Борис Пономарев: быть искренним и писать для себя

Калининградский литератор и фотограф Борис Пономарев дважды участвовал в премии «Лицей» и дважды входил в короткий список конкурса. Поговорили с ним о формуле успеха, самиздате и о том, можно ли заработать литературой в наше время. 

Борис, вы дважды участвовали в премии «Лицей» и дважды становились финалистом. Вы наверняка знаете, какой должна быть книга, чтобы попасть в поле зрения жюри? Что можете посоветовать тем, кто сейчас подает работы на эту премию?

Возможно, одним из лучших советов будет рекомендация «Осторожнее прислушиваться к чужим советам». Я бы рекомендовал авторам быть искренними и писать, в первую очередь, для самого себя. Но редактировать – в том числе, задумываясь и о других. Необязательно подгонять текст «под потребителя» (обычно это не приводит ни к чему результативному); но время от времени хорошо смотреть на свою работу с точки зрения другого человека.

Участие в премии и попадание в финал — довольно волнительное мероприятие. Можете рассказать, отличались ли ваши эмоции, мысли перед награждением в 19 и 20 годах?

Оба раза это казалось чудом. Церемония награждения в 2019 году на Красной площади – одно из самых ярких и запомнившихся событий моей жизни. Трансляция церемонии в 2020 году – одно из самых странных и необычных событий моей жизни. Тогда заканчивался первый коронавирусный карантин, я сидел дома за компьютером и смотрел, как на полупустой Красной площади называют имена победителей.

Что вам дало участие в премии?

Ответ «оно дало мне все» был бы слишком общим и неконкретным. В первую очередь, двукратное участие в «Лицее» дало мне понимание того, что я немного умею писать, но нет предела совершенству и надо работать над книгами дальше.

Вы как-то изменили книги после премии? Что именно делали? 

Нет, скорее, я имел в виду работу над новыми книгами. Иногда лучше написать новую книгу, вместо того чтобы редактировать предыдущую. Если говорить про «Плюсквамфутурум» («Красный мак») и «Тринадцать месяцев», то правка была самой незначительной: я вернул ранее сокращенные фрагменты («Лицей» принимает книги не более 12 авторских листов, поэтому иногда приходится «ужимать» текст).

Место действия обеих книг — ваш родной Калининград, только один раз Калининград настоящего, а второй — будущего. Город имеет особое значение для повествования или «дома и стены помогают»? Почему вы пишете о нем?

Возможно, потому, что мне более или менее знаком Калининград, и поэтому я могу с какой-то долей достоверности писать о нем. Создать книгу о жителях сибирского индустриального моногорода или же петербургского дома-колодца с окнами, выходящими на Фонтанку, было бы гораздо труднее. Впрочем, чем больше я пишу о Калининграде, тем больше я понимаю, что и сам до конца не знаю город, в котором родился и живу.

В одном из интервью прочитала, что вы писали книгу на ноутбуке без интернета, чтобы не отвлекаться. Знаю, что многим авторам интернет помогает искать информацию для книги, работать с текстом и т.д. Как этот процесс происходил у вас? 

Я собираю материал на компьютере в большие, плохо упорядоченные папки (80 фотографий, 25 сохраненных html-страниц, 7 pdf-файлов и так далее), которые потом бережно переношу на рабочий ноутбук при помощи флешки. Обычно этого оказывается достаточно.

Недавно у нас стартовал новый сезон «Лицея» — есть мысли заявиться на премию в этом году? Знаю, что вы написали новую повесть и собираете материал для третьей книги.

Конечно же, такое желание есть. Я надеюсь, что успею отредактировать и отправить книгу.

Вы слышали о Ridero до участия в премии? Что думаете о самиздате в принципе?

Да, я и ранее слышал о сервисе Ridero и был знаком с калининградскими писателями, которые публиковали при его помощи книги. Интернет-самиздат — это инструмент, который в последние годы становится все более и более эффективным. По крайней мере, для жанровой литературы. Возможно, что в будущем это может коснуться и «большой» литературы.

Вы собираетесь использовать этот инструмент для себя или вам ближе сотрудничество с традиционными издательствами? Получали ли вы от них предложения? 

В зависимости от обстоятельств и от той книги, которую получится написать. В последнее время я работал преимущественно над короткой формой и эссеистикой. Это не совсем «издательский» формат, поэтому пока, в основном, идет общение с литературными журналами. 

Как по-вашему, должен ли автор сам заниматься продвижением своей книги или это дело специально обученных людей?

Если автор умеет продвигать свою книгу и обладает навыками успешной самопрезентации, то он вполне может делать это сам. В противном случае будет полезно прибегнуть к помощи других людей — или же научиться самопродвижению.

Что именно вы делали и делаете для успеха своих книг? Какие советы можете дать начинающим авторам?

Во многом ответ на этот вопрос будет пересекаться с ответами из первого пункта. Поэтому я дам не совсем литературную рекомендацию: читать хорошие книги, общаться с хорошими людьми и побывать в самом высокоразвитом обществе, в котором вы только сможете оказаться. Увидеть образцы хорошего (и по возможности стремиться к ним) – это очень важно.

Какие именно ваши действия помогли вам продвинуть свою книгу? Возможно, это работа с аудиторией в соцсетях или какие-то творческие курсы, знакомство с литературными продюсерами и т.д. 

Мои методы были достаточно консервативны: общение с критиками, рецензии на литературных интернет-порталах, презентации в библиотеках. Впрочем, возможно, агрессивный маркетинг мог бы оказаться более эффективным. Если у автора есть возможность поучаствовать в творческих курсах или познакомиться с литературными продюсерами – я бы порекомендовал это сделать.

Вы долгое время играли в рок-группах, профессионально занимаетесь фотографией, участвуете в литературных форумах и школах. Какое место в ваших увлечениях занимает литература – это одно из хобби или нечто большее? 

Хочется надеяться, что «нечто большее».

Профессия? Как думаете, можно ли в наше время заработать на своей литературе?

Скорее, что-то, что я могу делать более или менее хорошо. За пределами Москвы и Петербурга не так много вещей, на которых можно что-либо заработать, так что я, по возможности, предпочту работать над книгами. Однако в этом плане многое зависит от литературы. Есть вещи, которые успешнее прочих поддаются монетизации. К примеру, драматургия и киносценарии. Прозаик может заработать на своих книгах, если они будут пользоваться успехом у широкого круга читателей. Поэтам может быть сложнее.

Фото Светланы Мишиной

С этим читают

«Выбор книжных блогеров» — специальная номинация издательского сервиса Rideró — четвёртый сезон проводится в рамках Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов. Блогерское жюри выделяет своих ... Читать далее

Катерина Михалева-Эгер — социолог моды, магистр экономики (МГУ им. Ломоносова; London College of Fashion), кандидат социологических наук («Мода как социальный институт»), автор научных и научно-популярных статей и книг, посвященных вопросам ... Читать далее

В январе издательскому сервису Rideró исполнилось 10 лет. Алексей Кулаков, сооснователь сервиса, директор digital-агентства JetStyle, эксперт в области UX-дизайна, цифрового маркетинга и развития интернет-продуктов, рассказал, с чего начинался Rideró, как ... Читать далее

Янина Корбут — журналист, переводчик, автор иронических детективов, член Союза Писателей Беларуси. Путь Янины как автора начался в 2020 году. Будучи в декретном отпуске, она подписалась на рассылку Rideró с ... Читать далее

Показать больше записей