«В романе очень мало связи с документальной реальностью»: Алексей Жарков и Рю Чжун о романе «Точка»

«Точка» привлекла номинаторов Rideró обещанием грандиозной истории, где переплетены прошлое и настоящее. Это тот случай, когда очень хочется узнать, какой судьбу человечества (и всего живого во Вселенной) видит автор. 

С дебютным романом «Этика Райдера» (написанным в соавторстве) Алексей Жарков вошел в лонглист АБС-Премии. Роман «Точка» продолжает идеи автора в жанре космической научной фантастики.

О том, что из этого выходит, рассказывает сам Алексей Жарков и номинатор на премию «Новые Горизонты» от Rideró писатель Рю Чжун.

АЛЕКСЕЙ, КАКОЙ ПОЛУЧИЛАСЬ «ТОЧКА»?

Замысел и итог у книги совпадают – это история о том, что ни в жизни, ни в мире, ни во всей Вселенной нет ничего, что бы не имело своего завершения. Даже сама Вселенная однажды закончится. И это повод, чтобы задуматься, зачем все это существует: Вселенная, мир, Земля, и ты сам; и что в жизни по-настоящему важно.

Ответы, мне кажется, у читателя обязательно возникнут, но я ненавязчиво, на правах рассказчика, предлагаю ему пару вариантов.

ГДЕ ВЫ НАШЛИ ВДОХНОВЕНИЕ ДЛЯ РОМАНА?

Однажды в метро, примерно 14 лет назад я читал книгу Стивена Хокинга о времени. Это научно-популярная литература. И там описывался один из вариантов дальнейшего развития Вселенной после Большого взрыва – когда все звезды в разлетевшихся галактиках остынут, и весь мир превратится в невероятно огромную, черную, холодную пустоту, где ничего не происходит и больше никогда не произойдет. 

И я подумал, а что если такое произойдет быстрее?

_________________________________________________________________________

Заметка Рю Чжуна 

  • Это смесь антиутопии и космической научной фантастики «контакта».
  • Ведущий троп – трагичное возвращение Одиссея домой.
  • История Энджи следует всем тропам антиутопии: это бесчеловечная в прямом смысле диктатура, саморазрушение и автотеррор, распад государственности, радиация, проблемы с едой, превращение людей в машины. Всё это похоже на Стругацких.
  • История Хити экспонирует нам инопланетное общество; у инопланетян нет проблем, зато есть мандибулы и непонятные ритуалы. Ближайший ориентир тут Ларри Нивен, например, «Планета Птаввов».
  • Есть дроны, в которых искусственный интеллект сопрягается с человеком так, что «человек становится кораблём» – это общее место в космической военной фантастике.

_________________________________________________________________________

Сначала это был рассказ примерно на 60 тысяч знаков, я участвовал с ним в конкурсе. Занял четвертое место, кажется. И тогда понял, что за 60 тысяч нельзя успеть ни раскрыть героев, ни как следует описать их характеры, мотивы, обстоятельства мира и прочее… Было бы здорово написать роман. С тех пор я его и писал: черновики, наброски, кусочки сцен… и так почти 12 лет.

КОМУ ВЫ РЕКОМЕНДУЕТЕ КНИГУ? 

Книга обязательно понравится всем любителям научной фантастики, фантастики про космос. 

Читателям неравнодушным к физике, астрономии, космонавтике, информатике, программированию, киберпанку. 

Любителям необычных приключений, а также людям, следящим за политикой, потому что в книге есть аллегории на распад СССР и последовавшие за этим события. Некоторая сатира на современную реальность. Я постарался закопать это так глубоко, чтобы заметно было только самым проницательным читателям, способным трезво и без лишних эмоций относиться к объективной реальности, и при этом не напрягало остальных.

_________________________________________________________________________

Заметка Рю Чжуна

Скафандры – это важная часть. На Энджи все носят скафандры; в Хити главному герою достаётся скафандр. Скафандр главного героя – макгаффин, доставщик хвоста. Очень важная, необъясняемая вещь, которая возникла из ниоткуда и пропала в никуда после того, как выполнила главную роль – принесла герою хвост.

Сам по себе хвост выглядит как технология, но на практике больше похож на кишечного паразита. Он питается органикой из кровеносной системы носителя.

_________________________________________________________________________

ЧТО ЕЩЕ ЧИТАТЕЛИ МОГУТ ЗАМЕТИТЬ В «ТОЧКЕ»?

Сейчас не вспомню все, но там есть несколько понятных только программистам «приколов» (я вообще сам программист), например прохождение Икаром проверки при посещении работы, когда его прогоняют через множество тестов. Он проходит их каждый раз, но всякий раз боится, и проходит тесты даже тогда, когда уверен, что не пройдет.

_________________________________________________________________________

В романе очень мало связи с документальной реальностью. Я не использовал сравнения с животными, с растениями – ни с чем, что могло бы «привязать» читателя к Земле. Люди, три поколения жившие в космосе вряд ли знают о жирафах или слышали, как хрипит бегемот, или какой высоты подъемный кран. Все метафоры поэтому либо технические, либо абстрактные.

_________________________________________________________________________

ПИСАТЕЛЬ РЮ ЧЖУН О РОМАНЕ «ТОЧКА» 

Тебе, наверное, покажется мой рассказ немного сумбурным, но подожди, я постараюсь всё объяснить.

В далёкой-предалёкой Галактике, вокруг звезды, так похожей на Солнце, вращаются тысячи планет. Одной из них стал Энджи, корабль поколений, на котором население Земли спаслось от пожравшей Солнце катастрофы. Впрочем, катастрофа эта снова приближается.

Роман «Точка» — это история неудачного первого контакта, который стал для землян последним. Последним потому, что все, с кем можно было во Вселенной контактировать, уже набились в звёздную систему под названием «Эстиэма» как шпроты в банку.

Шпроты в банку добровольно не полезут, вот и оставшиеся в живых цивилизации тоже не по доброй воле оказались в Эстиэме. Все они бегут от одной и той же угрозы, которая никем до конца не разгадана. Кроме одного отважного эумпиота, которого никто не понимает.

[Вы] меня запутали окончательно. Вы не научились еще выражаться как следует, это меня сбивает. К счастью, я здесь как раз для того, чтобы научить вас.

Пока эумпиот Сантиаго пытается показать «многоголосию» угрозу пожирателей, земляне заняты тем, что они умеют делать лучше всего — построением антиутопии. Автор исследует всевозможные капканы, которые человечество могло бы поставить против себя: тут и передача власти искусственному интеллекту, и неуправляемые мутации, и вооружённая агрессия против превосходящих мподских сил, и медиакапитализм, и перемешанная с бандитизмом анархия. В результате новая родина землян — Энджи — взрывает саму себя в попытке «вернуть человечество в его старое доброе прошлое», и наш герой с говорящим именем Икар остаётся без почвы под ногами.

Ему ничего не остаётся, как поставить жирную точку, но удастся ли это сделать? Ведь точка здесь вовсе не фигура речи, а самая настоящая пространственно-временная аномалия, с помощью которой возможно изменить всю Вселенную.

Но какой от этого хоть кому-нибудь прок?

Безрассудному и легкомысленному Икару придётся пройти длинный путь от кровати с семью ножками на мирной Хити до подпольных биолабораторий Энджи, чтобы наконец взлететь на самую глубину космоса, где на самом видном месте спрятана эта самая Точка. Ему предстоит встретиться и с Родиной, которая забыла о нём, и с отцом, о котором он сам предпочёл забыть. Предстоит ему и вспомнить, кто же на самом деле хозяин, для спасения которого создан был человек.

Вселенная умирает… когда умираешь ты.

С этим читают

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

Подготовили для писателей и поэтов путеводитель значимых наград литературного мира в этом году: что где проходит, на каких условиях, как участвовать и когда подавать заявки. Литературные премии «Ясная поляна» Премия ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Показать больше записей