Дарья Ильгова: премиальные процессы не могут влиять на подлинное

Существует много разных премий, за которыми мы следим с интересом, но далеко не в каждой есть поэтическая номинация. От этого она кажется ещё более таинственной и загадочной, и каждый год тексты финалистов «Лицея» западают в душу членам жюри. Жюри книжных блогеров в большинстве своём привыкло работать совсем с иными текстами, однако Дарья Ильгова – поэт, автор сборников «Оригами» и «Пятна памяти», выпускница Литературного института – смогла впечатлить и порадовать каждого. Она стала победительницей премии «Лицей» в номинации «Выбор книжных блогеров». С Дарьей мы поговорили об отношении к «Лицею», читателе поэзии, спасательном круге для автора и вдохновении на сборник «Перекличка». Беседу вела член жюри книжных блогеров, литературный критик Анна Нуждина.

Дарья, расскажите, впервые ли вы подали заявку на «Лицей» и какие были у вас ожидания от сезона? Оправдались ли они?

Я отправляла материалы на премию «Лицей» несколько раз в предыдущих сезонах. Что касается ожиданий, то в моем случае это, скорее, не ожидание результата, но интерес как читателя к тем подборкам, которые окажутся в финале. В этом году в финале поэтической номинации, как мне кажется, было нечто объединяющее всех нас (и это не только наследование традиции, но и общий поиск), и я рада была оказаться в этой компании финалистов.

Как ощущаете себя после победы в номинации «Выбор книжных блогеров»? Поменяло ли это что-то в вашей жизни?

Мы все получили много разных, эмоциональных, порой противоречивых отзывов. Как я уже сказала на церемонии награждения, лично я благодарна за каждый из них, за каждую попытку приблизиться к тексту. Может ли это что-то изменить в жизни? Думаю, нет, да и не хочу этого. Жизнь глубже и многограннее любого произведения и любого отзыва на него.

Как вы думаете, важно ли внимание блогеров к стихам современных поэтов? Оно чем-то отличается от внимания критиков?

Возможно, для кого-то из молодых поэтов действительно важно внимание блогеров (как попытка моментальной реакции на текст и транслирование на большую читательскую аудиторию) или критиков (как медленное прочтение и детальный анализ с рекомендациями). Но мне было бы более интересно услышать ответ на этот вопрос от самих блогеров и критиков, как они сами определяют свои границы.

Нравится ли вам общаться со своими читателями? Что в читательских отзывах на ваши стихи вам кажется самым важным?

Может показаться, будто толпы фанатов поэзии стучатся в мою дверь, и я вынуждена вести с ними долгие диалоги, объясняя, что же на самом деле хотел сказать автор. Но если отвечать на этот вопрос честно, то придется признаться, что я не думаю о читателе (да простит он меня!) и практически никогда с ним не встречаюсь, если только это не коллега. Поэзия – удел одиночек. Читателю, если он существует, сочувствую. 

Расскажите, как вы пришли к «Лицею». Для вас эта премия занимает важное место в современной литературе? В чём, на ваш взгляд, может быть её миссия?

Важная роль «Лицея», которая отличает эту премию от остальных, как мне кажется, заключается в возможности молодых авторов найти своего издателя. Хотя это больше относится к прозе, чем к поэзии, но я все равно рада за коллег по прозаической номинации. Знаю, что в этом сезоне некоторые участники длинного и короткого списков в прозе обрели своих издателей. Буду ждать выхода этих книг.

Вы давно пишете стихи и пришли на премию, уже сформировавшись как поэт и выработав свой стиль и голос. А таит ли опасности премиальный процесс для совсем начинающих авторов?

Думаю, что никакие премиальные процессы не могут положительно или отрицательно влиять на подлинное. Вопрос в том, хотят ли начинающие авторы быть или казаться. Но на этот вопрос они должны сами ответить себе в глубине своего сердца. Здесь могу только еще раз повторить за Пушкиным: «Веленью божию, о муза, будь послушна, обиды не страшась, не требуя венца».

Поделитесь, как и с каким настроением писалась «Перекличка». Что, на ваш взгляд, в этом сборнике / подборке тронуло чувства жюри?

Идея «Переклички» родилась из речи Ходасевича, который завещал нам именем Пушкина «перекликаться в надвигающемся мраке». И создавалась она в ощущении «последних часов близости перед разлукой». Я не могу знать, что именно тронуло чувства жюри, сложно смотреть со стороны. Возможно, это «жгучая тоска» Ходасевича, помноженная на отчаяние моё.

Какие важные задачи способна решить поэзия: и чтение, и написание стихов? Помогает ли она справляться с вызовами современного мира?

Думаю, поэзия совершенно не способна, да и не должна решать никакие глобальные задачи. Что касается спасения, то сейчас это не корабль и даже не лодка, но, может, спасательный круг, который вдруг вытащит кого-то из пучины отчаяния. Может, в первую очередь самого автора, что уже не так плохо.

С этим читают

Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее

6 июня, в день рождения Александра Пушкина, объявили имена лауреатов восьмого сезона литературной премии «Лицей». Церемония награждения прошла на Главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь». Лауреатами стали три молодых прозаика ... Читать далее

Победителей VIII сезона литературной премии «Лицей» объявят на главной сцене Красной площади уже завтра, 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Издательский сервис Rideró, партнер и учредитель специальной номинации ... Читать далее

14 мая 2024 года на пресс-конференции в ТАСС был объявлен короткий список номинантов восьмого сезона Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов. В восьмом сезоне премии ... Читать далее

Показать больше записей