«Технология старта для автора без имени» — Конспект вебинара

2 марта на платформе Rideró прошел вебинар с Юлией Зайцевой. Юлия — бессменный продюсер писателя Алексея Иванова, pr-специалист, автор трех книг, кандидат филологических наук. Юлия и Алексей сотрудничают со всеми ведущими российскими издательствами и кинокомпаниями. На онлайн-встрече Юлия рассказала о трех шагах, на которых нужно сконцентрироваться дебютному автору, чтобы вписаться в издательский алгоритм и привлечь внимание к своей книге.

Делимся с вами конспектом вебинара. Далее речь пойдет от лица спикера.

Шаг 1. Тысяча и один шанс против «права первой ночи»

Многие начинающие авторы считают, что, если они опубликуют свое произведение на платформе самиздата или селфпаба, то они потеряют возможность продать потом эту книгу в традиционное издательство. Это — миф. 

Читательский рынок огромный, и издательства понимают, что современные платформы самиздата/селфпаблишинга — это «инкубаторы» для профессиональных авторов. На таких площадках творчество автора могут заметить, профессионально оценить. Сами платформы постоянно отслеживают успешных авторов.

Если вы решили публиковаться на такой платформе, выбирайте оптимальную для вас форму лицензионного договора. 

Вы можете выбрать:

  1. Договор с передачей платформе неисключительной лицензии — когда имущественное право передается на определенный срок, но при этом вы можете продавать свое произведение и другим компаниям.
  2. Договор с передачей исключительной лицензии — когда имущественное право передается полностью одной площадке. В таком случае автор обычно получает больший процент роялти. 

Чтобы выбрать правильную форму договора, подумайте над вашей ближайшей стратегией. Например, если у вас есть сильный текст, который, вы уверены, заинтересует издательства — заключайте договор с передачей неисключительной лицензии. У вас должна быть открыта возможность пойти в другое издательство. Если вы планируете монетизировать тексты только на платформе, пишите ради удовольствия и не стремитесь в мир большой литературы, выбирайте в пользу большего роялти и договора с передачей исключительной лицензии. 

В качестве примера, приведу кейс Юлии Волкодав. Она начинала публиковать свои детективы на платформах самиздата. Там у нее выросла большая аудитория, но Юлия всегда хотела попасть в традиционное издательство. Не так давно издательство «Астрель-СПб» сделало ей предложение. У них вышло несколько книг, сейчас еще выходят тиражи, и Юлия очень довольна книгами. Но выяснилось, что тиражи этих книг в профессиональном издательстве не такие большие. Она как писатель получила признание в мире критиков, блогеров, но не вышла на желаемый уровень монетизации. Поэтому Юлия приняла решение действовать по гибридной стратегии: какие-то книги публиковать в издательстве, а какие-то — на платформе самиздата. Эта стратегия приносит ей деньги, на которые можно жить. При возвращении на платформу, она заметила, что у нее вырос имидж, и как следствие, выросла читательская аудитория.

Какие возможности предоставляют платформы самиздата/селфпаблишинга

  1. Публикации на платформах помогают получить отзывы. У вас появится аудитория, которая будет давать беспристрастную оценку. Это очень важно для автора.
  2. Публикации на платформах помогают протестировать аудиторию. Разные площадки специализируются на разных жанрах, есть универсальные площадки. Каждому автору очень важно знать свою аудиторию, чтобы стать успешным. Важно понимать, насколько правильно вы идентифицируете свой жанр, направление.
  3. Платформы помогают получить дополнительную мотивировку для издательств. Вы можете продемонстрировать издательству свою аудиторию, статистику продаж, отзывы. 

Шаг 2. Не победить, а засветиться

Участие в литературных премиях и конкурсах — эффективный метод для входа в профессиональную писательскую лигу. Участвуйте в премиях и конкурсах как можно чаще. Ваша главная задача — засветиться. Премии отслеживают издатели, критики, блогеры. Те же редакторы издательств бывают членами жюри. Ваше произведение может не набрать достаточное количество голосов для выхода в финал, но его может заметить конкретный человек, который потом напрямую вам напишет и сделает предложение.

Премии также прекрасно самоорганизуют. Вам, как спортсменам, нужно держать себя в форме. Возьмите список премий и выберите подходящие для вас, поставьте себе в календарь дедлайны. 

И не забывайте внимательно читать договор при подаче заявки. Обращайте внимание, какие условия правообладания предлагает премия. Есть премии, у которых может быть прописано, что участник передает право на произведение на определенное количество лет. Будет очень обидно, если вы не сможете после завершения конкурса распоряжаться своим произведением. 

Шаг 3. Роуд-муви для дебютного автора

Широко распространен миф, что топовые авторы получают фантастически большой рекламный бюджет, а дебютные авторы — ничего. Это не так. Издательства ожидают, что и известные авторы, и авторы без имени будут вкладываться в свое продвижение. Не упускайте возможность продвинуть свои произведения — разрабатывайте и предлагайте издательствам маркетинговые и пиар-стратегии.

Продвижение в социальных сетях

Для продвижения в соцсетях я придумала собственный термин «роуд-муви». Этим словом называется жанр тележурналистики, представляющий собой фильм о путешествии. Журналист показывает путь, который он преодолевают для знакомства с каким-то географическим местом, путь познания этого места.

Для писателя объект продвижения — его произведение. Я часто захожу на страницы дебютных авторов в соцсетях и выделила распространенные ошибки. Все они сводятся к тому, что авторы сообщают очень мало информации о своей книге. Обычно они говорят, что роман закончен и опубликован, могут выложить его фрагмент, рассказывают, где можно купить книгу.

Этого недостаточно для того, чтобы ваше произведение захотели прочитать. Нужно добиться того, чтобы вашу книгу ждали. У читателей еще нет теплого отношения к вашему творчеству.

Вам нужно показать путь создания книги. Сделайте этот путь притягательным и интересным. Он может быть более интересным, если правильно составить контент-план. Делите события на кусочки и растягивайте продвижение на большее количество постов.

Идеи для постов

  1. Расскажите о том, как вам пришла идея написать эту книгу. Где вы были в этот момент, что делали? Может, вы сидели в кафе, пили кофе, и необычный интерьер вдохновил вас?
  2. Расскажите о том, как вы генерируете идеи, оформите список своих приемов. 
  3. Расскажите о путешествии, в которое вы отправились для написания произведения. Поделитесь фотографиями ярких локаций. Опубликуйте интересные факты, которые вы нашли в процессе сбора материала.
  4. Рассказывайте о проблемах, связанных с написанием книги, и способах их преодоления. Расскажите о пройденных курсах. 

Пишите истории, которые вызывают вау-эффект. Тогда ими будут делиться. Рассказывайте их так, чтобы было интересно абсолютно любому человеку. Определите список проблем, которые интересны вашей аудитории, и пишите про них. 

Еще один эффективный способ продвижения — подогревать интерес журналистов до выхода книги. Составьте список журналистов в вашем городе, регионе. Попроситесь к ним в друзья. Прокомментируйте их посты, чтобы они обратили внимание на вас. Если вы эксперт в какой-то теме, то комментируйте посты на эту тему. Журналистам интересны комментарии экспертов.

Писательские гонорары

Топовые писатели получают от 5 млн рублей за первый год после публикации первого тиража. Гонорар могут выдавать частями или выплатить сразу полностью, а могут выдать еще до написания книги. В последующие годы издания книги автор получает от миллиона в год. Аудио- и электронные права приносят топовому писателю несколько миллионов в год. Экранизации — от 20 до 30 млн рублей.

Дебютные писатели в среднем при тираже 3000 экземпляров получают первое роялти в 150-200 тысяч рублей. Книги могут продаваться как год, так и дольше. За экранизацию начинающему автору платят от 1 млн рублей.

Увеличивая свой имиджевый капитал, автор может постепенно «усиливать» договоры с издательствами и кинокомпаниями и зарабатывать больше. Главное — не переставать писать. Завершили книгу — пишите следующую.


Что еще посмотреть

С этим читают

9 февраля на платформе Rideró прошел открытый эфир с писателями — лауреатами и победителями премии «Лицей». Мы пригласили Ислама Ханипаева (победитель в номинациях «Проза» (2-е место) и «Выбор книжных блогеров» ... Читать далее

19 декабря на платформе Rideró прошел уже ставший традиционным предновогодний вебинар с Майей Кучерской — писателем, филологом, преподавателем писательского мастерства с многолетним опытом работы с начинающими авторами. Мы подготовили для ... Читать далее

2 ноября на издательской платформе Rideró прошел вебинар «Инструменты продвижения автора: литагенты, нетворкинг, опыт журналистики». Спикер встречи — писатель и журналист Светлана Сачкова, живущая в США. Она рассказала, какие есть ... Читать далее

26 октября на платформе Rideró прошел мастер-класс с Евгенией Михайловской «Ищем спонсора для своей книги». Евгения Михайловская раньше руководила коммерческой службой Rideró, курировала участие авторов в ярмарках и помогала экспертам ... Читать далее

Показать больше записей