«Независимая газета» о прозе Алексея Шепелёва

Алексей Шепелёв – известный прозаик и поэт, лауреат премии «Нонконформизм», автор нескольких книг (выпущенных в издательствах «Амфора», «Эксмо» и т.д.), о которых писали Захар Прилепин, Евгений Попов, Вадим Левенталь и другие. Пять книг прозы писатель издал на платформе Ridero, одна не так давно появилась в импринте Романа Сенчина. Недавно обозреватель «Независимой газеты» посвятил большой материал гиперреализму, сатире и гротеску «деревенской прозы» Алексея А. Шепелёва. Приводим здесь отрывок из этой статьи:

«Критики, говоря о творчестве Шепелёва, вспоминают Гоголя (правда, в варианте фильма «Миргород и его обитатели»), игнорируя, видимо, из-за средового момента, повесть Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». И действительно, достаточно дружно относят Шепелёва к прозаикам-деревенщикам, однако хвалят его «Мир-село» за то, что в книге нет тоскливости и безысходности.

А вот я, прочитав «Disneyland» и «Мир-село», задумалась: а деревенщик ли Алексей Шепелёв по сути, а не по вышеприведенным маркерам. Начну с того, что ни у Шукшина, ни у Белова, ни у Распутина никогда не было никакой безысходности. Она есть как раз у Алексея Шепелёва: его гротеск, его игра в авангард, его балансирование между синхронным действию постижением и изложением философии и обостренным чутьем на философию жизни, а главное, его полный и окончательный пессимизм под шутовским колпаком абсолютно чужды традиции русской деревенской (советской) прозы, а питаются более всего идеями Бахтина, можно сказать, просто иллюстрируют его теорию карнавальной народной культуры («Russian Disneyland»), что автор и обнажает: «Карнавал наш не запланированный и регламентированный, а чисто спонтанный, гулевой – уж куда вывезет! Подчас страшный, даже сакральный – именно русский…» (то есть карнавал у А. Шепелёва почти тот же «русский бунт»). С другой стороны, шепелевская проза черпает из рок-культуры, из обычной чернухи, смягченной юмором, из абсурдизма и, конечно, постмодерна, значимые черты которого привнесены им в тексты вполне сознательно: от пародии на метароман до самопародии, иронии, потока сознания (рассказ «Темь и грязь», «Дружба народов», 12, 2015). Но есть и еще один источник – эстрада (в частности, выступления почти забытого ныне Михаила Евдокимова)…»

Полный текст статьи – читайте на сайте «Независимой газеты».

С этим читают

Известный и любимый многими русский писатель Борис Тимофеевич Евсеев не перестаёт удивлять. На Ridero вышел сборник его рассказов «Раб небесный» и тут же (что как раз не удивительно) попал в «Список литературы», ... Читать далее

Руководитель и редактор проекта «Мистика на российской почве», автор Ridero Ольга Лисенкова рассказывает в интервью порталу «Литературно» о суевериях, соцреализме и трех богатырях.

 ... Читать далее