Рецензия на книгу Владимира Печенкина «Самоцветы: от легенд к истории»

Рецензия литературного критика Антона Осанова.

Если вы не знаете, что слово «ювелир» происходит от слова «jewel» (еврейский камень), как хрусталь помог спасти честь Анны Австрийской и у какого камня цвет бараньего сала, книга Владимира Печенкина украсит для вас историю рода людского россыпью самых необычных камней.

Это подробное кросс-культурное исследование мира минералов и окутывающих их легенд. Яшма поведает историю древней Японии, где мечи блистали притягательнее камней, а нефрит — тайну гробницы Тимура. Китайские императоры, европейские ювелиры, полководцы и авантюристы, а также их неизменные спутники — алмазы, жемчуга, рубины и, конечно, шпинель. Но и менее ценные камни, такие как янтарь или лазурит, расскажут, возможно, еще более увлекательные истории. Так, если бы не янтарь, возникло ли бы древнерусское государство, по сути, охраняющее путь транспортировки «медового камня» и «мягкого золота» в места их обработки и потребления? Мы привыкли к большим драгоценным камням, блещущим из корон, но судьбы «простых» камней могут быть куда необычнее — взять хотя бы Черный камень Каабы, в сторону которой век за веком обращаются мусульмане.

Это ведь и не книга даже, а полноценное исследование. Оно не подсмотрено, а написано от прожитого, пройденного и понятого. Такие книги пишут не из кабинетов, а по памяти натруженных и застуженных ног, по шорохам камералки, по перебранной породе. Автор выдает не просто стиснутые вместе фактики, а полноценное общее знание, которое, конечно, не столько о минералах, сколько о своеобразном лито-контексте, где драгоценные камни, как на античных брошках, скрепляют всю человеческую историю.

Текст то нырнет в седую древность, где ради самоцветов гибли целые армии, то вынырнет в настоящем, чтобы рассказать о нефритовых приисках Бурятии или требованиях Пакистана вернуть ему «Кох-и-Нор». Профессиональность изложения сочетается с легким уверенным языком. Он увлекает и увлечен, рассказывает познавательно и приятно, так, что от обилия материала невозможно устать. Фактура подобрана для самой широкой аудитории, которую не занижают в заранее упрощенное знание, а, наоборот, поднимают над существующим уровнем.

Очень полнокровное, обширное, поразительно разностороннее исследование, эрудированное в самых разных областях знания. Что еще ценнее — в книге есть то особое понимание, которое невозможно начитать, но только прожить. Наглядная иллюстрация: рецензенту, как выпускнику исторического факультета, было не только полезно вспомнить всякого рода Бабуров, но и удовлетворенно кивнуть широте привлеченных источников и качеству проделанной с ними работы. «Благодаря книге я узнал много нового», — не просто заезженный штамп, а искренняя благодарность коллеге.

Особенно за прочувствованное, намытое, лично исхоженное знание. Оно ценнее любого каменья.

Этого так не хватает современной нонфикшн-литературе — литературоведческой, интеллектуальной, но не испытанной на себе. «Самоцветы: от легенд к истории» Владимира Печенкина являются не просто исключением, а той ценной находкой, что прошла через собственные руки и собственный ум. Этакое художественное окончание долгой сорокалетней работы, в которой геологическая картина мира расцветает мифами, легендами и даже мистикой, в которой, как огни подземных пожаров, горят таинственные минералы.

Прекрасное историческое обобщение, где камни вновь расскажут о человеке, а человек — о камнях.

Читать легенды и истории о камнях

С этим читают

Рецензию подготовила писательница Марго Гритт. Цикл рассказов «Комплекс Кассандры» разворачивает перед читателями единое вымышленное пространство, на котором мифологическим существам, божествам и духам, приходится уживаться с ничем не примечательным видом Homo ... Читать далее

Рецензию подготовила филолог и переводчик Наталья Санникова. «Только не ждите от этой книги анализа социально-экономических преобразований и потрясений. И тогда будьте уверены: вам попался увлекательный сериал, в центре которого – ... Читать далее

Рецензию подготовила книжный гид и ведущая детских и подростковых книжных клубов Мария Хмара. «Сумасшедшая супергероика: Анализ героев кинокомиксов, после которого ты начнёшь разбираться в людях» Серафимы Музыкантовой — нон-фикшн, который ... Читать далее

Рецензию подготовила книжный гид и ведущая детских и подростковых книжных клубов Мария Хмара. «Если бы книга «В поисках утраченного» Сарады Бёрд была блюдом, его главным достоинством была бы точно выверенная ... Читать далее

Показать больше записей