Рецензию подготовила филолог и переводчик Наталья Санникова.
«Конечно, название романа Ольги Батлер отсылает к веселой и беззаботной песенке из «Буратино» Алексея Толстого. Такой же веселой и беззаботной была довоенная московская жизнь героини романа Анны Пекарской, в которой угадываются черты народной артистки России Валентины Токарской. Автор, собственно, и сама подчеркивает, что ей, Валентине Георгиевне Токарской, посвящена эта книга.
Судьба, в самом деле достойная романа. Звезда московской сцены 30-х годов, одна из красивейших женщин Москвы; артистка, осенью 1941-го попавшая в окружение с фронтовой концертной бригадой, игравшая на оккупированных территориях для немцев и русских пленных, а к концу войны вывезенная в Берлин; артистка театра Воркутлага; артистка Театра сатиры. Артистка, исполнявшая в Московском мюзик-холле роль иностранной циркачки, улетавшей прямиком из пушки на луну (потом в кино эту роль исполнит Любовь Орлова). Жена Алексея Каплера. Подруга Татьяны Пельтцер и Рины Зеленой. Все это – один человек.
Само собой напрашивается определение этой судьбы как «выдающейся» или «исключительной». Но… но когда автор подробно, шаг за шагом, этап за этапом, описывает перипетии ее жизни, в поле зрения автора попадают герои, с ней связанные, и становится ясно, что это общая судьба многих и многих людей, живших в эпоху чисток, террора, репрессий, войны и новых послевоенных репрессий. Это и маршал Рокоссовский, и артист Рафаил Холодов, названный в романе Полотовым, встретивший победу вместе с Токарской в Германии (где чуть не расстался с жизнью из-за того, что был евреем), а затем оказавшийся в воркутинской ссылке, и муж Токарской Алексей Каплер (в романе Вильнер), с которым они познакомились в Воркутлаге, и многие-многие другие.
Огромная эпоха, сминавшая и рушившая жизни и создававшая удивительные биографии, без которых лучше бы в нормальной человеческой жизни обойтись. В этом смысле мы видим в романе подробное и прекрасное описание человеческих судеб в эпоху больших потрясений. Хотелось бы, может быть, яснее понимать внутреннюю жизнь героев, их проживание и переживание событий, их становление. То, что можно назвать «внутренней жизнью чувств». По сравнению с событиями большой и разнообразной внешней жизни довольно мало информации получили мы о внутренней жизни героев, о том, что они ощущали или могли ощущать, думать, чувствовать. Не хватило мне и бытовых подробностей: вещной, предметной, материальной жизни. А ведь именно благодаря своей вещности жизнь становится осязаемой.
Но и без того роман Ольги Батлер многое рассказывает об эпохе и о людях, ее населявших. Интересны здесь переплетения судеб, жизней, отношений. Интересна будет читателю и любовная линия романа, прежде всего, любовь, возникшая в лагере, позволившая героям выжить несмотря ни на что, а скорее, вопреки всему. Рекомендую роман к публикации и прочтению».
О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее
Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее
Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее
О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее