«Форточка, из которой видны очертания новой русской литературы»

Критик Иван Родионов считает, что о сборнике Анны Чухлебовой
«21 история о том, что умерли не все» пишут преступно мало. Вот его вклад в будущее литературы.

«Часто бывает так, что «страшное» на русском языке тоскливо, невыносимо серьёзно — и при этом оно какое-то одинаковое. Либо замогильно-мистическое и при этом потенциально сериальное (часто — на фольклорной основе), либо — похожее на отечественные артхаусные фильмы с грязной провинциальной Россией, бесприютностью, страдающими детьми и отклеивающимися обоями. Все это приелось, надоело, не пугает.

Сборник рассказов финалистки премии «Лицей» этого года Анны Чухлебовой «21 история о том, что умерли не все» — светлое (или тёмное) пятно на этом фоне. Возможно, именно так и начинается долгожданная русская готика. Начинается не в фамильной усадьбе и не в коммуналке, где все пьют, дерутся и плачут, но под южным солнцем, в тамошних двушке или сквоте.

Беспрестанно меняется оптика: калейдоскоп героев всех полов и психотипов, которые рассказывают нам свои жуткие лирические истории от первого, третьего и даже второго (sic!) лица. Проза оркестрована по-поэтически: много неожиданных метафор, инверсий, образов. Зачастую она превращается в магический, колдовской верлибр.

Герои Анны Чухлебовой — все эти нерешившиеся мальчики, одинокие девочки, неприкаянные нежильцы — это почти мы с вами. Разница, однако, в том, что автор (или они сами, герои) могут посмотреть на свои жизни, прожить свои жизни так, что понимаешь — это герои, и жизнь всё-таки стоит того, чтобы ловить её странные и порой жуткие чудеса. Предательства, взаимомучительство, даже самая смерть — под пером Чухлебовой всё это уже не кажется таким безысходным, грубым, страшно топорным. Так цветы зла превращаются в цветы утешения. Ибо откуда это утешение взять, если не из зла?

Всякий критик мечтает о том, чтобы первым «разглядеть» потенциального большого автора. Про Анну Чухлебову уже, конечно, писали, но как-то мало, преступно мало. А прочесть «21 историю о том, что умерли не все» нужно каждому — хотя бы для того, чтобы заглянуть в форточку, из которой видны очертания новой русский литературы. Той, которую все мы так долго ждали».

Сборник Анны Чухлебовой попал в «Список литературы», который составляют профессиональные литературные критики. С него мы начинаем новый сезон.

С этим читают

Что почитать: хорошие книги в закладки В новых книгах «Списка литературы» Rideró, нашего флагманского рекомендательного проекта, много весеннего синего неба и воздуха. В примечательных историях, рассказанных нашими авторами, вы, наверняка, ... Читать далее

Рецензию подготовила писательница Марго Гритт. Цикл рассказов «Комплекс Кассандры» разворачивает перед читателями единое вымышленное пространство, на котором мифологическим существам, божествам и духам, приходится уживаться с ничем не примечательным видом Homo ... Читать далее

Рецензию подготовила филолог и переводчик Наталья Санникова. «Только не ждите от этой книги анализа социально-экономических преобразований и потрясений. И тогда будьте уверены: вам попался увлекательный сериал, в центре которого – ... Читать далее

Рецензию подготовила книжный гид и ведущая детских и подростковых книжных клубов Мария Хмара. «Сумасшедшая супергероика: Анализ героев кинокомиксов, после которого ты начнёшь разбираться в людях» Серафимы Музыкантовой — нон-фикшн, который ... Читать далее

Показать больше записей