Memento metro: краудфандинг – это зрелищно!

Прошлой осенью фотограф Алексей Домрачев провел в московском метрополитене акцию, про которую написали все столичные СМИ. В течение пяти лет он делал снимки незнакомых людей в московской подземке, а потом расклеил фотографии в вагонах поездов и на станциях. Импровизированная выставка переросла в серьезный арт-проект, продолжением которого стал фотоальбом с историями автора. До окончания краудфандинговой кампании Алексея – месяц с небольшим, он уже собрал на издание более 300 000 рублей, чуть больше половины от необходимой суммы. Вести проект Алексею помогают книжный продюсер Лана Басаргина и литературный коуч Ольга Соломатина. Мы расспросили их и автора о том, как все началось, о будущей книге и о том, как они привлекают предзаказы.

R.: Как появилась идея фотопроекта и во что он вырос?

Алексей Домрачев: Однажды, 5 лет назад, когда приобрел себе iPhone 3G, решил сделать кадр в метро, и он получился очень удачным. Вот этот кадр.

1

Я никогда не думал, что проект будет успешным. Просто любил снимать жизнь в метро каждый день на камеру своего телефона и все. И просто мечтал когда-нибудь сделать выставку фотографий, снятых на камеру телефона. Такую обычную, классическую, скучную. Но благодаря случаю, когда одна девушка-фотограф опередила меня с этой идеей в мае 2016-го года, устроив выставку в музее Московского метрополитена на станции м. Выставочная, мне пришлось придумать новую идею представления людям своей коллекции фотографий метро. Я придумал устроить несогласованную расклейку фотографий там, где они были когда-то мной сделаны. В итоге получился перформанс, в котором я возвращал моменты жизни, которые никогда не повторятся. Видео о перформансе и пост я выложил в социальные сети и буквально за один день стал известным. Меня приглашали на интервью, о проекте писали разные издания. Теперь у меня идет вторая выставка на дизайн-заводе «Флакон». До этого была на Винзаводе. Дальше я планирую устроить тур по другим странам, где есть метро и устроить там свой перформанс.

Леша_в_метро

Ольга Соломатина: Ко мне Алексей пришел уже с идеей книги и сбора предзаказов через краудфандинг. Я помню, вечером ехали с мужем в такси домой и я сказала: «Ко мне сегодня пришел гений. У него невероятные талантливые работы, но вот полетит ли проект, поддержат ли его читатели, не знаю». В успехе творческих проектов всегда присутствует элемент случайности.

R.: Как вы поняли, что проект должен стать книгой?

Лана Басаргина: Алексей – супер-творческий человек. Он фотографирует, рисует, пишет стихи. Познакомилась я с Лешей, благодаря Павлу Мельникову,  когда я помогала автору с реализацией его краудпроекта «Табурет и помидорка». Леша делал иллюстрации к книге. Позже он написал мне в Facebook, что мечтает издать свой сборник стихов, я дала свои рекомендации. Ну, а после случилась история с Memento metro. Проект Алексея начал набирать обороты, я увидела, что идею автора разделяет и поддерживает большое количество человек. Ролик с перформансом на момент нашего знакомства с Лешей посмотрело более 100 000 человек.  И я вдруг подумала, почему у Алексея нет до сих пор фотокниги? Не поверите, но следующий день автор сам написал мне: «Лан, что ты думаешь про издание фотокниги о проекте Memento metro?» «Ха! Ты еще думаешь? Конечно!», — к этому времени у меня появилось множество идей, я рассказала их Леше, ему стало интересно, и мы начали работать над книгой. 

Алексей и Лана

А.Д.: Мне стали поступать предложения от друзей и незнакомых людей издать о проекте книгу. Сначала я спросил своих друзей и подписчиков в Facebook, купили ли они бы такую книгу и понял, что она нужна.

R.: В чем ценность этой книги для тех, кто ее купит?

А.Д.: Сам по себе проект – новый и уникальный. Это новый формат, вобравший в себя фотографию, перформанс и стрит-арт. Книга о жизни метро, то есть, почти о каждом, кто хоть раз там бывал или каждый день спускается в подземку. Поэтому фотографии многим так близки и узнаваемы. Я вижу в своем проекте и в книге важную социальную значимость — напомнить людям, что каждый момент жизни уникален, даже если он прожит в метро.

Л.Б.: Я считаю, что самые интересные книги — это книги о людях. Мне нравится наблюдать за жизнью других. Даже когда я гуляю по Москве и смотрю на дома вокруг, я думаю о тех историях, которые прячутся за ними: о людях, которые их создавали, жили в них, или просто проходили мимо. Я могу не знать их, но я знаю, что они есть, и это интригует и вдохновляет. Так я чувствую течение жизни вокруг. Проект Memento Metro как раз такой: Алексей запечатлел какие-то мимолетные фрагменты жизни большого города, единичные кадры из тех миллионов, что мы видим каждый день. За каждой из этих фотографий – человек, и у каждого — не просто история, а целая жизнь. Мы не привыкли думать об этом, и даже не видеть людей вокруг нас — особенно в «подземке». Просто едем в этой толпе, поглощенные собственными мыслями и собственной жизнью, не замечая, как настоящая, многообразная жизнь протекает мимо нас. Книга Алексея напоминает нам о его существовании мира,  заставляет видеть ценность и важность момента – такой взгляд со стороны на нас же.

olgasolomatina

О.С.: Это будет классный фотоальбом с талантливыми работами, во-первых. Во-вторых, это еще и память о кусочках жизни, которые мы проводим в пути, времени, которое обычно называют потерянном.  После терактов я перестала спускаться в метро.  Я стала забывать шум приближающегося поезда, когда вначале гул и невидимое облако прилетает на станцию. Я не знаю, каким голосами теперь объявляют станции. И даже схему метро подзабыла. Но в метро остались моменты нежности и надежды и радости узнавания лица в толпе и тонны – просто тонны прочитанных книг. И поэтому альбом Memento Metro для меня именно про кусочки памяти, связанные с метро. С моей прошлой жизнью. С годами, когда я ездила с Речного вокзала до Площади революции, а потом с Цветного бульвара до метро Сокол.

R.: Как проходит краудфандинговая кампания, что самое сложное на этом этапе для вас?

А.Д.: Признаюсь честно, учитывая такой резонанс от проекта, у меня были слишком высокие ожидания насчет краудфандинга. На краудфандинг мы взяли 3 месяца. Прошло полтора и мы собрали половину. Но учитывая, что многие заинтересованные уже внесли свою лепту в сбор средств, с каждым днем собирать деньги будет все сложнее.

За прошедшее время понял, что перед стартом кампании стоило более серьезно продумать ценовую политику позиций, которые выставлены в проекте.

Л.Б.: Поддержка Memento metro со стороны акционеров — это не только продолжение уже начавшейся истории, но и начало новой.  Бейкеры сами решают — будет ли проект жить или нет. И то, что мы набрали уже 300 000 рублей говорит о том, что проект для чего-то людям нужен. Краудфандинг — занятие рисковое, но процесс привлечения денег под свой проект реально помогает понять — для кого автор творит, есть ли спрос на его творение. Как в гладиаторских боях, когда зрители голосовали пальцем руки — или живи, или умри. Так и здесь. Краудфандинг — это зрелищно!

Какой бы амбициозной и сложной не была цель, творческие вызовы только вдохновляют и радуют. Куда труднее переключить автора из «режима художника» в «режим издателя», и от высоких материй переходить к разговору о деньгах, сроках, планах и прочих скучных вещах. Без всего этого книги не будет и любое творческое начинание так и останется вещью в себе и для себя. Вот это, пожалуй, самое трудное — приучиться к мысли, что деньги — это не «презренный металл», а показатель интереса публики, и крауд — это не просто способ собрать деньги, это способ познакомиться с публикой и понять ее интерес.

О.С.: Я очень верю в краудфандинг, он универсальный инструмент превратить мечту в реальность – ведь издательства не взялись бы за такой дорогой фотоальбом. Кроме того, крауд-кампания – это еще и прекрасный пиар. У автора просто нет выбора, ему приходится постоянно рассказывать о проекте, хотя для творческих людей с нашей ментальностью – это сложно. Я всегда советую писателям и фотографам читать книги о продажах, чтобы разрешить себе зарабатывать на творчестве, но это встречает огромное сопротивление. разворот

R.: Что больше всего работает сейчас на привлечение предзаказов?

Л.Б.: Лучше всего работают личные обращения автора с просьбой поддержать проект. Конечно, лента FB (Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) перегружена (в основном вся активность ведется со страницы Алексея), поэтому за зрителя,  акционера Memento metro надо бороться. Мы придумаем различные посты, смотрим на зрительскую реакцию. Что нравится, что нет, что поддерживают, комментируют.  Была забавная история, когда после общения с представителями Метрополитена на предмет организации выставки, нам вдруг понадобилось срочно получить разрешение у людей, изображенных на снимках.  Задача нетривиальная! Я предложила «А давайте попросим помощь зала, и попросим интернет-коммьюнити нам помочь найти героев на снимках, иначе выставка не состоится. Аудитория откликнулась! Было много шеров и, не поверите, но несколько героев все же нашлись.book_original

А.Д.: Лучше всего работают личные письма.  PR и выставки, которые я устраиваю, не имеют прямого эффекта, но создают вес, о котором нужно говорить в личных письмах и собственных постах.

О.С.: Личные письма друзьям и знакомым с рассказом о проекте, с просьбой его поддержать. В нашей культуре успех прощают только мертвым героям. Поэтому новость о том, что вот есть талантливый фотограф, он оставил постоянную работу, чтобы реализовать мечту и движется к своей цели, вызывает раздражение и зависть, а не восхищение и желание поддержать. Для меня это большая печаль, но что поделаешь?

R: Чем еще полезен для книги и вас лично краудфандинг?

А.Д.: Краудфандинг — это хороший опыт, мобилизующий много сил и энергии и отнимающий эти же силы и энергию — на остальное времени почти на остается.

Л.Б: Краудфандинг — это история, которая делается «здесь и сейчас». Тут нет деления на тех, кто ее творит, и тех, кто смотрит со стороны. Мы все — ее активные участники, и сами решаем, каким проектам дать жизнь, а каким нет. Кого из художников поддержать, а кого «слить», какому проекту дать жизнь. Современная культура формируется нашими руками, и это очень круто. Вы можете стать участником истории Memento metro. Поддержите проект, если он вам понравился

С этим читают

Художник, иллюстратор и писатель Софья Мироедова этой осенью опубликовала на Rideró свой графический роман «Гипнопедия». Это один из первых комиксов, выполненных в соавторстве с нейросетями. Мы поговорили с Софьей о ... Читать далее

Автор Rideró Алексей Абрамов рассказал нам, как он создал крауд-проект на платформе Planeta.ru и собрал деньги на издание своей книги «Подземелье в облаках». Далее текст пойдет от лица автора. У ... Читать далее

Алиса Лебедева – автор двух книг трилогии «Легенды Дайны», выпущенных с помощью сервиса Ridero. А еще она – двенадцатилетний подросток, который мечтает о публикации в крупном издательстве и новых читателях.  ... Читать далее

Мультимедийный продюсер Оксана Силантьева – уже не новичок в сервисе Ridero. В 2018 году она выпустила книгу «92 мультимедийных формата», а сейчас готовит ее второе издание – исправленное и сильно ... Читать далее

Показать больше записей