Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам истории, социологии и экономике моды.
В январе 2023 года на Rideró вышла ее книга «350 лет современной моды, или социальная история одного обыденного явления». Это большое исследование, посвященное социальному институту моды, от его становления в рамках западной цивилизации до современности, с рассмотрением альтернативного пути развития на примере японской индустрии моды.
Мы поговорили с Катериной о ее книге и о том, как сквозь призму моды можно увидеть и понять шире процессы, влияющие на общество и его развитие.
Ваша книга «350 лет современной моды, или социальная история одного обыденного явления» впечатляет и увлекательным содержанием, и масштабом проделанной работы. Расскажите будущим читателям, почему именно социальная история моды достойна их внимания.
— Мода — это не только и не столько характеристика одежды и многомиллиардная индустрия, это та область, где создаются смыслы, в том числе смыслы социально и политически влиятельные. Самые сильные социосистемы рушатся под воздействием новых смыслов. Мода — форма так называемой мягкой власти, навязывающая людям не просто костюм, а определенную идентичность. Недооценивать ее значит лишаться одного из важнейших ресурсов влияния в современном мире. Управлять чем-либо можно только тогда, когда понимаешь, как это работает. Поэтому социальная история моды — это не только хорошее развлекательное или общеобразовательное чтение, это полезный материал для профессионалов как модной индустрии, так и более широкой публики: политиков, социологов, предпринимателей — всех, кто заинтересован в понимании того, как функционирует общество.
История моды в вашей книге движется в хронологическом порядке или концептуально? Или и так, и так? Расскажите подробнее про структуру книги.
— Мода, как и любое дитя общества, живет с ним одной жизнью, встроена в определённую историческую ситуацию и неотделима от повседневной человеческой жизни. Соответственно, концептуально изложение привязано одновременно к исторической (с древнейшей истории еврейского народа, эпохи распада Рима и до начала XXI века) и географической перспективам. Центры модного влияния хронологически передвигались вместе с политическими и культурными центрами влияния. Структурно книга привязана именно к этим историческим и политическим ребрам жесткости.
Какое самое удивительное открытие вы совершили, работая над темой книги?
— Я думаю, что слово «открытие» — слишком сильное. Но в процессе своих исследований я, действительно, обратила внимание на очень важное историческое событие, определившее всю дальнейшую историю моды и ее организационный характер. Это закон 1667 года, принятый во Франции, обязавший всех фабрикантов шелковых тканей, прежде всего лионских ткачей, ежегодно разрабатывать новые узоры. К концу века шелковые мастерские Лиона обновляли свои узоры уже дважды в год. Так у моды появился ритм, не связанный с физическим устареванием предмета потребления, — модный цикл. Собственно, закон 1667 года и был прообразом ставшего обязательным в XX веке для членов Федерации парижских кутюрье графика Недель моды. И именно этот полугодичный цикл правит модной индустрией до сих пор.
Более того, мода связала производство и потребление в жесткую циклическую модель искусственного устаревания. Это был акт по-своему интеллектуальный, даже в чем-то «искусственный», уводящий Запад в другие, отличные от Востока, принципы потребления, изменяющие традиционные иерархии ценностей. Новизна стала окончательно престижнее роскоши. И всё это впервые произошло в рамках французской шелковой индустрии. Говоря образно, шелк создал социальную технологию. Закон 1667 года и Лионские шелковые мануфактуры можно считать точкой отсчета современной системы моды, чем обосновано «юбилейное» название книги «350 лет современной моды».
Порекомендуйте нашим авторам и читателям, что они должны обязательно посмотреть и узнать из истории моды. Может, это будет легендарное платье в одном из музеев мира, или факт, который перевернет их взгляд на историю и культуру.
— Во-первых, без ложной скромности порекомендую свою книгу, так как в ней содержится масса подобных фактов и обстоятельств, способных изменить взгляд на моду как на легкомысленное, поверхностное и малоинтересное для так называемых «серьезных» интеллектуалов явление. Ведь модой не брезговали заниматься самые великие умы, в том числе Кант, Спенсер, Зиммель, Веблен и другие. Говоря шире, свою миссию как ученого я вижу в поднятии престижа моды в качестве объекта научного, культурного и даже политического интереса в нашей стране, где мода все еще находится на периферии научного знания.
Во-вторых, если говорить об отдельном культурном факте, я бы порекомендовала к просмотру фильм «Бал / Первый понедельник мая» (2016), посвященный негласному «Оскару» в мире моды. Это одно из самых ожидаемых мероприятий в мире моды — благотворительный Бал Института костюма, более известный как Met Gala, который каждый первый понедельник мая устраивает нью-йоркский Метрополитен-музей, начиная с 1971 года. В фильме важнейшее событие мировой фэшн-культуры показано глазами его распорядителей — главного редактора Vogue Анны Винтур и куратора Института костюма Эндрю Болтона. Это уникальная возможность взглянуть на моду с новой стороны: увидеть, как готовится одно из самых культовых событий на стыке моды, культуры, истории, искусства, высокой политики и технологий, какой адский труд, высочайший профессионализм и глубокий интеллект стоят за, казалось бы, рядовым светским мероприятием.
Книга «350 лет современной моды…» вошла в 2023 году в Длинный список престижной премии «Просветитель». Что это для вас значит?
— Знаете, я убеждена, что после публикации книги отделяются от автора и начинают жить собственной жизнью. У них, как у людей, появляются свои друзья. Я верила в эту книгу, как поверил в нее и коллектив издательства Rideró, и мне кажется, что она действительно заслужила признание жюри столь авторитетной премии. Я была очень рада за нее и надеюсь, что попадание в лонг-лист «Просветителя» поможет ей быстрее найти путь к читателям.
И в завершение интервью: что бы вы пожелали авторам Rideró в новом году?
— Я бы пожелала авторам с уважением относиться к своему желанию писать и помнить, что есть хотя бы один человек в мире, ради которого это стоит делать — ради самого себя. А это уже не мало. Помните об этом, даже когда никто вас не поддерживает. Старайтесь быть максимально требовательными к себе и пишите так, чтобы вам самому было интересно себя читать. Это значит, что обязательно найдутся и другие люди, которым понравится ваша работа.
Говорим с исследователем современного искусства, автором книги «Портрет короля» Демиеном Милкинзом Непонимание обывателем современного искусства стало мемом еще в конце 2000-х. Подробное исследование вопроса с опорой на множество источников, с ... Читать далее
В 2019 году Байба Стурите опубликовала на Rideró книгу «Кармический код судьбы», которая стала бестселлером и вошла в десятку самых популярных книг года. В том же году она заключила контракт ... Читать далее
Ирина Терпугова родом из Томска, закончила Сибирский государственный медицинский университет по специальности врач-биохимик. С 1998 года живет в Италии во Флоренции и с 2008 года работает лицензированным гидом по Тоскане. ... Читать далее
Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее