«Цифровое книгоиздание»: книга как проект

ВШЭ_vk

Четыре года назад в Высшей школе экономики появился курс «Цифровое книгоиздание». Его придумали писатель и профессор НИУ ВШЭ Александр Архангельский, российский критик и редактор Александр Гаврилов, издатель и исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. За это время студенты курса издали с помощью сервиса Ridero почти полсотни уникальных научно-популярных книг, фактически создав настоящий живой, постоянно обновляемый издательский импринт. Мы поговорили с академическим руководителем магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» Анной Новиковой о том, почему издатель сейчас – больше, чем издатель, чему они учат студентов и какими книгами особенно гордятся.

Ridero: Чему вы учите своих студентов?

Анна Новикова: Прежде всего проектному мышлению. Мы стараемся, чтобы студенты увидели книгу в комплексе, а не просто как текст, опубликованный в определенном формате. Как историю, которую надо донести до читателя, используя весь издательский арсенал и возможности современной медиаиндустрии.

Сначала курс «Цифровое книгоиздание» не был обязательным, его выбирали по желанию студенты-журналисты. Но практически сразу стало понятно, что в процессе издания книги отрабатываются совсем не только редакторские навыки. Деловая коммуникация, менеджмент, право, маркетинг – все можно попробовать «на вкус и запах». Постепенно цифровое книгоиздание стало обязательным проектом на магистерской программе, обучающей дигитальных продюсеров.  

R.: Кто сейчас приходит к вам учиться?

А. Н.: К нам в магистратуру приходят студенты с разным базовым образованием – от музыкантов до программистов. Продюсер – специальность многогранная, никакие базовые знания лишними не оказываются. Но отбираем мы тех, в ком видим творческий огонек, предпринимательскую жилку и способность работать в команде.

R.: Как в дальнейшем складывается их карьера, есть ли среди них те, кто начинает работать в книгоиздании?

А. Н.: Магистерская программа, на которой учатся наши цифровые книгоиздатели, называется «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Так что мы не стремимся готовить студентов к работе в какой-то одной индустрии. Они должны уметь развивать проекты сразу на нескольких платформах, книга – одна из них. Опыт книгоиздания – их конкурентное преимущество и важная часть портфолио.

R.: Как ваши студенты выбирают темы для своих выпускных книг?

А. Н.: Некоторые рукописи им предлагают преподаватели. Но все чаще студенты хотят издавать учебные пособия, которые они проектируют сами, используя материалы лекций и дипломных работ студентов прошлых выпусков. Креативное продюсирование, трансмедийный сторителлинг, медиатизация музеев – проектируя эти книги, они одновременно и систематизируют полученные в процессе учебы знания, и предлагают читателям уникальный контент, изложенный на понятном молодежи языке.

R.: Какими книгами, которые появились благодаря курсу «Цифровое книгоиздание», вы особенно гордитесь и почему?

А. Н.: Я горжусь вот этими самыми учебными пособиями, потому что вижу, с каким интересом и вниманием их читают студенты и абитуриенты следующих наборов. Да и взрослые люди из медиаотрасли ими интересуются, им любопытно посмотреть на индустрию глазами молодых и понять, как они представляют будущее медиа.

Но в этом году самая дорогая мне книга – «Несогласный Теодор. История жизни Теодора Шанина, записанная Александром Архангельским». Команде студентов-издателей (и мне вместе с ними) повезло познакомиться с одним из великих людей современности – Теодором Шаниным – и обсудить с ним проект книги. Такое общение и воспоминания о нем не менее важны, чем все те практические навыки, которые мы даем ребятам в процессе учебы. И книгоиздание – это уникальный шанс личной встречи с людьми Большой Истории.  

Все книги магистров Высшей школы экономики ищите на витрине их импринта на Ridero.

Share This: