«Форточка, из которой видны очертания новой русской литературы»

Критик Иван Родионов считает, что о сборнике Анны Чухлебовой
«21 история о том, что умерли не все» пишут преступно мало. Вот его вклад в будущее литературы.

«Часто бывает так, что «страшное» на русском языке тоскливо, невыносимо серьёзно — и при этом оно какое-то одинаковое. Либо замогильно-мистическое и при этом потенциально сериальное (часто — на фольклорной основе), либо — похожее на отечественные артхаусные фильмы с грязной провинциальной Россией, бесприютностью, страдающими детьми и отклеивающимися обоями. Все это приелось, надоело, не пугает.

Сборник рассказов финалистки премии «Лицей» этого года Анны Чухлебовой «21 история о том, что умерли не все» — светлое (или тёмное) пятно на этом фоне. Возможно, именно так и начинается долгожданная русская готика. Начинается не в фамильной усадьбе и не в коммуналке, где все пьют, дерутся и плачут, но под южным солнцем, в тамошних двушке или сквоте.

Беспрестанно меняется оптика: калейдоскоп героев всех полов и психотипов, которые рассказывают нам свои жуткие лирические истории от первого, третьего и даже второго (sic!) лица. Проза оркестрована по-поэтически: много неожиданных метафор, инверсий, образов. Зачастую она превращается в магический, колдовской верлибр.

Герои Анны Чухлебовой — все эти нерешившиеся мальчики, одинокие девочки, неприкаянные нежильцы — это почти мы с вами. Разница, однако, в том, что автор (или они сами, герои) могут посмотреть на свои жизни, прожить свои жизни так, что понимаешь — это герои, и жизнь всё-таки стоит того, чтобы ловить её странные и порой жуткие чудеса. Предательства, взаимомучительство, даже самая смерть — под пером Чухлебовой всё это уже не кажется таким безысходным, грубым, страшно топорным. Так цветы зла превращаются в цветы утешения. Ибо откуда это утешение взять, если не из зла?

Всякий критик мечтает о том, чтобы первым «разглядеть» потенциального большого автора. Про Анну Чухлебову уже, конечно, писали, но как-то мало, преступно мало. А прочесть «21 историю о том, что умерли не все» нужно каждому — хотя бы для того, чтобы заглянуть в форточку, из которой видны очертания новой русский литературы. Той, которую все мы так долго ждали».

Сборник Анны Чухлебовой попал в «Список литературы», который составляют профессиональные литературные критики. С него мы начинаем новый сезон.

Share This:

С этим читают

Представляем еще одну книгу из проекта «Список литературы» — «Самая умная собака в мире» Федора Венцкевича. Рецензию на нее подготовил Лев Яковлев — поэт, критик, драматург. Лауреат премии имени К. ... Читать далее

За 8 лет на Ridero издано более 104 тысяч книг. Среди них есть очень достойные произведения, заслуживающие больших тиражей и внимания премий. Наша задача – найти их и помочь встретиться ... Читать далее

Три недели вы писали рецензии на книги, опубликованные на Ridero, а мы дарили подарки и выбирали авторов трех лучших отзывов. Итак, победителями становятся: Алена @hah.books с рецензией на книгу «Там, ... Читать далее

Повесть Анатолия Ухандеева «Тогда они вернулись» заняла достойное место в нашем «Списке литературы», пополнив раздел «Подростковая литература». Рецензию на нее написала Анастасия Максимова – эксперт по художественной литературе и жанру ... Читать далее

Показать больше записей