говорят о себе, очень одаренные, в меру беспринципные и конъюнктурщики. Довольно насыщенные люди.

Сам я занимаюсь отраслевой журналистикой, связанной с современным производством и технологиями. В основном как редактор.

Писатели часто «списывают» героев с реальных людей? В романе есть коллеги или семья? Они себя узнали?

В романе полно условно «списанных» персонажей. Даже дама с собачкой, которая считала окна, списана с моей знакомой. Тертуллиан Всеволодович Коробов списан сразу с нескольких человек, это микс, но у этих людей было кое-что общее. Если быть точным — никто не является полным прототипом, используется такое частичное заимствование черт характера. И это ненарочно. По поводу узнавания другая история: кто-то из знакомых уверен, что конкретный персонаж списан с него, но нет, приходится разочаровывать. Узнать и попасть на сто процентов очень сложно.

Критик Антон Осанов написал, что за ваш роман надо садиться с чистым листом бумаги и, по мере прочтения, вычерчивать семиотическую сложность героев. Ваш читатель — тот, кому нравится многоуровневые структуры. А каково было держать эту схему в голове, пока писали произведение? Как долго вы вынашивали книгу?    

Антон очень внимательно прочитал и как никто точно разгадал и замысел, и способ подачи. Он практически всё увидел, что я хотел здесь сказать. Это здорово. Но если честно, по ходу работы над книгой мне казалось, что у нее простой линейный сюжет, что она чуть ли не примитивная в плане цепочки событий. Конечно, там есть моменты в сюжете, которые находят свое объяснение позже. Да, это квест, но не такой уж труднопроходимый.

Самое сложное, пожалуй, это начало, где я пытался всю эту предысторию втиснуть, — про главного героя, что с ним было не так в детстве и подвести к тому, чему он занимается в настоящий момент. Эту часть все находят непростой.

По сути в романе всего две сюжетных линии, и я старался, чтобы это всё не распадалось.

На мой взгляд, современный интересный роман в любом жанре — он приключенческий. Отличия только в сложности персонажей и в их мотивации. Чем умнее книга, тем более ей следует быть авантюрным романом с какими-то невероятными событиями и персонажами. И всё это, как вы понимаете, в моем романе присутствует.

«О чём думают медведи» — это квест и развлечение для подготовленного читателя. Подготовленный читатель — это человек, который не просто любит читать, а, читая, разгадывает какие-то тайны в тексте, в истории, ищет смыслы и от этого получает удовольствие. Я надеюсь, что в большей части текста мне удалось избежать ненужного занудства. Хотя кое-где это было необходимо, конечно.

Работа над книгой заняла несколько лет. Она постоянно прерывалась моей основной работой и параллельными текстами, которые я тоже надеюсь дописать. Я вообще не думал, что смогу закончить роман физически, хотя все главы и большинство эпизодов были спланированы в какой-то момент целиком в этой версии. Я и переключался на что-то другое, потому что думал, что это нереально доделать.

Какие сказки о медведях вы читаете детям? 

Медведь — специальный герой очень многих народных сказок. Для людей, которые эти сказки пересказывали, он всегда был больше, чем персонаж. Это ощущение присутствует и в некоторых современных детских книгах с антропоморфными зверушками. Одна из любимых у моих детей — «Ветер в ивах».

Ждать ли продолжения романа? 

Если кто-то заметил, эта история о прошлом, рассказанная от первого лица, возможно, о далеком прошлом. Открытый вопрос — кем на самом деле является рассказчик. Эта мысль обязательно должна появиться в самом конце.

Конечно, эта история закончена, но у нее может быть продолжение.

После выхода сериала «Твин Пикс» вышли две книги — «Воспоминания спецагента ФБР Дейла Купера» и «Тайные дневники Лоры Палмер». И это максимум, что можно было выжать из этой истории, и это было не хуже продолжения. В «О чём думают медведи» приведены фрагменты из рабочих тетрадей Павла С., но где-то есть и более полный архив. На целый том тянут и «ситуативные отчеты» со всеми своими историями «физики столкновений».

В формате телесериала эту историю вообще можно было бы продолжать без устали, но у романа совсем другая природа и темперамент.

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В декабре 2023 года на Rideró вышла книга Александра Краснокутского «О любви совершенной и странной». Она написана в виде неординарных зарисовок из жизни автора, которые собраны не в хронологическом порядке, ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Показать больше записей