«Самая умная собака в мире»: ни одного лишнего слова

Представляем еще одну книгу из проекта «Список литературы» — «Самая умная собака в мире» Федора Венцкевича. Рецензию на нее подготовил Лев Яковлев — поэт, критик, драматург. Лауреат премии имени К. Чуковского. Член Союза Писателей России, член СТД, член русского ПЕН-центра, создатель и ведущий телепрограммы «Хорошие книжки для девчонки и мальчишки».

«Автор книги отлично понимает, в каком жанре работает. Назвать его не решусь, но назову составляющие — сатира (в том числе политическая), ирония, пародия, сарказм, стилевая и лексическая свобода, провокация… ну и все такое. Звучат традиционные для русской литературы сюжеты. «Собачье сердце» не единственный, и Евгений Шварц прочитывается, и Лесков, например…

Когда ему надо, Федор Венцкевич ко всему этому ядреному набору присовокупляет яркую образность: «А вверху жарко и весело крутился желтый шар, наматывая на себя облака, как воздушную вату, и даже блохи щурились от удовольствия». «Чарли таких много видел. Красные клешни ползут из рукавов. Тощая дерзкая головка, как у воробья, набок. Прищур. Желваки. С такими только наглостью». «Оставшиеся сидят в креслах прочно, как впаянные в янтарь жирные черные мухи». Отлично.

Ни одного лишнего слова — завидное качество профессионального писателя. Мы не только знаем, но и видим то, что происходит. А ведь бешеная динамика повествования могла бы спровоцировать автора превратить текст в сценарий. Тем более диалоги здесь тоже мастерские. Но этого не произошло, к счастью. Произошла литература.

Ну и, наконец, об абсурде и фантасмагории — еще двух составляющих жанра, в котором работает Федор Венцкевич. Что ж, они завели его так далеко, как ему захотелось. Сюжет вычерчивает немыслимые кренделя. Сатира где-то в середине куда-то улизнула — ну не захотелось автору доводить ее до кульминации — и вынырнул немотивированный абсурд: массовое отравление кем-то собак, жестокая травля кошек, инвалидные собачьи коляски, панический побег главных героев.

Упрекать Федора Венцкевича в этом диковатом навороте бессмысленно. Фантасмагория предполагает авторскую алогичность. Тем более стиль выдержан и юмор высверкивает. «Самую умную собаку в мире» можно не принимать, но эта книга заставляет задуматься и запомнить ее».

В «Список литературы» попадают книги, отмеченные экспертами – профессиональными критиками и литераторами. Познакомиться с ними и узнать о выбранных ими книгах можно на этой странице.

С этим читают

О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее

Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее

Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее

О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее

Показать больше записей