9 февраля на платформе Rideró прошел открытый эфир с писателями — лауреатами и победителями премии «Лицей». Мы пригласили Ислама Ханипаева (победитель в номинациях «Проза» (2-е место) и «Выбор книжных блогеров» 2021 года), Екатерину Манойло (победитель в номинациях «Проза» (1-е место) и «Выбор книжных блогеров» 2022 года) и Марго Гритт (финалистка премии «Лицей» 2022 года, победитель в номинации «Выбор книжных блогеров»).
Директор по маркетингу Rideró Екатерина Шляхова поговорила с писателями о том, как премия изменила их жизнь.
Как вы начинали? Расскажите про ваши первые писательские опыты и провалы. Как вы решились подать заявку на премию «Лицей»?
Екатерина Манойло:
— Путь мой был тернист. Начался он в юности, когда я впервые пришла в литературное объединение у себя в городе. Я принесла туда стихи и рассказы и тогда же получила первую серьезную критику — писать после этого я бросила. Один из критиков дал мне такой комментарий: «Это так ужасно, не пишите больше никогда».
Но спустя какое-то время я поняла, что все же не могу расстаться с письмом, и я вернулась к нему в 2011 году — отправила заявку на участие в «Липках» (прим.: Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья). Мой текст одобрили, позвали меня на этот замечательный форум. Меня взял под крыло журнал «Дружба народов», и с этого момента я начала чувствовать себя еще не своей, конечно же, но имеющей шанс. Я видела, что рядом со мной ребята со всей России. Кто-то моложе меня, но они уже написали какие-то невероятные тексты, их заметили.
Потом были долгие годы, когда я ничего никуда не отправляла, просто вынашивала в себе истории, что-то писала в стол. Когда мне было 34 года, я подумала: или сейчас, или никогда. Так еще совпало, что я как раз заканчивала литературный институт. У меня был дедлайн — нужно было к выпуску закончить свое произведение и предоставить его в качестве дипломной работы. У меня совпали по времени написание «диплома» и участие в «Лицее». Я просто убила нескольких зайцев, отправив рукопись на премию. А дальше уже события разворачивались совсем стремительно.
Мне кажется важным говорить о первых неудачах, особенно для людей из маленьких городков, где нет литературного объединения, просто, чтобы они знали, что стать писателем реально. Как, например, в случае с «Липками», можно связаться с администрацией города. Мне после обращения из администрации позвонили и сказали: «Езжайте на Фестиваль, мы вам оплатим дорогу». Это очень здорово! Если бы я об этом не знала, я бы могла так и остаться с этим ощущением, что я пишу ужасно, и мне не стоит писать.
Марго Гритт:
— Писать я начала довольно давно, но первые свои попытки я не могу считать профессиональным опытом, потому что это было лет в 18, мои первые пробы. У меня даже вышла книга, это был сборник рассказов, стихов и две повести, которые я выпустила за свой счет. Я жила тогда в Краснодаре. Но я, конечно, не считаю это за настоящую литературную карьеру. Я тоже бросила тогда писать, и бросила надолго — 10 лет.
Я училась на режиссера и мечтала работать в кино, но в итоге все равно, спустя 10 лет, я поняла, что зря бегаю от своей потребности писать. Поэтому я снова начала писать, и до «Лицея» было очень много учебы. Это писательские курсы, литературная магистратура в ВШЭ, разные публикации в сборниках, журналах и участие в конкурсах.
Я очень люблю участвовать в конкурсах, опен-коллах. Считаю их очень полезными для автора, не только с точки зрения, что они дают возможность публиковаться, как-то заявить о себе, но и потому что они ставят дедлайны, которые очень мотивируют именно заканчивать вещи. У меня, например, очень много начатых рассказов, а заканчивать мне их помогают конкурсы и опен-коллы.
И если говорить о провалах, то один из них был связан как раз с участием в премии «Лицей» в 2021 году. Я не прошла с повестью даже в лонг-лист и была очень расстроена, но при этом даже этому провалу я очень благодарна, потому что именно дедлайн «Лицея» мотивировал меня дописать повесть, которую я писала два года. На руках у меня осталась рукопись, которую я стала предлагать издателям. Поэтому я считаю, что даже при неудаче оно того стоит —попробовать себя, что-то дописать.
И собственно эта повесть и рассказы, с которыми я участвовала снова в «Лицее» в 2022 году и дошла до финала, все они будут объединены в сборнике, который уже скоро, в феврале, выйдет в издательстве «Альпина. Проза».
Я подала именно рассказы, потому что они у меня поднакопились. Увидела, что оказывается, пишу на одну и ту же тему, и их можно объединить в одну книгу. Посмотрела списки предыдущих финалистов и вспомнила, что Тимур Валитов тоже выходил в финал со сборником рассказов, поэтому и решила, почему бы не рискнуть.
Ислам Ханипаев
— Моя писательская история живет уже вне меня, и кажется, на меня уже можно писать какие-нибудь фанфики с эльфами, где мы вместе спасаемся от какого-нибудь зла и вместе пишем романы. На самом деле я никогда особенно не любил литературу, и по сей день я не уверен, что ее люблю. Но так уж получилось, что я чувствовал, что мои дни похожи друг на друга, и вот однажды лет в 19 я посмотрел один фильм, который мне объяснил: оказывается, есть мои ровесники — звезды всемирного масштаба, а ты живешь в Дагестане, и у тебя ничего не происходит. И в тот момент я вдруг решил, что я сажусь писать свою первую повесть, без планов издаваться, у меня вообще никаких планов не было. Просто что-то в тот момент у меня в голове взорвалось, и с того момента я ощущаю этот взрыв, эти ощущения живы. Каждый раз, когда я сажусь писать текст, ту же самую дрожь я ощущаю.
Я сел, написал кое-что, отдал близким, друзьям, спросил, что вы думаете. Они сказали: «Классно, пиши еще», и я написал еще. А затем вдруг ко мне пришло осознание, что я пишу кинематографично и умею собирать истории. Не знаю, откуда пришел этот скилл, может быть, в детстве у меня была богатая фантазия. Но я знаю, что моя сильная сторона в том, что я могу на ровном месте собрать вдруг историю. Так, скажем, началась история моей книги «Большая суета». За 15 секунд родилась идея, пока я сидел в кафе, буквально снизошло озарение.
Когда я начал писать, я видел, что пишу достаточно «киношно» и взялся писать сценарии. Следующие лет 10 я писал сценарии, у меня набралось около двух десятков сценариев полномасштабных фильмов. Я просто писал их для себя, мечтая когда-нибудь снять. Я настолько мечтал о кинематографе, что ориентировался на какие-то голливудские хиты, но мне не приходило в голову, что у меня никогда в жизни в Махачкале не будет бюджета их снять.
Примерно в 2014 году я нашел время и вдохновение написать что-то масштабное. Я стал писать, откладывал, потом дописывал, когда было время. Забегая вперед, скажу, что у меня 5-6 романов, наполовину брошенных. Хотелось бы вернуться к ним. И вот к 2021 году у меня набралось шесть рукописей. Шестой была рукопись, которую я написал будучи на карантине в 2020 году. Называлась она «Когда я буду добрым, когда я буду злым» — затем я переименовал ее в «Типа я».
В начале 2021 года у меня случился небольшой творческий кризис, потому что в 2020 году я показал этот текст на писательском форуме в Тавриде. Он был неожиданно захвален. Я стал отправлять «Типа я» во все издательства, но не получал ответов. Тогда у меня наступил кризис, моя киношная жизнь тоже пошла под откос, и я уже прощался с творческими планами. Как вдруг однажды мне написал один знакомый и поздравил с попаданием в списки «Лицея». И тут я вспомнил, что да, действительно, я отправлял и туда рукопись. Думал, что ее никто никогда не оценит, но получилось так, что «Лицей» открыл для меня новые возможности.
Когда я загуглил прошлых победителей, я увидел, что кто-то чего-то добился, а кто-то остался неизвестным. Поэтому я решил, что отнесусь к этой победе спокойнее, начал сам отправлять свой текст разным экспертам: Галине Юзефович, Роману Сенчину, Шамилю Идиатуллину и другим. Мне кто-то даже ответил, и вдруг я почувствовал, что что-то из себя уже представляю.
На этом этапе Rideró стал продвигать мою книгу. Как победитель блогерского жюри я получил профессиональные рецензии, первые интервью, публикации. Когда я во второй раз уезжал на Тавриду, в момент сбора чемоданов, я получил первое предложение от издательства. А на Тавриде мне сделала предложение еще и Татьяна Соловьева —и на «Типа я», и на вторую мою книгу «Холодные глаза». Одновременно с этим Rideró выдвинул меня на премию «НОС», где я попал в Короткий список. И дальше уже процесс развивался стремительно были финалы «Нацбеста» и «Ясной поляны» (номинация «Выбор читателей»). Такие дела, двигаемся дальше! У книжки «Типа я» прекрасная жизнь, пару месяцев назад был выпущен дополнительный тираж.
Марго Гритт:
Еще до «Лицея» я отправляла одну свою повесть в издательство «Альпину Проза», и мне отказали. Но уже после финала «Лицея» та же Татьяна Соловьева снова обратила внимание на мою книгу и предложила объединить ту самую повесть и рассказы, и после «Лицея» я уже получила предложение от «Альпины». Победа в номинации Rideró «Выбор книжных блогеров» очень мне помогла. Были организованы интервью, статьи, подкасты, очень многое было сделано и помогло мне в продвижении книги. Она около полугода была представлена на платформе Rideró, и я им очень благодарна.
Чтобы стать профессиональным писателем, ты должен писать постоянно, быть на виду. А если случается творческий кризис, то ты выпадаешь, теряешь навык письма. А участие в конкурсах и премиях мотивируют двигаться вперед. И я благодарна и первому, и второму «Лицею» за то, что они вдохновили меня продолжать.
Екатерина Манойло:
— Так совпало, что в начале июня было зверское время на работе, дома, и я так сильно нервничала, что у меня за две недели до объявления победителей стал дергаться глаз. За день до церемонии я взяла отгул на работе, организовала все так, чтобы этот день был самым спокойным в мире. Но даже когда нас просто стали приглашать на сцену, я была в диком стрессе. А потом я получила премию, сдала госэкзамен.
Еще до победы в премии «Лицей» со мной связалась Татьяна Соловьева, и со мной заключило договор издательство. Но кажется, что на нашем рынке нужно очень бороться за читателя. Вот эта приписка — лауреат премии «Лицей» — много делает для того, чтобы о книге узнало больше людей. Многие люди следят за книжным миром только по блогерам и по тому, кто побеждает в премиях. Мой внутренний голос мне всегда говорил, что ты писатель, но теперь я могу это говорить аргументировано. Очень классно, когда твой текст выбрали члены жюри.
Что вы думаете про продвижение книг? У вас есть свои телеграм-каналы?
Марго Гритт:
— Сейчас большинство читателей ориентируются больше на мнение книжных инфлюенсеров, критиков, которые пишут обзоры, я согласна с Екатериной. И в книжные магазины приходят за какой-то конкретной книгой. Где-то они о ней услышали. Что касается моей работы с блогерами, опять же спасибо Rideró. Это совершенно искренняя благодарность — я чувствовала себя в прошлом году просто по-царски, вы меня очень поддержали. Самой мне не приходилось никуда обращаться, ко мне приходили по наводке от Rideró, а теперь приходят уже и от «Альпины». Это довольно-таки странное ощущение, когда на тебя начинают обращать внимание. Пока я еще не привыкла к тому, что про меня уже знают, когда приходят брать интервью)
Телеграм-канал у меня есть, он называется «Рукопись, которая горит».
Ислам Ханипаев:
— Я завел телеграм-канал «Типа Ханипаев», куда аккумулирую последние новости и мысли. Это помогает мне снять напряжение и общаться с аудиторией. Мой план — писать по две книжки в год. Периодически со мной связываются для интервью, но я сам поубавил этой активности, потому что у меня сейчас новый проект, более близкий к кинематографу, и я пытаюсь сейчас уйти больше в эту работу.
Екатерина Манойло:
— Мой телеграм-канал «120 дней соломы» когда-то попал в Короткий список «Большой книги» в номинации «Лучший блог». Сейчас это больше личный дневник, а в тот момент это был книжный блог. По-хорошему, надо нанять человека, который бы вел этот канал, или вести самой, тратя на это много времени. Я понимаю, что если я пропускаю и не делаю эту ежедневную рутину, не веду блог, потом уже писать о прошедших событиях как-то глупо. Мне немного жаль тратить время на это, ведь можно было бы писать прозу. С другой стороны, понятно, что инфлюенсеры важны, но мне не всегда хотелось бы знать подноготную жизни моих любимых писателей.
Как побороть свои страхи? Как правильно подготовить рукопись?
Каких ошибок можно избежать?
Марго Гритт:
— У меня есть знакомые писатели, которые говорили: «Мы не уверены в себе, сомневаемся и не можем решиться подать рукопись на премию». А потом я говорила с маститыми писателями, когда училась в магистратуре, и они мне объяснили, что эти страхи не проходят никогда. Поэтому мы просто закрываем глаза и нажимаем на кнопку, отправляем рукопись.
Я могу дать совет как редактор литературного журнала (я бываю и с той стороны, которая принимает рукопись), и могу сказать: обязательно внимательно читайте Положение о премии, чтобы не нарушить правила. Иначе текст может автоматически отсеяться, на первом же этапе. А также помните о правиле, которое я в свое время не соблюла. Если будете подавать сборник рассказов, организовывайте его правильно. Главное правило — первые рассказы должны быть самыми яркими, цепляющими, их надо ставить в начало. Тогда есть шанс, что вашу книгу дочитают до конца.
Екатерина Манойло:
— Я не понимаю, почему это так работает, но люди действительно либо не читают правила, либо думают, что правила созданы, чтобы их нарушать, и отправляют, например, такой жанр, которые не пройдет.
Также нужно понять, что ваш текст — это не вы сами, и если даже не пройдет ваш текст, это не говорит о вашем таланте и продуктивности.
Наверное, поздно уже советовать какие-то писательские курсы. Но могу посоветовать сосредоточиться на работе с текстом, это нормальная практика. Я так и делала с романом, потому что поняла, что в литературном институте я слишком распылялась, читая чужую критику, тексты. Мне нужно было «пожениться» с моим текстом, и всю себя ему посвятить. Благодаря этому мне удалось вовремя вычистить текст и отправить заявку на премию «Лицей» до 28 февраля.
Марго Гритт:
— Лучше, конечно, чтобы редактор взглянул на текст, но если поджимает дедлайн, отправляйте. Текст должен быть без ошибок, но он может быть не идеален и не совершенен — вы потом будете работать над ним с редактором. И я не считаю, что каждому писателю нужно литературное образование. Человек может быть хорошо начитан и хорошо разбираться в литературном процессе и без этого. Если у вас есть потребность и желание писать, надо писать, даже если вы не заканчивали литературного института.
Ислам Ханипаев:
— Я не звезда литературы, и то, что было озвучено Марго про синдром самозванца, это всегда со мной. Всегда находятся люди, которые тебя прочитают, даже если это твои родственники, например, жена.
У меня есть три совета:
1. Научитесь заканчивать. Потому что у меня куча всего незаконченного, я часто отвлекаюсь, и это большая проблема. Когда ты садишься писать, у тебя появляется неуверенность в себе.
Но если вам нравится в самом начале ваш текст, запишите себе сообщение: «То, что ты пишешь, бро, это нормально. У тебя отличная идея! Когда все станет плохо, имей в виду, я за тебя». Вспомните с какими мыслями вы садились за этот текст, когда вы были сильны и решимы.
2. Разберитесь, в чем вы хороши. Я всегда знал, что моя писательская способность на уровне старшеклассника, и я никогда не делал на нее ставку. Но если вы умеете собирать классные истории, как я, то это уже шаг к победе. Надо понять, в чем вы хороши.
3. Все мы люди со своей биографией, у нас у всех свои жизненные перипетии. Я думаю, что 90% моего успеха, это то, что я из Дагестана, и я понимаю, что чувствует дагестанский ребенок, например. Об этом моя книга «Типа я». Надо писать о том, что вы хорошо чувствуете и понимаете. Людям интересно попадать в пространство, где они никогда не были. Если у вас кризис идей, вы можете просто покататься по городу с таксистами, и они расскажут вам много историй.
Зачем вы пишете?
Марго Гритт:
— Это скорее потребность в писательстве, наверное, у меня слишком много идей, и мне надо их выплескивать из головы на бумагу. Я часто участвовала со своими рассказами в конкурсах, которые давали публикации в сборниках и каких-то журналах. В моем сборнике «Вторжение» рассказы написаны в разных жанрах. Там есть и магический реализм, и фантастика, и комедия. Я поняла, что они складываются в сборник, когда увидела, что в каждой истории происходят какие-то вторжения событий в жизнь людей. Это тема о пересечении границ, столкновении реальности и фантазии.
Екатерина Манойло:
— Я абсолютно счастлива, когда пишу. Это такая потребность. Какие бы ни были времена, это невероятная магия, когда ты можешь отключиться от этого мира и погрузиться в истории. Не писать больно, и писать больно. Вот такие мы мазохисты.
Ислам Ханипаев:
— Получилось так, что я нашел суперклассных писателей, которые похвалили мой текст, и их поддержка была очень важна. В моем случае победа в «Лицее» и поддержка Rideró, наверное, были решающими. Еще более решающим был тот человек, который из всех двух тысяч текстов взял и вытащил «Типа я» и сказал: «Эта повесть стоит того, чтобы попасть в лонг-лист». В любом случае несмотря на то, что сейчас сложное время, все издательства признают, что именно сейчас они ищут новых авторов. Неожиданным образом сейчас открылось много возможностей. И моя версия, что проходит время текстов «актуалочки». Должны звучать разные голоса, и это естественный вектор развития литературы. Все, кто сейчас пишут, должны быть услышаны. И еще совет — многие литературные деятели совсем не против, чтобы вы просто нашли их через соцсети и написали им.
Марго Гритт:
— Пытайтесь стучаться во все двери: отправляйте рукописи, не откладывайте, не держите в столе, отправляйте редакторам, на конкурсы. Никто к вам не придет само, ни издательство, ни литагент. Не бойтесь показать свой текст. Конечно, не нужно быть навязчивым, но надо продвигать себя и свое творчество. Пользуйтесь всеми возможностями, которые сейчас есть на книжном рынке.
И получайте удовольствие от процесса. Писатель должен кайфовать от того, что он пишет. Даже если результат будет не совсем такой, какой вы хотели бы видеть, не забывайте получать удовольствие от того, что вы делаете.
Екатерина Манойло:
— Я думаю, страдания при писательстве переоценены, и действительно иногда нужно заставлять себя получать удовольствие. Когда-то я отправляла в литературное агентство свой текст на экспертизу и получила отказ. Целый час эксперт диктовал мне, что я должна поправить в своем романе, чтобы он был сносным. Это было до «Лицея». Учитывая, что я ничего не правила в своем романе, оказалось, что жюри его оценило совсем иначе. Так что иногда нужно говорить «нет» редакторам и агентам. И нужно верить в себя!
Узнайте, какие успехи и ошибки, выводы и открытия делали авторы Rideró на пути к своему читателю. Писатели делятся полезным опытом в цикле онлайн-встреч, который можно посмотреть в записи.
Существует много разных премий, за которыми мы следим с интересом, но далеко не в каждой есть поэтическая номинация. От этого она кажется ещё более таинственной и загадочной, и каждый год ... Читать далее
Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее
6 июня, в день рождения Александра Пушкина, объявили имена лауреатов восьмого сезона литературной премии «Лицей». Церемония награждения прошла на Главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь». Лауреатами стали три молодых прозаика ... Читать далее
Победителей VIII сезона литературной премии «Лицей» объявят на главной сцене Красной площади уже завтра, 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Издательский сервис Rideró, партнер и учредитель специальной номинации ... Читать далее