Сюрреалистичная повесть об одиночестве и поиске настоящего «я»

Повесть Анатолия Ухандеева «Тогда они вернулись» заняла достойное место в нашем «Списке литературы», пополнив раздел «Подростковая литература». Рецензию на нее написала Анастасия Максимова – эксперт по художественной литературе и жанру young adult в «Литературном агентстве Насти Дьяченко».

«Когда начинаешь читать повесть, совершенно не знаешь, чего ожидать. История начинается как детский приключенческий роман, в котором встречаются и знакомятся два подростка и почти сразу отправляются в путешествие. Очень скоро текст развивается в область сюрреализма и потока сознания, разные отрывки напоминают то «Пену дней» Бориса Виана, то «Школу для дураков» Саши Соколова.

Первое, что бросается в глаза — это красочный слог автора. Почти весь текст целиком написан пестрыми метафорами, он наполнен сюрреалистичными образами. В экспозиции встречаются два главных героя: дочь художницы Валерка и детдомовский мальчишка Пашка. После быстрого знакомства подростки отправляются в путешествие в иную реальность: метафоричную и сновидческую — в пустой город. Правда, совершенно непонятна ни изначальная цель персонажей, ни причины их взаимодействия между собой. В первой половине динамика текста становится скомканной и сумбурной: абстрактные образы заслоняют внутреннюю последовательность сюжета. У героев нет ни мотивации, ни цели путешествия… Они перемещаются от одной безумной локации к другой, пока Валерка наконец не формирует конечную точку: «Я хочу найти маму и папу».

После этого повествование обретает некоторую плоть и внутреннюю логику, а персонажи обрастают индивидуальностью и характерами. Вторая половина текста — начиная с визита к водяной и путешествия на дно — гораздо более осмысленная и проработанная, чем первая. Читается она гораздо легче благодаря тому, что читателю проще уследить за течением мысли героев. Их дорога — как физическая, так и метафизическая — обретает последовательность. Эта часть напоминает «Коралину в стране кошмаров» как по визуальному ряду, так и по сюжету.

Композиционно истории не хватает кульминации — яркой точки, переломного момента. Присутствует эффект обманутых ожиданий: персонажи столкнулись с рядом трудностей за время своего путешествия, и в целом история развивалась согласно классической трехактной структуре сценария. Но пройдя две важных сюжетных точки, автор решил убрать из композиции кульминацию. 

Автор умело подстегивал напряжение, а после как будто оборвал повествование, не зная, как проработать выход из «другого мира». Персонажи ни с того, ни с сего проваливаются в подобие кроличьей норы и возвращаются домой. Общее впечатление, несмотря на некоторую избыточность и несостыковки, от рукописи осталось скорее положительное. Это хорошо написанная сюрреалистичная повесть об одиночестве и поиске настоящего «я».»

Узнать больше об экспертах и познакомиться с другими книгами «Списка литературы» можно по ссылке.

С этим читают

О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее

Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее

Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее

О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее

Показать больше записей