Илана (Алена) Чубарова — режиссер и драматург, основатель Московского театра «КомедиантЪ», член Союза писателей Москвы, Международного писательского союза «Новый современник». Опыт работы в театре и в кино помогает ей создавать пьесы, которые интересно ставить и играть. Это не просто литература, а именно литература для создания фильма или спектакля. На счету Иланы более 30 ролей в театре.
Автор о том, как пришел замысел романа «Смежная зона»
Отзыв читателя
Рецензия представителя экспертного совета Rideró на премию «Новые горизонты» Рю Чжуна
«Роман «Смежная зона» написан в жанре «дель арте»: разлучённой паре влюблённых Орацио и Изабелле (Дюману и Иоле) мешают Дотторе (Круферт), Капитан (Ирегор) и другие маски. Есть здесь и весёлый рубаха-парень Арлекин (Лур) и служанка Коломбина (Любица), между которыми так и норовит пробежать искра.
Но главный противник влюблённых — хитроумная и коварная Куллита, которая из простой домработницы постепенно превращается в женщину-вамп и даже занимает директорское кресло, получая власть и над Иолой, и над Дюманом.
Всё это происходит на фоне непонятной и оттого страшной эпидемии «мира виртуальной комы», которая внезапно накрыла всю планету.
«МВК — страшная необъяснимая болезнь, перед которой все оказались равны, как перед смертью, остановила амбициозных политиков. Мировое господство стало бессмысленно, целая нация, целое государство могли исчезнуть с лица земли в одну ночь, вне зависимости от их вооружения и престижа на мировой арене. Тогда еще не открыли возможности подключений и способности некоторых людей быть визитерами, тогда уход в МВК был равносилен умиранию. Благодаря одной катастрофе была предотвращена другая. Мир наступил».
Есть множество теорий об устройстве этого мира, а также о том, как туда попасть, и можно ли оттуда выйти. Дюман с Иолой бродят по виртуальным мирам комы в поисках выхода, и только чувства друг к другу помогают им не потерять себя. Каждый по-своему, они пытаются разобраться в том, что же происходит; задают вопросы себе и тем, кто встречается на пути, но не получают ответа. Пока, наконец, ответ не приходит сам.
«…Любовь представляет собой вектор ускорения метрического тензора энергии-импульса, самодостаточность которого активизирует непрерывную симметрию фракталов и объединяет квантовые, электромагнитные и гравитационные взаимодействия…»
Наконец, всё тайное становится явным, и мимо героев проносится тень антиутопии. Но даже конспирологически-таинственные исчезновения и убийства не способны скрыть правду, и мир — как реальный, так и виртуальный — узнаёт не только о том, что значит МВК, но и о существовании смежной зоны, и о том, кто был причиной её появления.
«Он работал для больных и не понимал, зачем правительство держит эти исследования в таком строжайшем секрете. Он настаивал, чтобы как можно больше лабораторий присоединилось к разработке темы и чтобы была в курсе его собственная. Ему объясняли, что это опасно, что последствия непредсказуемы, и в приказном порядке требовали сохранения тайны».
В конце герои обретают смысл жизни. Кому-то удаётся построить карьеру и семью в реальном мире, а кто-то остаётся по ту сторону занавеса комы, спасая других и тем самым спасая себя. Может быть, в этом и есть смысл комы? Дать одним людям повод спасать других? Или же кома — это просто метафора инфантильного бегства от сложностей реальности в мир дерзновенной фантазии? А может быть, мир виртуальной комы существует у каждого в голове уже сегодня, но попасть в него пока никому не удаётся?
«А хорошо ли мы на самом деле понимаем наш привычный мир? А может, этот новый — только еще одно доказательство, что мы ничего не понимаем в старом?»
Рецензия писателя и драматурга Натальи Бондарь
«Роман «Смежная зона» — это мелодрама, протекающая на фоне путешествия героев по чужим внутренним мирам. На первой же странице автор провозглашает новый вирус, в результате которого тело человека живет, а сознание уходит в Мир внутренней комы, в МВК. Этот мир у каждого свой, он отражает суть человека и воплощен в пространство мечты. Есть миры большие и яркие, есть маленькие и офисные. А за пределом каждого своего мира — мир чужой внутренней комы.
Между мирами комы ученые заметили зону, которая поможет зараженным общаться. И эта идея к финалу эволюционирует в анти-идею, в антиутопию.
Главный герой Дюман и его спутница Иола живут в тени своей когда-то любви. Он, как и все мужчины в романе, посвящает себя карьере — проверяет пациентов в их мирах, игнорируя робкие попытки Иолы получить немного внимания. Иола безуспешно пытается обнаружить точку соприкосновения с Дюманом: пишет письма, просит рассказывать ей о брате, в кому которого иногда заходит Дюман.
Иола терпелива, ненавязчива и почему-то его любит. Дюман держит ее в голове как единственный факт своей жизни, как подтверждение, что у него эта жизнь вообще есть. Он прячет Иолу как тайну, в которую даже коллеги не верят. Она как миссис Коломбо у успешного детектива.
А для Дюмана целостность мира Иолы — это огромное достижение и проявление любви, лишенное привычных атрибутов. И при всех его карьерных достижениях, при концентрации вокруг его персоны женского внимания, в финале мы четко видим: Дюман не может спокойно пережить встречу лицом к лицу. Спасает героев только сюжет, дающий им общую миссию.
Даже в собственном мире внутренней комы для Иолы ничего не меняется: как и в реальности, она постоянно ищет точку соприкосновения с Дюманом, правда в этот раз уже материальную. Она пытается обнаружить его в декорациях своей жизни, но когда, наконец, находит, с первой секунды ясно, что это скорее путь в черную дыру, а не к новым звёздам.
А что с фантастикой, спросите вы. Мир внутренней комы — фантдоп, вписанный в научно-психологическую сингулярность. Он нужен автору, чтобы высказывание, положенное в мелодраматический сюжет, заиграло новыми предлагаемыми обстоятельствами. И чтобы паттерн «насильник-жертва» (в нем и живут герои романа) приобрел значение в антиутопическом мире».
О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее
Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее
Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее
О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее