«Проект US-RUSSIA» Юрий Котлярский

Юрий Котлярский – член Российского авторского общества, Московского клуба сатириков и юмористов. Публиковался в газетах, журналах и эстрадных сборниках. На ярмарке non/fictio№19 представит книгу «Проект US-RUSSIA». Автограф-сессия Юрия Котлярского пройдет 30 ноября, в четверг, с 14:00 до 15:00, на стенде Ridero.

Ridero: Чем особенна книга, которую вы будете представлять на выставке?

Юрий Котлярский: Если я ошибаюсь, пусть меня поправят, но, насколько можно судить, в современной русскоязычной литературе практически исчез такой жанр, как сатирический роман. Да и вообще, со времени выхода в свет блистательных «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова количество опубликованных сатирических романов (малые формы – стихи и рассказы – в данном случае не в счет) можно пересчитать по пальцам. А если к этому добавить еще и то обстоятельство, что это роман-фэнтези, роман-утопия или, как я его обозначил, футуристический роман, фабулу которого составляют наше недавнее бурное прошлое и неоднозначная действительность, то смею предположить, что в итоге получилось достаточно оригинальное произведение.

В чем же утопичность романа? А что бы произошло, подумал я, задумывая роман, если бы во главе нашего правительства в трудный для страны исторический период волею судеб и обстоятельств оказался бы эффективный иностранный, желательно американский, американский менеджер. Не какой-нибудь банальный проходимец, а настоящий, честный, умный и целеустремленный руководитель. Одним словом, новоявленный Рюрик. Как бы в этом случае в сравнительно короткие сроки изменилась Россия? И, что еще любопытнее, что бы произошло в этом случае с Соединенными Штатами?

Вы скажете: такого быть не может! Чистейшая утопия. И будете правы. В реальной жизни подобное действительно невозможно. А вот в художественном произведении возможны любые метаморфозы. Все зависит от фантазии автора и его отношения к прошлому, настоящему и будущему страны. А заодно, по ходу дела, автор отвечает на вопрос, есть или все-таки нет пророка в своем отечестве. Не забывайте, ведь это сатирический роман, а не околонаучное исследование российского менталитета.

Ну а ответы на поставленные вопросы вы найдете в романе, если его прочтете, и, надеюсь, не раз улыбнетесь, а может, и рассмеетесь.

R.: Как вы выбираете тематику вашей будущей книги?

Ю. К.: Частично я ответил на этот вопрос выше. Прежде всего, в голову должна прийти идея, неважно, будет ли это идея короткого юмористического рассказа (ведь я всю сознательную жизнь работаю в области малого юмора), стихотворения или большого произведения. Как идея приходит в голову? Тоже по-разному. Иногда это некое озарение, сверкнувшее, как разряд молнии в сухую грозу, иногда – плод довольно продолжительного поиска темы, перебор вариантов, отбрасывание негодных и так далее, пока, наконец, идея не покажется достойной своего воплощения. Иногда же сама жизнь подбрасывает тему, так что и искать не надо. Главное – не упустить, вовремя в нее вцепиться. В общем, по-разному.

А далее начинается самое сложное: выстраивание сюжета, перебор персонажей, придумывание начала, представление, чем примерно должен закончиться роман, и так далее. И тут на помощь автору приходят его главные козыри: знание жизни и способность к фантазии, творчеству. То и другое так сильно переплетены друг с другом, что иногда сам автор уже перестает понимать, где факты, почерпнутые им из жизни, а где ему помогла сила воображения. Симбиоз полный. Мне лично нравится писать на темы нашей современной действительности, желательно в юмористическом или сатирическом ключе.

То же самое происходит и с подбором героев произведения. Кое-кого автор выхватывает из жизни, как инсектолог выхватывает пинцетом таракана из банки с насекомыми для тех или иных целей, но чаще, признаться, персонажи рождаются в голове автора, чтобы зажить своей жизнью на страницах романа. Ведь каждый персонаж является носителем определенной идеи, реализуемой автором в произведении. Так вот и появляются герои и антигерои, проходные и главные персонажи.

R.: Когда и как вы поняли, что пришло время опубликовать вашу книгу?

Ю. К.: Опубликовать или все-таки написать книгу? Я полагаю, что имелось в виду последнее. Желание опубликовать книгу приходит сразу после того, как она закончена. А иначе зачем писать? Так вот, идея написать нечто большее, чем просто юмористический рассказ, пришла мне в голову примерно пять лет тому назад. Пришла и уже больше не выходила из головы. Тогда-то я и задумал сочинить роман. А дальше в голове закрутился творческий процесс, как это обычно бывает, когда автор становится одержим той или иной идеей, и длился до тех пор, пока идея не превратилась в фабулу, а фабула, в свою очередь, не наполнилась подробностями. Правда, в то время я еще не представлял себе, что будет во второй, третьей и дальнейших главах, и уж тем более чем закончится роман. Я даже не представлял себе, каков будет его размер. Все реализовалось в процессе творчества и, в конце концов, пришло к своему логическому завершению.

R.: Назовите 3 вещи, которые помогают вам при подготовке книги.

Ю. К.: Все очень просто. Эти три вещи: наличие свободного времени, желание творить и атмосфера в семье. Все три обстоятельства всемерно способствовали написанию книги.

R.: Что нужно делать писателю, чтобы его книга попала к читателям? Что для этого делаете вы?

Ю. К.: Это самый сложный вопрос. Конечно, первое, что должен сделать писатель, это написать хорошую, интересную книгу. Но если вы не «раскрученный», а начинающий автор, то путь к читателю в любом случае оказывается довольно тернист. Таковы законы книжного рынка. Издательства боятся понести убытки, книги вообще расходятся слабовато (посетите книжные магазины), а начинающий автор тихо ругает всех, кроме себя. Лично я сделал то, что было в моих возможностях. Чтобы привлечь внимание к своему роману «Проект US – RUSSIA», через издательство Ridero была проведена рекламная компания романа на различных электронных торговых площадках, а также в социальных сетях. Кроме того, на площадке компании «Планета.ру» была организована краудфандинговая кампания по сбору средств для типографского издания книги. Правда, не скажу, что она оказалась успешной.

Что еще может сделать автор, чтобы его книга попала к читателю? Наверное, издать книгу за свой счет. На это охотно пойдет любое издательство. Но это и дорого, и, главное, все равно не гарантирует продажи и успех у читателей. Наверное, нужна еще толика везения.

R.: Есть ли у вас образ вашего идеального читателя?

Ю. К.: Вот это вопрос! Не знаю, существует ли вообще идеальный читатель. Для меня читатель – это человек, который заплатил некую сумму за удовольствие прочитать книгу. И я ему уже за это глубоко благодарен. Не за то, что он потратил свои кровные, а за то, что моя книга его заинтересовала. Ибо едва ли кто-то станет тратить время на неинтересную книгу. И чем больше окажется таких заинтересовавшихся людей, тем больше я буду уверен, что написал нечто стоящее, и тем больше будет моя благодарность этим людям. Впрочем… впрочем… Пожалуй, моим идеальным читателем мог бы быть любитель социально-политического фэнтези с примесью сатиры и юмора.

R.: Есть ли писатели, на которых вы равняетесь?

Ю. К.: Ох, едва ли! Мне нравятся очень многие писатели, особенно русские классики. Среди писателей советского периода также чрезвычайно много талантливых людей. Есть они и в наше время. Но утверждать, что кто-то из них служит мне, например, образцом для подражания, я бы не стал. Все-таки у каждого автора должен быть свой взгляд на окружающий мир, свои темы и свой характерный стиль. Одним словом, свое лицо.

Встреча с Юрием Котлярского пройдет 30 ноября, в четверг, с 14:00 до 15:00, на стенде Ridero. Приглашаем!

С этим читают

В этом году авторы Ridero впервые приняли участие в выставке non/fictio№. 19-я международная ярмарка интеллектуальной литературы прошла с 29 ноября по 3 декабря, как и всегда, в Центральном доме художника ... Читать далее

Юрий Ротенфельд – доктор философских наук, профессор. На ярмарке non/fictio№19 представит книгу «Философия? Она вам не София!». Автограф-сессия Юрия Ротенфельда пройдет 1 декабря, в пятницу, с 16:00 до 17:00, на ... Читать далее

Альберт Савин – автор более 500 работ с пересмотром по отношению к здравому смыслу современности. На ярмарке non/fictio№19 на стенде Ridero будет представлена его книга «Публичное обнажение истины».

 ... Читать далее

Басарай – молодой автор сказок и приключений. На ярмарке non/fictio№19 на стенде Ridero будет представлен его сборник «Рассказы из маленькой комнаты», состоящий из двух книг с разной тематикой. Первая книга ... Читать далее

Показать больше записей