Известный и любимый многими русский писатель Борис Тимофеевич Евсеев не перестаёт удивлять. На Ridero вышел сборник его рассказов «Раб небесный» и тут же (что как раз не удивительно) попал в «Список литературы», который составляют наши эксперты.
Сборник тут же произвел фурор среди критиков и собрал множество положительных рецензий. Публикуем лишь одну из них – вышедшую на «Ревизоре».
Большинство рассказов и новелл, которые входят в новую книгу писателя, одухотворены вечной темой единства: внутреннего и внешнего, предельного и запредельного, слова и звука, мысли и ее выражения, видимого и невидимого, животного мира и человека.
Почему именно тема единства так волнует автора? На этот вопрос он как-то ответил в своем интервью: «Стремление к всеединству очень сильно не только в прозе, но и в природе. Мы всё равно вернемся к некоему аналогу Эдемского сада, где люди, звери, ветра и горы будут равновелики и взаимосвязаны, где всеединство будет главным законом». Но так ли просто дается человеку обретение цельности и единства личности, со всеми её внутренними конфликтами и противоборствами? Конечно же, нет, поэтому и происходят метания героев, случаются ошибки и прозрения, мимолетные откровения и видения, которые переворачивают «с ног на голову» всю их жизнь.
В названных произведениях получила продолжение символическая сторона романа Б. Евсеева «Очевидец грядущего», например, тема информационного ига. Но также появляются и абсолютно новые темы и символы. В этих рассказах встречаем попытку разрыва с тёмными сторонами цифрового мира и социальных сетей, разрыва, символизирующего уход от мрака жизни и от смерти. Здесь же — удаление тягостных явлений из пространства как способ освобождения от чувства мести. Здесь — безумный полет птиц как символ беды и сигнал к перерождению человека. Здесь — дерево с крестообразными ветвями как символ древа познания. И, наконец, миражный чёрный поезд как символ гражданской войны с его крушением, знаменующим конец одной из исторических эпох.
Обратимся непосредственно к прозе. В удивительном рассказе «Сокрушитель призраков» есть всё: и захватывающий сюжет, и мистические субстанции, и поезд-призрак. «Черный поезд-призрак» появляется на железнодорожных путях из ниоткуда, «будто с неба» и, сбивая людей, летит навстречу другим составам. В тексте встречаем такие его наименования: «поезд-призрак», «поезд-ветер», «поезд-анчутка», «чёрный поезд», «чёртов поезд», «ад на колесах». В рассказе этот поезд несет войну и разрушения, чёрное его нутро порождает чёрную немочь, его движение ассоциируется с движением самой истории: «Вагоны истории, её громадные составы, с локомотивами в голове и хвосте, то грохоча, то бесшумно проносились перед Нифонтом, нежно и скоро уплывая за лесопосадки и даже поверх них».
История разворачивается как зримо, так и незримо, сменяя одно событие другим, меняя вождей-машинистов: порой оборачиваясь трагедией, порой избегая столкновений. Движется как поезд и жизнь изумлённых таким движением героев: «Жизнь несётся поездами скоростными: мимо, мимо! Куда ж это жизнь моя прибудет? И когда?». Задаёт себе вопрос героиня рассказа…
Однако черный поезд в тексте обладает даром предвидения («поезд знал всё»), таким же, как ещё одно мистическое существо, «неведомая тварь Портяна», которая иронизирует над неминуемой аварией. Еще один символ предупреждений в рассказе — Лихое болото и его высасывающий душу звук: «Болото наше Лихое, оно ведь завсегда предупреждает». Но все эти звуки и знаки, так же, как и предчувствия героев, не могут повлиять на ход истории, на движение поезда или смену эпохи. Возможны только вариации того или иного исхода «живой истории» какого-либо конкретного человека. В «Сокрушителе призраков» это сигнальщица Настёна.
В рассказе «Раб небесный» мы снова встречаемся со звуком, но уже не «предупреждением», а звуком — «вне границ». Здесь хочется сказать стихами:
Рабам небес воздать бывает сложно,
Тем истовым, кто лил из плоти звук,
Стремясь вперед, с волнением подкожным,
С крестом на лбу от высеченных мук…
Пусть их судьба тебя опять коснется,
Пусть каждый смысл воскреснет и живет,
Ты тот тростник, что мыслящим зовется,
Тот самый звук, что в сердце не умрет.
Alter ego автора, его фигура и его жизненный путь в целом — это поиски, стремление выразить, запечатлеть такой звук в пространстве. Не стали помехой на этом пути даже безнадёга, бедность, скудость и безвыходность. Они остались на заднем плане, а первичной всегда была музыка: «Ты хотел выступить перед лекцией по русской религиозной философии со своим трёхминутным, — как ты сам его называл — „звуком вне границ и пределов“. Этот звук, возникающий из ничего, не связанный с музыкальной формой и являвший себя, по твоим словам, только при игре на валторне, — не давал тебе покоя ещё в студенческие годы». Описание судьбы героя связано с повстречавшимся человеком, который именует себя «Раб небесный» и призван быть помощником Бога: «по переподготовке жителей земли к долгим странствиям в „высоком воздухе“ и уже без самой земли под ногами».
Словосочетание «Раб небесный» в тексте объединяет в себе судьбы разных временных периодов: протопопа Аввакума, пострадавшего за свои слова и трагически погибшего священника Александра Меня. И, наконец, судьбу еще одного персонажа, именующего себя то «Свето-странник», то «Помогай-небо», то «Свето-слов», с которым знакомится герой рассказа. В процессе общения возникает некое противоборство между призванием произносить слова, философствовать и творить звуки: «Тебе нужна философия. А мне смысло-звук. От которого здесь и сейчас всё оживёт! Ты софист, я музыкант. Ты болтаешь, я творю». Но Раб небесный объясняет герою суть благомыслия, благовестия, «вдутого философами в природу», принципы создания мысленного физического образа, ощущение «плескания мысли», оживление звуком и удержание в нем жизни, беспредельное стремление к небесам через мысль, растворенную в звуке. Как видим, здесь объединяются в единое целое слово и звук, осуществляется воплощение «плотной» мысли в звуковой образ.
В конце рассказа герою удается передать в своей игре на инструменте самое важное: «Звук беспредельный, всеоживляющий, звук, исполненный неведомой нам духовной плоти, поплыл над старинной Рогожкой! Сладко задрожала земля, зазеленели и распрямились осенние листья, проснулись под землёй, облегчённо вздохнув, давно усопшие люди, и сам архистратиг Михаил, мелькнувший в непроглядном небе пурпурным плащом, отложил в сторону трубу, уже приготовленную для извлечения звука, и приблизил к себе сферу-зерцало в виде прозрачно-голубого малого двойника Земли, отразившего в сердцевине своей наше будущее».
Борис Евсеев очень тонко и смело находит взаимосвязи различных явлений. Там, где слово и звук существуют раздельно, по мнению писателя, невозможно ощутить и познать всю полноту цельного восприятия мира, его «мысленного озвучивания», смыслового посыла мелодий, обладающих «плотью мысли».
Не менее интересны и другие рассказы автора, в основе которых лежат уже иные — «орнитологические» — сюжеты. Это «Кукушняк» и «Осеннее безумие птиц». В рассказе «Кукушняк» возникают такие смысловые линии как человек-птица, а также дети — изменившиеся не к лучшему «птенцы», имеющие, однако, право на жизнь. Также заявлена тема информационной и тема реальной войны, связанная с историей мученицы Кириакии, прототипа главной героини рассказа «Кумы».
Здесь же видим целостность и противоборство мира войны и мира гармонии, который несет в себе бывшая снайперша «Кума». Она обладает силой биоэнергетики и внутренней чистотой, которую хорошо чувствуют «звери в людском обличье». В целом «Кукушняк» — это символ вечно зарождающейся и умирающей детско-взрослой жизни. Но, чтобы продлевать эту жизнь, нужно «ускользать» от постоянно расставляющей силки мировой информационной сети: «Всё начиналось, чтобы закончиться и возникнуть вновь. Нужно было успеть!».
В «Осеннем безумии птиц» главный мотив — перерождение человека, вырывающегося из водоворота безумия, а также появление легкого, бестелесного или почти бестелесного человека и возвращение к естественной жизни.
«Сульфазиновый крест» повествует о древе жизни, (где жёлуди — это отдельно взятые, созданные воображением события), о крестных муках, о серном анти-кресте, о страшной медицинской «сульфе» и судьбах людей со всем перечисленным связанных…
По-новому раскрывается автор и в таких необычных, накрепко врезающихся в память новеллах и рассказах, как «Издёвочный слуга», «Путь пчелы», «Остров Карантин»…
Очень хочется верить, что наша жизнь, сделав однажды очередной виток, вернется к духовному началу, всеединству, телесной легкости и «вещности» мысли во всех их проявлениях. Ну, а до того нам остается наслаждаться поисками и обретением истинной гармонии в звучании и мыслях прозы, необыкновенного художника слова — Бориса Тимофеевича Евсеева.
Книгу «Раб небесный» можно найти на полке «Списка литературы», который составляют профессиональные литераторы и критики.
О концепции и внутреннем устройстве сборника Надежды Флайг «Другая я» рассказывает писательница Марго Гритт Сборник рассказов «Другая я» предлагает читателю современное исследование женских характеров от профессионального психолога, который, однако, пытается ... Читать далее
Рецензию на книгу Леони Вебер «Очень приятно, Вилары» подготовила писательница Марго Гритт. Юная Полин, главная героиня повести «Очень приятно, Вилары!», покидает родную страну и переезжает во Францию, в дом отца, ... Читать далее
Один из бонусов нашего ежеквартально обновляемого проекта «Список литературы» — это возможность познакомиться ближе с авторами Rideró, узнать, какие замечательные люди к нам приходят и публикуют важные для них тексты, ... Читать далее
О книге Ларисы Майоровой «Чемодан» рассказывает поэт и переводчик Наталья Санникова. Стремительное развитие сюжета (без отступлений на описание красот природы или тонких душевных переживаний персонажей), насыщенный событийный ряд, повествование, которое ... Читать далее