Сюрреалистичная повесть об одиночестве и поиске настоящего «я»

Повесть Анатолия Ухандеева «Тогда они вернулись» заняла достойное место в нашем «Списке литературы», пополнив раздел «Подростковая литература». Рецензию на нее написала Анастасия Максимова – эксперт по художественной литературе и жанру young adult в «Литературном агентстве Насти Дьяченко».

«Когда начинаешь читать повесть, совершенно не знаешь, чего ожидать. История начинается как детский приключенческий роман, в котором встречаются и знакомятся два подростка и почти сразу отправляются в путешествие. Очень скоро текст развивается в область сюрреализма и потока сознания, разные отрывки напоминают то «Пену дней» Бориса Виана, то «Школу для дураков» Саши Соколова.

Первое, что бросается в глаза — это красочный слог автора. Почти весь текст целиком написан пестрыми метафорами, он наполнен сюрреалистичными образами. В экспозиции встречаются два главных героя: дочь художницы Валерка и детдомовский мальчишка Пашка. После быстрого знакомства подростки отправляются в путешествие в иную реальность: метафоричную и сновидческую — в пустой город. Правда, совершенно непонятна ни изначальная цель персонажей, ни причины их взаимодействия между собой. В первой половине динамика текста становится скомканной и сумбурной: абстрактные образы заслоняют внутреннюю последовательность сюжета. У героев нет ни мотивации, ни цели путешествия… Они перемещаются от одной безумной локации к другой, пока Валерка наконец не формирует конечную точку: «Я хочу найти маму и папу».

После этого повествование обретает некоторую плоть и внутреннюю логику, а персонажи обрастают индивидуальностью и характерами. Вторая половина текста — начиная с визита к водяной и путешествия на дно — гораздо более осмысленная и проработанная, чем первая. Читается она гораздо легче благодаря тому, что читателю проще уследить за течением мысли героев. Их дорога — как физическая, так и метафизическая — обретает последовательность. Эта часть напоминает «Коралину в стране кошмаров» как по визуальному ряду, так и по сюжету.

Композиционно истории не хватает кульминации — яркой точки, переломного момента. Присутствует эффект обманутых ожиданий: персонажи столкнулись с рядом трудностей за время своего путешествия, и в целом история развивалась согласно классической трехактной структуре сценария. Но пройдя две важных сюжетных точки, автор решил убрать из композиции кульминацию. 

Автор умело подстегивал напряжение, а после как будто оборвал повествование, не зная, как проработать выход из «другого мира». Персонажи ни с того, ни с сего проваливаются в подобие кроличьей норы и возвращаются домой. Общее впечатление, несмотря на некоторую избыточность и несостыковки, от рукописи осталось скорее положительное. Это хорошо написанная сюрреалистичная повесть об одиночестве и поиске настоящего «я».»

Узнать больше об экспертах и познакомиться с другими книгами «Списка литературы» можно по ссылке.

С этим читают

Слово, которое лучше всего применимо к роману Марины Хольмер – дуализм. Это действительно роман двойственный, разрывающийся между разными полюсами, причём неоднократно. Первая дихотомия – между литературой «большой» и «массовой не ... Читать далее

Денис Окань — пилот-инструктор, экзаменатор с многолетним опытом работы в России и за рубежом. Автор книг «Шофер самолета», «Философия полета», «Второй пилот. Командир. Инструктор», а также профессиональных статей и рассказов ... Читать далее

«Золотой жёлудь» Ольги Батлер — сборник рассказов об обычных людях, которые сталкиваются с метафизическим и переживают духовную трансформацию. Добродушный ангел за одну ночь меняет жизнь одинокой старушки из дома престарелых ... Читать далее

Весенняя международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictioNвесна 2025 привлекла огромное количество книголюбов, многие приехали сюда из разных городов России и других стран. С 10 по 13 апреля пространство выставки в Гостином ... Читать далее

Показать больше записей