Елена Утехина: как написать хороший сценарий

17 февраля в Писательской Академии Антона Чижа стартует практический мастер-курс «Универсальный конструктор сценария: фильм, сериал, мультфильм», который создала и ведет Елена Утехина – один из самых успешных сценаристов и редакторов российского кино. Записаться на курс можно по ссылке. Мы же решили накануне курса поговорить с Еленой о сценарном мастерстве, законах жанра и о том, как понять – хороший сценарий перед тобой или не очень. 

Елена, ваша методика обещает научить писать правильные сценарии. А какой сценарий считается правильным? 

Сценарий, в отличие от романа или рассказа, это не завершенное художественное высказывание. Сценарий пишется для того, чтобы по нему был снят фильм. Или сделан мультфильм. Правильно сделанный сценарий может стать основой для создания «кино» в широком смысле слова. Неправильный – нет. 

Можно ли с первых страниц понять – хороший сценарий перед вами или плохой? Если да, то по каким признакам? 

Можно. И это очень просто. Если уже на второй странице у вас возникает непреодолимое желание отложить текст и больше по возможности не возвращаться к нему – это плохой сценарий. А если вы заглянули в сценарий, чтобы просто для знакомства пробежать глазами по диагонали первые страницы, а очнулись через час, запоем прочитав все от корки до корки, – это хороший сценарий.

Насколько вообще успех фильма или сериала зависит от сценария? По хорошему сценарию можно снять плохой фильм, а можно ли по плохому – хороший? 

Конечно, успех фильма напрямую зависит от сценария. Если в сценарии нет интересных характеров, нет захватывающей истории, то и в фильме этого не будет. По плохому сценарию снять хороший фильм, на мой взгляд, невозможно. А вот испортить хороший сценарный материал и сделать плохое кино по отличному сценарию вполне возможно.

Какие ошибки в сценариях вам встречаются чаще всего? 

«Смертельные» для сценария ошибки в основном растут из одной проблемы – незнания основ драматургии. Если автор не знает, по каким законам строится и работает драма, он наделает множество самых разных ошибок.

Кто занимается отбором сценариев и как это происходит? Можете приоткрыть внутреннюю кухню кинопроизводства? 

Отбором сценариев занимается большой коллектив: редакторы, режиссеры, продюсеры. Решающее слово остается за генеральным продюсером – он, решая экранизировать тот или иной сценарий, ставит на кон и деньги, и репутацию.

На Ridero уже второй раз с большим успехом прошел конкурс «Экранизация». Что вы можете посоветовать тем, кто хочет участвовать в конкурсах сценариев и синопсисов? На что обращать внимание при подготовке работы, а на что не нужно тратить время? 

На конкурсы, как правило, приходит очень много работ самого разного уровня. Пишут и профессионалы, и новички. Чтобы выделиться, главная задача автора, на мой взгляд – удивить. Зацепить внимание. Новизной темы, необычной подачей. А вот чего точно не стоит делать, так это длинно и подробно излагать свои соображения. Нужно уметь в двух-трех абзацах сформулировать свою идею так, чтобы она «выстрелила».

Откроет ли ваш курс дорогу в профессию сценариста любому, кто мечтает об этом? Какое образование может помочь? Как часто среди сценаристов встречаются инженеры, врачи, менеджеры? Или все-таки лучше иметь гуманитарное образование изначально? 

Я не обещаю «открыть дорогу в профессию сценариста любому, кто мечтает об этом»! Я обещаю рассказать, из каких деталей и как делается сценарий. Это очень важное отличие! Что касается образования. Гуманитариям бывает проще научиться выстраивать историю, правильно выбирать стиль изложения. Зато у инженеров, врачей, полярников и людей других профессий бывает такой жизненный и профессиональный опыт, который и не снился филологу. Гуманитарное образование – подспорье, но не обязательное условие. Если вам есть что рассказать и вы умеете строить историю – значит, главные качества сценариста у вас уже есть.

Расскажите, пожалуйста, о своем курсе немного подробнее: как будет происходить обучение? 

Во время обучения мы будем чередовать теорию с практикой. Курс короткий, я постаралась вместить в него самое главное, так что занятия лучше не пропускать.

Продолжительность мастер-курса «Универсальный конструктор сценария: фильм, сериал, мультфильм» – 5 недель.
Начало – 17 февраля в 20:00.
Все занятия проходят онлайн на платформе zoom.


С этим читают

Литературные журналы всегда были культурным ориентиром для русской интеллигенции. Публикация в журнале и сегодня остается подтверждением писательского мастерства и таланта. Литературные издания открывают писателю двери в профессиональное сообщество, знакомят с ... Читать далее

Уже пять лет мы дружим с мастером детектива Антоном Чижом. За это время случилось много полезного: прошел курс для писателей с обратной связью, появился популярный импринт «Новый русский детектив», для ... Читать далее

Ваши верные читатели и поклонники творчества могут помочь увеличить продажи вашей книги с помощью новой функции «Рекомендовать книгу». Эта функция позволяет читателям рекомендовать в магазине Rideró понравившуюся книгу в рамках ... Читать далее

В магазине Rideró появилась новая функция. Теперь на иконки электронных книг можно размещать блурбы — короткие рекламно-информационные тексты, привлекающие внимание посетителей магазина, доказывающие ценность книги, повышающие доверие к ней. На ... Читать далее

Показать больше записей