Интервью с авторами: «без унылых нравоучений и соплей»

Творческий дуэт Святослава Савенкова и Сергея Юдина нетипичен для современной литературы. Они не коллеги и не родственники. Один работает на федеральном телевидении, другой – компьютерщик со стажем. Как им удалось создать один фантастический мир на двоих, как строится работа и что нужно сделать, чтобы книга нашла своего читателя? Обо всем этом – в нашем интервью с авторами.

Ridero: Как сложился ваш творческий дуэт?

Авторы: Мы познакомились друг с другом и начали писать примерно в одно время – в 2006 году. К этому времени критическая масса прочитанной литературы, просмотренных фильмов и пройденных видеоигр переросла в непреодолимое желание творить самим. Рисовать, анимировать, писать. Поначалу писали плохо, грубо, до одури наивно. Страдали от критики (а обремененные хорошим вкусом рецензенты страдали от нашей писанины), ругались, терпели, потом начали учиться. И не бросали. Продолжали упорно экспериментировать, придумывать, работать. Творческая самореализация – одна из важнейших для культурного человека, и для нас эта реализация – в литературном творчестве.

R.: Как вы выбираете тематику будущей книги? Как создаются образы героев?

А.: Жанр наших произведений напрямую зависит лишь от сиюминутного озарения, а вот тематика всегда опирается на личный жизненный опыт. Нам интересна социальная фантастика, потому что мы много работаем с людьми. Зачастую обычные мирные цивилизованные люди несколько узко оценивают критерии «нормальной» жизни, потому что живут в системе конкретных морально-этических ценностей. Однако вокруг много тех, кто по-другому оценивает хорошее и плохое. На их мировоззрение оказывает влияние множество деталей – принадлежность к субкультуре, профессиональная деятельность, особенности судьбы. Для большинства эти люди, их взгляды, убеждения, особенности поведения могут показаться ненормальными. Мы же полагаем, что понятие нормальности субъективно, и до тех пор, пока человек не причиняет никому вреда и живет в мире с собой, он нормален. Каждый человек – сплав уникальный качеств, и нам очень интересно, как он поступит в той или иной сложной ситуации? Мы помещаем людей в фантастические миры, ставим перед ними тяжелые задачи, создаем реалистичные образы героев и наблюдаем за тем, что же из этого получится. А еще мы жутко любим огнестрельное оружие и страшно не любим глупости, поэтому у нас много и реалистично стреляют.

R.: Назовите три вещи, которые помогают вам при подготовке книги.

А.:Во-первых, это, безусловно, прогулки на свежем воздухе. Кровь активно циркулирует, мозг работает лучше, а чудесные виды Москвы наводят на интересные размышления. Любопытно, можно было бы перекрыть город по периметру, возникни такая необходимость, чтобы даже кошка не проскочила? А удалось бы забаррикадироваться вот в этом магазинчике у Можайского шоссе и сдержать штурм вооруженной холодным оружием толпы? А устроить гонки по вон той трассе и не размазаться об отбойник? Во-вторых, разговоры. В споре рождается истина, а из долгих бесед – фантастические и необычные идеи. В-третьих, концепт-арты фильмов и видеоигр. Зачастую, они оказываются куда интереснее и глубже финального результата, потому что художник видит вне рамок жанра и технических возможностей. Картины – неисчерпаемый колодец вдохновения.

R.: Когда и как вы поняли, что пришло время опубликовать свою книгу?

А.: Мы поняли, что пришло время впервые опубликовать крупную форму, когда пошли первые отзывы наших редакторов. Ожидали, что будут сильно ругать, а нас хоть и ругали, но еще и сдержанно хвалили. Вторая крупная работа в нашей практике, «Исправительные работы», оказалась, по их мнению, крепким произведением, которое не стыдно показать людям. К тому моменту мы активно писали уже семь лет, перепробовали разные жанры и, похоже, нашли свой стиль. Кроме того, «Исправительные работы» скушали очень много наших сил и времени, и было бы просто неправильным отправлять этот увесистый кирпич, такой выстраданный, на вечное заточение в стол.

R.: Что нужно делать писателю, чтобы его книга попала к читателям? Что делаете вы?

А.: Чтобы книга дошла до читателя, нужно ей заниматься. Не награфоманить и бросить, а сесть и крепко договориться с самим собой, что ты хочешь опубликоваться и доведешь дело до конца. Ищите варианты, спрашивайте совета у бывалых коллег по цеху, сравнивайте варианты. На ловца и зверь бежит. У нас это выглядело именно так: захотели, проработали вопрос, сделали.

R.: Есть ли у вас образ вашего идеального читателя?

А.: Для нас идеальный читатель – это взрослый, культурный и образованный человек, с которым можно будет книгу обсудить. Который погрузится в нее, войдет в положение героев, наложит свой жизненный опыт и скажет, что он обо всем этом думает. Поэтому мы очень рассчитываем на комментарии в Интернете. Пока что у каждого из десятка наших регулярных читателей сформировалось собственное отношение к героям и их поступкам. Мы считаем, это здорово: значит, удалось создать неоднозначное произведение без унылых нравоучений и соплей.

R.: Как приняли книгу читатели? Каким был лучший отзыв о ней?

А.: Тестовые читатели приняли книгу хорошо, что приятно нас удивило. Удивило, потому что мы никогда не ощущали себя великими фантастами и мастерами стиля, а вот читатели у нас были самые что ни на есть искушенные. И вот вдруг приходит, цитируем, следующее: «… Я очень довольна и приятно удивлена. Скажу честно, я вас недооценила. Нет ни кошмарных экспериментаторских неологизмов, ни тяжелых, нечитаемых фраз. Язык не примитивен, читать, по большей части, легко и приятно…», «… А дальше я снова была приятно удивлена. Сюжет мне понравился. Возможно, еще более пристрастные читатели найдут в нем кучи ошибок и неувязок, но давая свою оценку, я считаю, что все написано очень удачно. Ответы на большинство вопросов даются сразу, сюжет последователен, логичен, последствия почти всегда предсказуемы и при этом остаются уместно непредугадываемыми, у вас всегда оставалось, что показать и чем вызвать новый прилив интереса читателя…», «… При чтении последних глав мне хотелось разбить монитор, потому что саспенс давил. Это комплимент, если что». Круто, когда такую оценку твоему труду дает сотрудник ООН, человек с подлинным высшим образованием и большим опытом редакторской работы, не правда ли?

R.: Есть ли писатели, на которых вы равняетесь?

А.: Определенно, хотя читано-перечитано столько, что все положительные впечатления давно спрессовались в общий монолитный культурный пласт. Мы бесконечно любим удивительную красоту языка Анджея Сапковского, преклоняемся перед ненавязчивым преподнесением идей братьев Стругацких, уважаем дотошный реализм Дена Симмонса. Не говоря уже о том, что все возможные архетипы и тропы впитывали в себя еще с «Илиады» Гомера и классики мировой и русской литературы.

R.: Какие книги вы планируете выпустить в ближайшие 10 лет?

А.: С Божьей помощью, в 2019-ом году свет увидит второй роман во «Вселенной Надзора». Другие персонажи, другой жанр – на этот раз мы предложим читателю мистический хоррор с элементами научной фантастики про работу научно-разведывательной экспедиции. Сейчас работа над текстом уже подходит к концу, но спешить и торопить наших редакторов не станем. Хороший текст, как и вино, нужно испытать временем. Затем планируем реализовать на бумаге рассказ, который вполне может превратиться в повесть, – научно-фантастическую производственную драму про работу космонавтов на МКС в условиях тяжелейшего экономико-социального кризиса на Земле. Также, как вы наверняка догадались, во «Вселенной Надзора». А потом в работу пойдет целый цикл, который, как знать, может захватить нас на долгие годы.

С этим читают

Рассказываем, какие проекты ждут нас в Писательской академии Антона Чижа в октябре! 4 октября состоится бесплатный вебинар «Эти странные японские детективы: головоломки и темные стороны души». Писатель и историк Елена ... Читать далее

1 октября стартует конкурс «Книжная охота с Rideró», который мы проводим вместе с проектом «Книжный вызов» от LiveLib.  Если совсем кратко: читайте, пишите рецензии и выигрывайте призы! Вы наконец сможете ... Читать далее

9 июля начинается мастер-курс Антона Чижа «Остросюжетный роман: написать и продать за 100 дней». Это тот самый курс, после которого писатели Академии попадают в издательства, а затем — в шорт-листы ... Читать далее

1 июля начнется авторский курс Анны Гутиевой «Конструктор личного стиля: найти свой стиль и завоевать читателя». Анна Гутиева, редактор и мастер Писательской академии Антона Чижа, за 11 встреч поможет вам ... Читать далее

Показать больше записей