Чтобы написать и продвинуть свой первый роман, Александр Постанович уволился с работы, переехал из Москвы во Владивосток и потратил 500 тысяч на продвижение блога. И шалость удалась! Автор смог не только окупить все расходы на печать и продвижение книги, но и заработать на ней. Опыт Александра – идеальный пример того, как шаг за шагом работать со своей аудиторией и вести книгу к успеху. Он будет полезен каждому автору.
Александр Постанович – рекламщик, маркетолог, литератор и автор популярного инстаграм-блога «Редакция Постановича» (35,8 тыс. подписчиков). Его дебютный роман «XXL» о жизни рекламного агентства разошелся тиражом в 1000 экземпляров. Примерно столько же было куплено электронных копий книги. Секрет – в продуманной стратегии продвижения.
За полгода до завершения романа Александр запустил в Инстаграме блог с рассказами, чтобы познакомить аудиторию с творчеством и рассказать о себе как о писателе. Ведь очень трудно убедить человека прочитать художественную книгу незнакомого ему автора, даже если эта книга хороша.
Блог быстро стал популярным и сформировал «теплую» читательскую аудиторию. А чтобы собрать предзаказы и обеспечить роману первых читателей, Александр запустил краудфандинг.
Весь месяц Александр активно работал с аудиторией, постоянно рассказывал о краудфандинге разными способами: полезными постами / шутками / статистикой сборов и т.д. В общем, так, чтобы это не было скучно, а наоборот, сбор проходил увлекательно.
Всего за месяц Александру удалось собрать около 300 тысяч и полностью окупить печать тиража. В чем секрет? Спрашиваем у автора.
Вы довольно быстро раскрутили свой блог в Инстаграме (первый пост появился в марте 2020-го). Откуда брали аудиторию? Использовали ли платные инструменты продвижения и какие именно?
Да, я использовал платные инструменты продвижения, так как мне нужно было поскорее найти свою аудиторию. Что делал? Использовал формат «продвижение поста»: продвигал свои рассказы в ленты читателям и, кому нравилось, предлагал подписаться. Также покупал рекламу у блогеров.
Как выбирали посты для продвижения и какие гипотезы выдвигали? Подтвердились ли они?
Я продвигал те рассказы, которые и так собирали больше всего реакций. Например, пост про персики был вирусным и даже без продвижения собрал около тысячи репостов. Логично было предположить, что и в продвижении он хорошо зайдет. Так и получилось. С другими популярными публикациями — такая же история.
А пост про литературу и вовсе бил идеально в цель: он, во-первых, отражает мой подход к творчеству — поиск новых форм для рассказа, ирония; во-вторых, идеально подходит под целевую аудиторию, так как волнует сердца всех любителей литературы. Поэтому он сослужил мне хорошую службу в привлечении читателей.
Сколько потратили на продвижение?
Вместе с тестированием разных неудачных гипотез на продвижение сообщества я потратил около 500 тысяч. При этом на продвижение краудфандинга и книги я уже не тратился, а работал со своей аудиторией.
Есть какие-то «провалы» в вашей стратегии продвижения? На что не нужно было тратить силы, деньги и время?
Я бы назвал не очень удачным опыт сотрудничества с блогерами. Иногда подписки выходили дешевле, чем с продвижения рассказов, но это не совсем моя аудитория: они потом часто отписывались. А если человек пришел, прочитав мой рассказ, значит, ему нравится мое творчество. Пусть это иногда выходит дороже, зато по любви :)
В Инстаграме есть посты из книги или книга – абсолютно уникальный контент?
В Инстаграме есть посты про книгу, но кусочков из книги там нет. Знаю, что некоторые авторы выкладывают черновики, но я так не могу. Я очень много сил трачу на редактирование: перед публикацией прошелся по всему тексту раз десять. Еще пару раз по нему прошлись редактор и корректор. Финальный текст сильно отличается от того, что было на начальном этапе: мне хочется, чтобы читатели видели сразу идеальный вариант. Ну или по крайней мере тот, которым я доволен.
Для работы над книгой вы переехали из Москвы во Владивосток. Как этот переезд сказался на вашем творческом состоянии? Появились ли новые идеи или наоборот – вы полностью отключились от мира и сосредоточились на романе?
С идеями такая ситуация: на самом деле идей у меня очень много, план по произведениям расписан лет на десять вперед. И главная моя проблема — это сесть и работать. Я легко отвлекаюсь, поэтому каждый новый текст — вызов моей и без того слабой усидчивости. В этом отношении Владивосток на меня влияет хорошо: здесь меньше отвлекающих факторов, чем в Москве, при этом Владивосток — город потрясающе красивых видов. Из моего окна, например, вид на залив, острова, мост и горы. Во Владивостоке я уже написал пьесу, несколько хороших рассказов (и много нехороших, хаха) и сел за новый роман.
Переезд, полтора года жизни без работы, продвижение – все это требует серьезных финансовых вложений. У вас была подушка безопасности или дополнительные доходы? Было ли страшно, что деньги закончатся, а роман не получится или не окупится?
Я люблю авантюры, но вместе с тем я человек, который все продумывает. Поэтому да, у меня была и подушка безопасности, и источники пассивного дохода (я веду несколько блогов про маркетинг, которые приносят неплохие деньги). А еще у меня периодически покупают консультации бренды: помогаю отделам внутренней и внешней коммуникаций сделать коммуникации более интересными. Это тоже приносит доход.
Кстати, окупился ли роман?
Роман окупился еще на этапе краудфандинга, так как краудфандинг покрыл издание тиража. Дальнейшие продажи помогли окупить расходы, которые ушли на продвижение сообщества. И да, в целом финансово я вышел в плюс. Знаю, что писательство — не самая прибыльная штука, и по этому поводу всегда шучу: так как я не только писатель, но еще и армянин, мне удалось немного заработать.
Хотя деньги тут совсем не главное: главное, что около двух тысяч человек прочитали мою книгу, написали много восторженных отзывов и теперь ждут следующих моих произведений. И мне нисколько не стыдно за свой дебютный роман, а это очень важно, это дает опору.
После того как роман оказался успешным, связывались ли с вами крупные издательства?
Кстати, удивительно, но нет! Со мной вообще за весь этот период ни одно издательство не связалось. Я ожидал, что это произойдет еще на этапе успешного краудфандинга, но этого не произошло ни в период краудфандинга, ни в момент, когда появилось множество положительных отзывов. В целом я ничего против издательств не имею и с удовольствием посотрудничаю с кем-нибудь, когда предложение придет (при таких отзывах уверен, что это вопрос времени).
Какие у вас планы на дальнейшее творчество – вернетесь в рекламу, а литература останется как хобби или вы окончательно переквалифицировались в писателя и блогера?
Литература — это мое главное дело и уже совсем не хобби. Я выбрал писательство своей профессией, а жизнь воспринимаю как сбор материала для текстов :)
Впрочем, с маркетингом завязывать пока не планирую. В этой сфере я успешный специалист, чей опыт нужен компаниям и другим специалистам. Это работа, которая меня кормит. Поэтому в перерывах между рассказами, романами, пьесами и повестями я заныриваю в маркетинг, делаю несколько проектов для брендов, пополняю свои запасы финансов и снова могу посвятить себя литературе.
Художник, иллюстратор и писатель Софья Мироедова этой осенью опубликовала на Rideró свой графический роман «Гипнопедия». Это один из первых комиксов, выполненных в соавторстве с нейросетями. Мы поговорили с Софьей о ... Читать далее
Автор Rideró Алексей Абрамов рассказал нам, как он создал крауд-проект на платформе Planeta.ru и собрал деньги на издание своей книги «Подземелье в облаках». Далее текст пойдет от лица автора. У ... Читать далее
25 августа мы провели совместный эфир с писательницей Яной Вагнер. Обсуждали историю успеха ее романа «Вонгозеро» (18+), который перевели на 16 языков, номинировали на «НОС», а Павел Костомаров снял по ... Читать далее
Роман Яны Вагнер «Вонгозеро» (18+) перевели на 16 языков, номинировали на «НОС», а Павел Костомаров снял по нему сериал «Эпидемия» (18+). Скоро выйдет и киновоплощение детективного романа Яны «Кто не ... Читать далее