Конспект вебинара «Сказки для взрослых, взрослые для сказок»

19 декабря на платформе Rideró прошел уже ставший традиционным предновогодний вебинар с Майей Кучерской — писателем, филологом, преподавателем писательского мастерства с многолетним опытом работы с начинающими авторами.

Мы подготовили для вас конспект встречи.


Что мы называем сказками?

  • Народные сказки.
  • Авторские сказки (например, сказки Пушкина и Андерсена).
  • А еще – фэнтези (например, Толкин, Льюис, Исигуро).
  • А также сказки для взрослых (например, произведения Людмилы Петрушевской, рассказы и повести Наринэ Абгарян).

Дети через сказки познают мир, и сказки дети не разлюбили. Они их слушают, сказки их завораживают. Но и взрослых сказки завораживают тоже. Конечно, сказку «О золотом петушке» или «Сказку о царе Салтане» мы скорее прочитаем детям. А вот сами будем читать уже родственную сказкам литературу, например, фэнтези Толкина или Льюиса.

Иногда авторы сознательно называют сказки сказками (как, например, Людмила Петрушевская), а иногда нет. Например, как Наринэ Абгарян, тексты которой мы воспринимаем как сказку. 

Во взрослых сказках действуют взрослые, и с ними происходят волнующие взрослых события. «Возрастную ориентацию» сказки мы понимаем через приемы: в частности, в детской нет абсурда и иронии.

Зачем взрослым сказки? Почему они пользуются большим успехом?

  • Чтобы почувствовать себя ребенком.

Этот эскапизм мы совершаем в терапевтических целях. Неслучайно некоторым людям во время болезни хочется читать сказки, даже детские. Порой, сказки дают психотерапевтический эффект. Есть даже метод сказкотерапии – когда и выявить, и решить душевную проблему помогает сочинение сказок.

  • Получить надежду на что-то хорошее в мире.

Сказка до известной степени наивна, но в этой наивности содержится высшая правда, что добро есть.

  • Разбудить фантазию, пробудить веру в чудеса.

Сказки словно бы намекают нам, что зримым миром и законами, которые им управляют, мироздание не ограничивается. Есть кое-что и за пределами нашей рациональной реальности.

  • Чтобы понять что-то самое главное про жизнь, поговорить о сложных вещах простым языком.

Иногда необходимо свести действительность к формуле, поговорить о сложных вещах простым языком. Иначе мы начинаем путаться. 

  • Чтобы увидеть собственный мир со стороны.

Если мы посмотрим на сказку с точки зрения автора. Сказка, рассказывая нам о персонажах, которых нет на свете или быть не может, все равно рассказывает нам про нас.

Как и любое литературное высказывание, она позволяет нам посмотреть на нас со стороны, увидеть свой мир беспристрастно и как бы снаружи. 

Чтобы увидеть что бы то ни было, нам нужно немножко от этого отойти, так мы видим картинку в целом. И сказка этому помогает, отодвигая реальность чудесными допущениями.

Сказка – это история, в которой…

В сказках персонаж обычно не меняется. Несмотря на то, что Иванушка стаптывает много пар железных сапог, съедает пуд соли и часто побеждает, он не меняется. Особенно в фольклоре. Герои просты, без усложнений: мерзавцы – это мерзавцы, рыцари – рыцари.

У сказки предельно событийный сюжет. Это цепь событий, с выраженной связью причины и следствия. Проявил добро к зверю или спутнику – он становится помощником героя.

Предельно прозрачный сюжет и мотивировка героев. Главный герой преодолевает препятствие. Герой обязательно должен исполнить свое предназначение: жениться или найти сокровище, а второстепенные герои должны ему помочь.

В сказке все кончается хорошо, Добро побеждает Зло.

Но также сказка – это история, в которой главная деталь – некое чудо. По сути своей оно не логично, но оно и превращает текст в сказку. Сказка – это история, в которой ненастоящими средствами объясняется, как работает настоящий мир.

Что такое чудо?

  • Нарушение ожиданий,
  • нарушение привычной логики,
  • элемент сверхъестественного, мистика,
  • совпадение.

Чудо в сказке обычно предполагает мистическое допущение. Но чудеса также бывают такими, которые не предполагают выхода из трехмерной реальности. Вот приехал человек, который был в другой стране и никак не мог прямо тут перед вами оказаться, но вот он приехал! Он просто купил билет на самолет, но это воспринимается как чудо.

Чудо не требует объяснений, но требует подробностей. Чтобы быть убедительным, чудо должно быть конкретно и тщательно описано.

Так, Ганс Христиан Андерсен конкретен в своих описаниях чудес: например, в эпизоде похищения Кая Снежной Королевой. И мы верим в его чудеса. Он нас в этом убеждает. 

Литература, которая помогает понять сказку

  • Владимир Пропп, «Морфология волшебной сказки», «Исторические корни волшебной сказки»;
  • Джозеф Кэмпбелл, «Тысячеликий герой»;
  • Кристофер Воглер, «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино»;
  • Джанни Родари, «Грамматика фантазии»;
  • Кларисса Пинкола Эстес, «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях»;
  • Мария-Луиза фон Франц, «Индивидуация в волшебных сказках»;
  • Джордан Питерсон, «Карты смысла. Архитектура верования».

А еще в магазине Rideró есть книга «Как написать фэнтези-бестселлер». Ее авторы точно знают, как писать хорошую фантастическую прозу. Книга бесплатная и собрана из обучающей рассылки, которую подготовили писатели Алексей Шеин и Варвара Еналь. В ней вы найдете простые упражнения, которые помогут написать сказку и расскажут о специфике жанра фэнтези.

С этим читают

2 марта на платформе Rideró прошел вебинар с Юлией Зайцевой. Юлия — бессменный продюсер писателя Алексея Иванова, pr-специалист, автор трех книг, кандидат филологических наук. Юлия и Алексей сотрудничают со всеми ... Читать далее

9 февраля на платформе Rideró прошел открытый эфир с писателями — лауреатами и победителями премии «Лицей». Мы пригласили Ислама Ханипаева (победитель в номинациях «Проза» (2-е место) и «Выбор книжных блогеров» ... Читать далее

2 ноября на издательской платформе Rideró прошел вебинар «Инструменты продвижения автора: литагенты, нетворкинг, опыт журналистики». Спикер встречи — писатель и журналист Светлана Сачкова, живущая в США. Она рассказала, какие есть ... Читать далее

26 октября на платформе Rideró прошел мастер-класс с Евгенией Михайловской «Ищем спонсора для своей книги». Евгения Михайловская раньше руководила коммерческой службой Rideró, курировала участие авторов в ярмарках и помогала экспертам ... Читать далее

Показать больше записей