Победителей VIII сезона литературной премии «Лицей» объявят на главной сцене Красной площади уже завтра, 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Издательский сервис Rideró, партнер и учредитель специальной номинации «Выбор книжных блогеров», проводит ее в четвертый раз в рамках премии, чтобы привлечь больше внимания к произведениям финалистов, придать новый импульс интереса к поэзии и прозе молодых.
Накануне объявления победителей мы традиционно собираем отзывы и впечатления о прочитанных произведениях короткого списка у нашего блогерского жюри. Из них уже можно сделать свои выводы и закладки для будущего чтения, обратить внимание на новые имена, узнать о тенденциях, что волнует, о чем пишут двадцати- и тридцатилетние. Кто же получит лайки от наших блогеров?
Дина Озерова, лауреат премии «_Литблог» (2022), автор канала «Книжный странник», соведущая подкаста «Лёд и книги»:
В коротком списке прозы вновь приятная сердцу эклектика: производственный роман соседствует с автофикшеном по Стесину, постмодернистская головоломка — с романом-рефлексией, триллер про маньяка и тяжелую наследственность — со сборником рассказов в духе «фантастического реализма». Два последних текста и стали моими фаворитами в этом сезоне.
Роман Аси Демишкевич «Под рекой» — это и рефлексия миллениальского взросления (исполненная искренне и самобытно, несмотря на затертость темы), и холодящая кровь история о серийном убийце, и текст о локальной идентичности и ее исторических корнях. Но, самое главное – история о том, что все вытесненное всегда становится явным.
Сборник рассказов Ольги Харитоновой «Чужая сторона» — еще одно доказательство тому, что хорошая фантастика призвана обнаружить больные места на теле нашей реальности. Одиннадцать историй о телесности и не только вовсе не эскапируют читателей в далекие миры, а возвращают наш взгляд на российскую действительность, предлагая новые ракурсы.
Упомяну еще два зацепивших меня текста: сборник рассказов о маленьких людях в больших обстоятельствах «Рыба моя, рыба» Анны Маркиной, и «Заводские настройки» Александры Ручьевой — роман о том, что вопреки всем прогнозам, пока книжные блогеры работают, заводы не стоят!
Евгения Власенко, автор канала «Книжная активистка», продюсер подкаста «Девчонки умнее стариков»:
Блогерское жюри — легальный способ выдать личные предпочтения в литературе за критерии ее качества, но именно так к тексту подходит читатель. А победитель в номинации «Выбор книжных блогеров» – это счастливчик, сумевший понравиться. За понравиться стоит много всего: о чем написано, как написано, зачем написано. Успех автофикшена в последние годы демонстрирует значимость опыта каждого. Опыта, который через осмысление становится ядром хорошей истории. И хотя по-настоящему хороших историй всегда мало, «Лицей-2024» порадовал остросюжетной и социальной прозой Аси Демишкевич и Ольги Харитоновой.
Роман «Под рекой» — напряженный триллер и одновременно семейная драма, в которой женщины одной семьи по-разному противостоят насилию. История о страшной тайне, которая внезапно всплыла на поверхность. «Отрицание происходящего — привычка, а за привычкой всегда колыхается что-то мутное», — пишет Демишкевич. Пишет хорошо и уверенно. А в августе роман уже выйдет в издательстве «Альпина.Проза».
Вторая находка — сборник рассказов Ольги Харитоновой «Чужая сторона». Не вполне однородный и тематически цельный, однако, представляющий большой интерес. В особенности Ольге удаются фантастические провороты в унылом сеттинге российской обыденности. Так, в одном рассказе Харитонова населяет умирающую деревню детоботами, чтобы там не закрыли школу, но дети не могут пофиксить взрослые проблемы. Другой рассказ про молодого парня-мутанта, отбывающего условный срок в полиции. Это такой киберпанк про расчеловечивание на госслужбе.
В поэзии отмечу сборники Дарьи Ильговой «Перекличка» и Ксении Август «Песочный человечек». Стихи Дарьи обращены максимально во вне и кричат в это вне, и отражаются от него, словно эхо. Ксения, наоборот, прячет своего лирического героя глубоко внутри, ограждает от внешнего близкими и бытом. И каждая по-своему спасается и спасает.
Анна Нуждина, литературный критик, выпускница Яснополянской Школы критики им. В. Курбатова, автор блога «Критик Латунский»:
В этом году шорт-лист отличается разнообразием тем и поэтик, однако выделяется несколько человек со сформированным художественным методом и ярким почерком. В поэтической номинации хотелось бы отметить Мирославу Бессонову, Артёма Ушканова и Майку Лунёвскую. Приятно, что эти три поэта всё же очень разные: Бессонова выстраивает свою поэтику в том числе на наследии рок-культуры и 90-х, а Ушканов опирается на наследие метареализма. Лунёвская работает в русле так называемой «поэзии толстых журналов», то есть с опорой на традицию поэтов «Московского времени» и т. п.
Что касается прозы, то здесь видно мастерство уже признанных прозаиков с изданными в «Альпина. Проза» книгами – Аси Демишкевич и Ромы Декабрева. Пожалуй, самым ярким открытием и основным фаворитом сезона стала Ольга Харитонова. Интересно, что она раскрылась в амплуа автора рассказов, которому хочется пожелать скорейшей публикации и малой, и большой формы.
Дмитрий Горшенин, автор канала «Рембодлер»:
Когда перед тобой десять книг молодых авторов c прозой и еще десять сборников стихов, есть соблазн попытаться найти в них что-то общее, выяснить, чем «дышит молодежь», какие проблемы ее беспокоят, как она «реагирует на вызовы времени». Второй год участия в жюри блогерской номинации я бью себя по рукам, потому что десять-двадцать человек — это плохая выборка. Тексты могут быть написаны в разное время, писатели и поэты — ненадежные респонденты для социалогического исследования, личное, как правило, важнее общественного, и не всегда из частного можно собрать общее. Поэтому честным ответом на вопрос «о чем пишут молодые авторы в 2024 году» будет такой — «обо всем».
Впрочем, как завещал Фолкнер, единственное, о чем стоит писать — это человеческое сердце, которое находится в конфликте с самим собой. Мне кажется, две моих любимых книги этого года — роман «Под рекой» Аси Демишкевич и повесть «Ропот» Дениса Дымченко — следуют этому замыслу.
Гузель Зиятдинович — автор блога «Короче, о книгах», финалист проекта «ТопБЛОГ» (2023) и премии «Гипертекст» (2023):
В прозаической номинации в этом году было представлено множество пессимистических и довольно мрачных произведений. Среди всех этих текстов заметно выделялась работа Евфросинии Капустиной «Люди, которых нет на карте». Пронзительная true story, повествующая о волонтёрской деятельности автора в качестве фотографа в отдалённых больницах Гватемалы и Никарагуа, приятно удивила не только хорошим слогом, но и неподдельной искренностью, щедро рассыпанной между строк.
Текст Капустиной и сам по себе напоминает серию фотографий, запечатлевших разные человеческие лица и разные судьбы, хоть и драматичные, но между тем наполненные надеждой. «Люди, которых нет на карте» являются ярким примером того, как можно писать о сложных темах, не впадая при этом в безудержное отчаяние и сохраняя веру в людей.
Еще одна работа, заслуживающая упоминания, — роман «Под рекой» Аси Демишкевич, — семейная драма, которая стремительно перерастает в пугающую трагедию, полную жутких откровений. История отца и дочери. История о нелюбви. Но и о любви тоже.
В поэтической номинации блистали Дарья Ильгова, Ксения Август и Агнесса Перлова. Главное достоинство этих поэтесс — не только отличное владение формой, но и умение доносить свои эмоции и переживания с предельной открытостью и обнаженностью. Это были стихи, наполненные смыслом и действительно вызывающие душевный отклик.
Сергей Сызганцев — финалист премии «_Литблог» (2023), автор канала «Записки книжного странника»:
Оценивать работы, присланные на премию «Лицей», одновременно и волнительно, и досадно. С одной стороны, приятно читать тексты совсем новых авторов и потом видеть, как складывается их дальнейший творческий путь. С другой, многие работы в этом сезоне оказались слабоваты — как сюжетно, так с точки зрения стиля и структуры. Вызывают вопросы и кандидатуры финалистов. Хотелось бы, чтобы «Лицей» концентрировался на тех авторах, у кого ещё нет контрактов с издательствами и уже опубликованных книг. Иначе совсем не честная борьба.
Если смотреть на короткий список премии с точки зрения тем, то здесь сюрпризов мало. Молодых авторов так же интересует личностный опыт и внимание к конкретному человеку — в том числе к самому себе. Здесь хочется выделить сборник рассказов Ольги Харитоновой «Чужая сторона», который состоит из реалистических и фантастических историй, где красной нитью проходит тема телесности и столкновение героя с незнакомой ему средой. Или новый роман Аси Демишкевич «Под рекой» (самый жанровый текст сезона) — то ли семейная драма, то ли магический реализм о дочери маньяка, который переживает о том, как бы ей не пойти по стопам отца.
Ещё молодых писателей волнует актуальная действительность — действие некоторых работ затрагивает события последних трёх лет. Роман Евфросинии Капустиной «Люди, которых нет на карте» (на мой взгляд, один из удачных текстов сезона) рассказывает о молодой волонтёрке-фотографе, которая отправляется в Латинскую Америку и сталкивается с предрассудками со стороны иностранцев — ведь она из России 2023 года. Повесть Дениса Дымченко «Ропот» (самого молодого финалиста «Лицея» в этом году) — о двадцатилетнем Мите, который возвращается в родной провинциальный городок и наблюдает за картиной 2022 года: общее смятение перед будущим, разговоры о военных действиях, священник, вернувшийся с фронта со шрамом на шее…
Наконец, финалисты премии в этом году любят экспериментировать с формой и стилем — жаль, что не всегда удачно. Новый роман Ромы Декабрева «Под синим солнцем» написан в свойственной для автора специфической манере, но практически не воспринимаемой читателями без «суперспособностей» (во всяком случае, мной). Книга Катерины Гашевой «Системные требования, или Песня невинности — она же опыта» написана в сложной структуре — мы всё время прыгаем из настоящего в прошлое — будто бы автор испытывает читательское терпение, но не у всех оно крепкое.
Можно сказать, что молодых авторов явно волнует мир, в котором мы живём, и место конкретного человека в нём. Ещё приятно увидеть возрождение малой формы — семь из десяти присланных работ в прозаической номинации — повести и сборники рассказов.
Дмитрий Гасин — книжный обозреватель, поэт, ведущий «Видеоблога Дмитрия Гасина»:
В целом, все конкурсные работы производят очень сильное впечатление — в большинстве своем это не пробы пера, а готовые к изданию, и к признанию читателями вещи. Совершенно нет конъюнктурных, поднимающих «модные» темы, или следующих актуальной «повесточке» произведений. Взгляды авторов устремлены «вверх», к вечности, а не к мелочной суете сегодняшнего дня. При этом жизнь, со всеми своими мрачными сторонами и трагизмом нашего времени, присутствует в каждом тексте. В целом же — это очень «модернистские» тексты, даже на наиболее реалистичных своих страницах помнящие о разных «-измах» последних десятилетий. Кажется, мы дожили до времен, когда системы этих образов, приемов и стилей свободно используются авторами при необходимости, но более не подчиняют себе творца. Авторы легко и мастерски пользуются открытиями предшественников, но уже ничего не копируют, заимствуя, а оригинально перерабатывают и удивляют читателя.
«Чужая сторона» Ольги Харитоновой начинается, как смесь фантастики и прозы писателей-«деревенщиков», немного напоминая «Великий Гусляр» Кира Булычева. Но продолжается повествование в духе мрачной фантасмагории, со всеми приметами уже нашего, а не булычевского будущего. И судьбе детоботов «со способностями» не позавидуешь, и ассоциативный ряд расширяется в диапазоне от военного постапокалипсиса до телесных опытов Кроненберга.
«Хромая лошадь» Киры Лобо держит в напряжении драйвом, показывает много движения в стремительном развитии сюжета повести, и хорошо держит интригу. Суицидальный мотив немного ошеломляет в самом начале, но он «приглушен», не акцентирован, и это хорошо. У автора хорошее детективное перо, в перспективе, а изломы судеб и психологические бездны, хорошо исследованные авторами Серебряного века, могут стать для Киры источником вдохновения.
Аннотация к «Обыкновенным людям» Дмитрия Серкова вводит в заблуждение — это вовсе не сказки, даже в самом широком смысле этого слова. Автор медитирует, балансируя на стыке жанров сверхкороткой прозы: от микроновеллы до фантастической зарисовки, от притчи до стихотворения в прозе. Фактура хорошая, не все вещи удачны, но есть отличные. Параллелей много, более всего напоминает «Букварей и антикваров» Нелли Воскобойник.
У Александры Ручьевой есть шанс воскресить лучшие достижения «рабочего» романа эпохи соцреализма. Только в ее «Заводских настройках» не «лучшее борется с хорошим», а живые, узнаваемые персонажи действуют в современном, детально прописанном пространстве. Автору хочется пожелать сделать больший упор на интригу, а не на описательность. Проза Хейли, с поправкой на детские воспоминания, приходит в голову при первом взгляде на текст.
Денис Дымченко в «Ропоте» очень точно передает мироощущение подростка, затем молодого человека. Этим занимались многие, начиная с Сэлинджера, это сложная художественная задача. У Дениса получилось. В его исполнении по-сенчински поданная житейская «бытовуха», развод со всеми его последствиями, мучения повседневности, — переданы с фотографической силой, но без традиционной российской «безнадеги». Что-то есть и от Валерия Залотухи, и даже от Казакова.
О зрелом психологизме, ощущаемом реализме и сильной неприязни к трясине неудачной, несчастливой жизни можно говорить, рассматривая «Под синим солнцем» Романа Декабрева. С первых страниц испытываешь омерзение к кафе и работе в нем, словно сам там работал вместе с Надей. И на протяжении текста автор удерживает это ощущение сопричастности, не всегда комфортное. Такое чувство при чтении характерно для многих прекрасных текстов, для Патрика Модиано, например.
В череде неудачных попыток описать образ жизни и стиль мировосприятия тех поколений, которые так или иначе причастны к движению хиппи, неформальным субкультурам, вообще к социоизоляции и терапевтической «внутренней эмиграции» появилась новая книга. «Системные требования» Катерины Гашевой, — это, на мой взгляд, с оговорками, — неудача, но — гениальная неудача! Чувствуется сопереживание происходящему, иногда головокружительно ясное и достоверное. Многие пытались — от «Крольчатника» Ольги Фикс, «Бездельников» Антона Сои и до Ребекки Маккай. У Гашевой — получилось. Отдельная удача автора — образ матери.
Рассказы Анны Маркиной из сборника «Рыба моя рыба» — насыщены плотью повседневности, и непрямо, искусно подают тайное знание о жизни, мудрый взгляд автора на судьбу. Особенно хороши «Экзема» и «Этот вагон не отапливается». Автор умело извлекает лиризм из совсем не романтических обстоятельств, как это делала, например, в легком жанре Токарева в свое время. Как это умеют делать очень хорошие рассказчики.
Книгу «Люди, которых нет на карте» хочется взять в руки изданной в виде большого альбома со множеством фотографий, документальных, трагичных и смешных, пейзажных и портретных. Но это, конечно, не документальная проза и не травелог, — это путешествие на край ночи, вглубь себя, в поисках человека. Иногда надо забираться за этим в Южную Америку, в джунгли, в Гватемалу. Автор нашел свой жанр, документальный роман, подобный научно-популярным книгам (например Владимир Динец, «Песни драконов») и книгам-путешествиям («С барабаном по миру» Феликса Шведовского) — и рассказ состоялся. Евфросиния Капустина еще поведает нам много важного.
Не может быть спокойной книга, где пса зовут Фарго. «Под рекой» Аси Демишкевич — местами такая же жуткая, как «Старикам тут не место» Коэнов, местами увязает в психологическом болоте переживаний, но вы точно захотите дочитать эту книгу до конца. Автор не увлекается препарированием патологии, а заставляет героиню рассчитаться со своим прошлым, с отцом, со своей жизнью. Это нелегкое дело, и мало не покажется никому.
В заключение можно сказать, что все тексты, бесконечно далекие друг от друга по стилю и жанру, объединяет напряженная драматичность, чувство боли за человека (даже, когда он не заслуживает сочувствия) и острое желание договориться, докопаться, дознаться до последней экзистенциальной правды, какая бы «неприглядная» она ни была. Это — черты «большой» литературы, чья миссия в русской культуре не развлекательная и не декоративная. Мы такими книгами живем, «проживая» их вместе с героями и авторами.
О поэзии всегда писать сложно, но сразу можно сказать, что средний уровень текстов очень высокий. Разнятся приемы, стилистики, но прямой подражательности и дилетантской небрежности в подборках нет. Оценивать приходилось — цельность и оригинальность взгляда на мир, мастерство поэтического зрения, уникальной «оптики» в лирике, а вовсе не поэтическую технику и владение стихом. То есть задача стояла чрезвычайно сложная. «Размытая» философия, некоторая неточность словоупотребления помешала оценить вообще-то очень хорошие верлибры Артема Ушканова. Интонацией сильны стихи Артема Рагимова, но, на мой взгляд, требуется работа над формой, большая и кропотливая. И военную тему так просто не раскроешь, но попытка сильная. Со стихами Агнессы Перловой возникает сразу сильный эмоциональный контакт, им бы очень подошла менее «авангардная», более традиционная, что ли, форма. Что-то тут требует бережной доработки. Одна из самых сильных подборок — «Лес» Майки Луневской. Ровное дыхание, внимательный взгляд, всерьез, без лирической истерики. Отличное стихотворение про «убийство рыбы». У Мирославы Бессоновой есть прекрасные кинематографические образы, не каждый автор способен такое показать. Поэзия Леонида Негматова — изобретательна, формально интересна, есть вкус к непростым рифмам, в целом — сильно. Стихи Ксении Август — очень понравились по звуку, хорошо сказано про «музыку склянок». Василий Нацентов — сильный, сложившийся поэт, чувствуется как бы «восточная школа», замечательная пейзажность. Некоторая незрелость, полудетская порывистость у Дарьи Ильговой компенсируется тем, что есть есть драматическая струна, очень хорошо вот это «в кругу наступающей тьмы». Степан Султанов как бы наследует традиции символистов, но, возможно это моя произвольная ассоциация, — это сложные стихи, в них многое можно найти.
В заключение можно еще отметить, что все авторы отказались от изощренных структур и тесных рамок традиции («твердые формы», сложная строфика и так далее), ни у кого не получилось составить книгу стихов (или ее эскиз), — не как подборку текстов, а как сложившийся в ХХ веке лирический жанр, цельный и законченный. И все поэты, безусловно, перешагнули рамки ученичества, и вынесли на суд жюри серьезные замыслы. Им есть, что сказать в русской поэзии.
Наталья Суховейко, лауреат премии «Гипертекст» (2023), финалист премии «Блогпост» 2022, автор канала «Чопочитать»:
В этом году финалистов «Лицея» хочется поделить на две неравные части. То ли дело в опыте и неопытности одних, то ли я так восприняла тексты. Но в категорию тех, кого читаешь без запинок, забывая о времени, я бы отнесла Ольгу Харитонову, Асю Демишкевич, Анну Маркину и в какой-то мере Евфросинию Капустину.
Мой однозначный фаворит — Ольга Харитонова и ее сборник рассказов «Чужая сторона». Единственный автор, которому я поставила максимальные баллы. Она научила меня тому, что фантастическое может не раздражать (вот можно же кратко и емко давать описание необычного в этом мире, а не полунамеками, чтобы читатель разбирался во вселенной половину книги), а также тому, что рассказы могут быть емкими и цельными. Обычно после рассказа остается ощущение того, что меня бросили на самом интересном месте, здесь же они заканчиваются залихватски, как в частушках, когда весь коллектив делает громкое «Все!» и улыбается, глядя на зрителя. Не остается ничего другого кроме как аплодировать.
Искренне.
Ася Демишкевич и Анна Маркина написали произведения, трогающие за чувствительное. При этом «Под рекой» Демишкевич напомнила мне произведения других, уже получивших известность авторов, а также выглядела слишком личной. Хочется оригинальности. Маркина выдала отличные рассказы для тех, кто не боится негативного и циничного (это все по мне), но сборник «Рыба моя рыба» показался несколько неровным.
Если говорить о Евфросинии Капустиной, то «Люди, которых нет на карте» — это документальные зарисовки, которые хороши, они показывают неизвестные нам страны — Гватемалу и Никарагуа — в том разрезе, в котором их увидел автор, и это как минимум необычно. Но к концу книги от этих людей немного устаешь — хочется сюжета.
Остальным же, как мне кажется, не хватило уверенности в том, что они пишут. И как раз это — вопрос опыта. Читая остальные произведения, я ощущала, что автор сомневался в том, как рассказать свою историю: шел по узкой тропинке, не давая простора фантазии, постоянно оглядываясь на читателя. Но оказаться финалистом «Лицея» — огромный успех и большое начало. Уверена, у этих писателей все еще впереди.
Алеся Четверикова — автор канала «Дневник книжного блогера» , «Лучший книжный блогер 2024» по версии журнала Kova Magazine:
Кира Лобо «Хромая лошадь» — история жизни нескольких людей, волею судьбы оказавшихся вместе в роковом клубе. Именно предыстория каждого из них делает финал наиболее драматичным.
Ольга Харитонова «Чужая сторона» — сборник необычных рассказов, представляющий некий фокус на альтернативное будущее. Сюжет завлекает, уводя читателя в мир фантастических иллюзий. Однозначно, автора ждёт успех в мире современной литературы.
Денис Дымченко «Ропот» — повесть в двух частях. Спокойное монотонное повествование, дающее попытку взглянуть в глубину взросления.
Дмитрий Серков «Обыкновенные люди» — сборник рассказов с необычными сюжетами, как будто направленными на каждого из нас.
Анна Маркина «Рыба моя рыба» — сборник коротких рассказов, на первый взгляд не связанных между собой. Но увлекая читателя за собой, автор показывает что не всё так просто на первый взгляд.
Александра Ручьёва «Заводские настройки» — производственный роман в рассказах, цепляющий своей искренностью и неповторимостью.
Катерина Гашева «Системные требования. Или песня невинности, она же — опыта» — качественный авторский стиль. Работа с удивляющим своей структурой сюжетом, запоминающаяся и многогранная.
Ефросиния Капустина «Люди, которых нет на карте» — замечательная работа в виде путевых заметок фотографа в Гватемале. Очерк о людях и традициях, похожести и разности, боли и счастье. Автор даёт возможность многое переосмыслить и нам, далёким от государства в Центральной Америке, своими литературными мазками.
Ася Демишкевич «Под рекой» — одна из запоминающихся историй, дающая анализ настоящего путём возвращения в далёкое прошлое. Автор прекрасно справляется с осознанием собственного «я», анализируя внутренний мир героев в разный временной период.
Рома Декабрев «Под синим солнцем» — наиболее сильная работа из всего сезона, цепляет невероятным авторским слогом, насыщенными красочными сравнениями, проникая глубоко в сознание читателя. Сложные витражи повествования наделяют произведение оригинальностью, выделяя автора в современной прозе.
О поэтах финалистах. Невероятно сложно. Все по-своему талантливы. И я не один раз перечитывала работы. Чтобы уж, наверняка, не пропустить то, что затронет душу.
Наиля Агдеева — финалист премии «_Литблог» (2022), автор канала «Книжный гриб»:
Начну с прозы. Вначале хотелось бы отметить темы, которые чаще других встречались в работах, попавших в шорт-лист, чтобы понять, какие тенденции актуальны в литературе молодых.
Во-первых, это классическая проблема отцов и детей. Травматичное детство и разного рода конфликты с родителями — это и беспроигрышная тема для разговора с читателем, и благодатная почва для созревания всех видов сюжетов, от научно-фантастических до триллеро-детективных. Родители здесь не папы и мамы, воспитавшие и отпустившие в мир, а источники сложностей, с которыми героям нужно долго и мучительно разбираться, прежде чем начать жить свою собственную жизнь.
Второй повторяющейся темой стала дорога. Герои из шорт-листа отправляются как в реальные путешествия — в другой город или даже страну — так и в виртуальные, совершая, например, скачки во времени. В любом случае, герои редко сидят на месте, они либо бегут куда-то, либо от чего-то.
Если же говорить конкретно, то хочется выделить повесть «Ропот» Дениса Дымченко, в которой как раз встречаются обе обозначенные темы — родители и путешествие, в случае героя повести в лучшее (хочется верить) будущее из довольно мрачного настоящего. Также интересным показался роман «Под рекой» Аси Демишкевич, отлично выверенный в плане масштаба задумки и объема уже готового текста, в котором также тема не очень правильных родителей выкручена на максималку. Из нескольких попавших в шорт-лист сборников рассказов самым сильным мне показался «Чужая сторона» Ольги Харитоновой, в котором красной линией через все рассказы идет тема тела и телесности. В сочетании с выбранным жанром, а именно научной фантастики, эта тема сыграла неожиданно.
Не считая себя в праве рассуждать о поэзии и не чувствуя в себе силы и компетенцию интерпретировать ее, в этой номинации я в первую очередь опиралась на то, что передо мной лежали сборники. Поэтому, кроме какого-то эмоционального отклика, я хотела почувствовать в сборниках целостность, будь то через тему, стиль или настроение. И в этом смысле я для себя отметила работы Майки Лунёвской и Дарьи Ильговой. Удивило то, что практически не было любовной лирики, зато поэты часто обращались к природе.
Юлия Комарова — финалист премии «_Литблог» (2021), автор канала «БиблиоЮлия»:
Я впервые в жюри этой премии, и впечатления довольно приятные. Откровенно слабых текстов, на мой вкус, совсем мало, остальные так или иначе цепляют: темой, мастерством или сюжетом.
Например, хорошо сделаны с точки зрения литературного мастерства прозаические тексты Демишкевич, Маркиной и Харитоновой. Красивый язык, умелое владение всем богатством речи, читать приятно.
Отдельно от всех стоит явный нон-фикшн «Люди, которых нет на карте» Евфросинии Капустиной. Некоторые коллеги определили текст в автофикшн, но мне кажется, это чистые путевые дневниковые заметки, которые и хороши тем, что автор практически ничего не добавляет от себя. Читателю нужно просто либо принять этот текст, либо отвергнуть. Я приняла. Мне было по-настоящему любопытно читать о другом мире.
Отлично выстроены сюжеты рассказов в сборниках Анны Маркиной и Ольги Харитоновой, хотя у последней не все одинаково хороши в этом плане. Интересно, что ей лучше удаются фантастические рассказы – они на удивление жизненные, наполненные смыслом, аккуратные и точные. Реалистичная малая проза Маркиной мне понравилась в плане языка больше всех остальных финалистов.
Роман Аси Демишкевич «Под рекой» сюжетно лучше всех других представленных романов, здесь всё на своих местах. Детективная линия очень органично переплетается и с тонким мистическим флёром, и с отрезвляющим жестоким реализмом.
Неплохо сделана в целом и повесть Дениса Дымченко «Ропот», хотя в некоторых местах можно было бы и поправить. Если начистоту, повесть как бы больше обещает, чем даёт читателю, но при этом оставляет хорошее впечатление.
А вот у Катерины Гашевой в «Системных требованиях» прекрасная многообещающая тема, но построение настолько запутанное, не сказать неряшливое, что читать сложно: огромное количество персонажей и скачки во времени создают тот самый эффект, когда не понимаешь, кто на ком сидел и к концу просто отчаиваешься. Мне кажется, очень помогло бы здесь простое указание времени повествования в каждой главе. При этом читать роман мне было по-настоящему интересно. Думаю, здесь просто нужно чётче всё скомпоновать и кое-что убрать, чтобы не утяжелять конструкцию, и будет классный текст.
Роман Декабрев вызвал у меня некоторое недоумение. Его роман «Под синим солнцем» читать нарочито сложно, при этом видно, что сделано это специально. Видимо, мой литературный вкус просто не совпадает с его творческой задачей. Я люблю чистую прозрачную прозу.
«Заводские настройки» Александры Ручёвой не зацепили, хотя с точки зрения языка и сюжета всё здесь вроде бы есть. Читаешь и думаешь: ну хорошо, а зачем всё это?
А вот «Обыкновенные люди» Дмитрия Серкова и «Хромая лошадь» Киры Лобо, на мой взгляд, самые слабые тексты и в плане художественной прозы, и с точки зрения смыслов и тем.
Поэзия тоже в целом порадовала. Практически все поэты, попавшие в короткий список премии, хорошо владеют искусством версификации, чувствуют рифму и мастерски передают интонацию. И всё же выделю, на мой взгляд, самых интересных.
Дарья Ильгова со сборником «Перекличка», по-моему, самый интересный из молодых авторов. Горечь, попытки понять и принять несовершенство мира, весёлая дерзость и тихая печаль — всё есть в этих стихах. Но, безусловно, основной мотив — это слово и выбор: молчание или говорение. Ты можешь промолчать и эта сиюминутная сдержанность сохранит тебя, но не в веках.
Та же интонация заговора-говорения-молитвы слышится в сборнике Артёма Ушканова «Без названия». Здесь поэт постепенно погружает читателя в это облако букв, в эту звукопись, заговаривает его боль и бесприютность, заставляет задуматься не о соли земли, а о соли воды.
Совсем другое ощущение от сборника Ксении Август «Песочный человечек» — пусть вас не смущает уменьшительно-ласкательный суффикс. Здесь стихи встают в полный рост — взрослые и настоящие. Она тоже осмысливает главный инструмент поэзии — слово,мно совсем в другом ключе. Она говорит и о женской природе, рассматривая весь путь женщины от девочки через девушку-мать-бабушку до женщины-смерти, и о ежовых рукавицах, в которых держали нас с детства, и о могиле деда, и о детях, и о снах — о самом живом и сокровенном.
Артём Рагимов в своих стихах пробует говорить со смертью и делать городские портреты, рассуждать о том, что ты есть песчинка в масштабах космоса, но, как по мне, лучше всего ему удаются не громкие проповеди, а тихое созерцание двойственности, амбивалентности.
Маленький сборник Степана Султанова оставляет чувство недосказанности, будто автор знает какую-то тайну, но нам открывать не спешит.
Не все стихи равно понравились мне в сборнике «Открой» Леонида Негматова, но есть очень сильные. Как и у Майки Луневской.
Премия показывает, что молодые поэты и прозаики пишут много и хорошо, потенциал огромный и есть куда расти.
Сергей Верин, автор канала SeVer_books:
Хочу поблагодарить Rideró за уникальную возможность прочитать работы короткого списка премии «Лицей» в составе жюри номинации «Выбор книжных блогеров». Это был интересное, экспериментальное знакомство с молодыми авторами. Надеюсь, все они найдут своего читателя, а мне хотелось бы обратить внимание на несколько полюбившихся историй.
Автофикшн Евфросинии Капустиной «Люди, которых нет на карте» — о работе фотографа-волонтёра в благотворительных клиниках Латинской Америки. Очень сочный и яркий сборник реальных историй, который, несмотря на все лишении и проблемы, выпавшие на долю героев, заряжает энергией и позитивом
Роман Аси Демишкевич «Под водой» о возвращении в город детства на берегу Енисея сначала тоже претворяется автофикшном, но затем превращается в жёсткий и увлекательный психологический триллер о чужих и своих травмах. Редкая история, которая смогла удивить неожиданным поворотом событий.
Сборник рассказов Анны Маркиной «Рыба моя рыба» прекрасно иллюстрирует, что и короткая форма может увлечь и сюжетом, и слогом, не меньше многостраничного романа.
А городские сказки для невзрослых взрослых Дмитрия Серкова «Обыкновенные люди» очаровали меня своим лёгким сумасшествием, необычным стилем и попытками добавить немного волшебства в банальную прозу жизни
Что касается сборников стихов, то отмечу «Перекличку» Дарьи Ильговой. Избегая излишней прямоты, ей удается не только доносить свои мысли и актуальные переживания, но и находить созвучия в душе читателя.
Павел Валуев, автор канала «Короче, о книгах»:
Обожаю молодых талантливых российских авторов. «Лицей» — как раз про это. К сожалению, меня мало впечатлил короткий список этого года, но несколько фаворитов для себя я выделил:
«Под рекой» Ася Демишкевич.
Семейная драма на фоне пейзажей Дивногорска. О том, каково это — жить под одной крышей с преступником и не подозревать об этом.
У Демишкевич будто есть свой почерк — её текст отличается образностью и особенным настроением.
«Системные требования» Катерина Гашева.
Накрепко спутанный клубок снов, флэшбэков и патологий, в котором ПТСР задевает каждого персонажа: и взбалмошных студенток, и советских неформалов, и хиппующую молодежь, и вояк Афганистана.
«Чужая сторона» Ольга Харитонова.
Сборник рассказов о нашей обычной жизни, но с фантастическими допущениями. Отличные сюжеты и владение словом.
С поэзией всё сложнее, потому что она для меня оценивается только на уровне внутренних ощущений. Хочу обратить внимание на Дарью Ильгову со сборником «Перекличка» и Ксению Август «Песочный человечек».
В номинации Rideró «Выбор книжных блогеров» мы определяем двух победителей — поэта и прозаика. В этом году в жюри вошли 13 авторов различных околокнижных каналов. Победителям номинации 6 июня мы вручим статуэтки «Большого лайка» и сертификаты от издательского сервиса Rideró на индивидуальную программу продвижения сроком на 1 год.
Существует много разных премий, за которыми мы следим с интересом, но далеко не в каждой есть поэтическая номинация. От этого она кажется ещё более таинственной и загадочной, и каждый год ... Читать далее
Литература потихоньку уходит из столицы в регионы, подсвечивая то один городок, то другой – от города N мы потихоньку перемещаемся во вполне осязаемые Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток или вот, например, Дивногорск, ... Читать далее
6 июня, в день рождения Александра Пушкина, объявили имена лауреатов восьмого сезона литературной премии «Лицей». Церемония награждения прошла на Главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь». Лауреатами стали три молодых прозаика ... Читать далее
14 мая 2024 года на пресс-конференции в ТАСС был объявлен короткий список номинантов восьмого сезона Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов. В восьмом сезоне премии ... Читать далее