Как понравиться издателю? Советы Александра Прокоповича

interview-prokopovich-vk (1)

Получить предложение от издателя мечта многих авторов. Вместе с одним из ведущих российских издательств мы запускаем проект «Советы издателя», в рамках которого секретами издательской кухни с авторами Ridero поделится Александр Прокопович главный редактор издательства «Астрель-СПб» и основатель литературных курсов «Мастер текста». Перед началом проекта мы поговорили с Александром о том, как издатель отбирает новые книги для издания и как они становятся популярными.

Ridero: Сколько рукописей получает ваше издательство каждый месяц?

Александр Прокопович: От ста до полутора тысяч.

R.: По какому принципу вы отбираете новые книги для издания?

А. П.: Это достаточно сложный алгоритм, постараюсь привести ключевые факторы.

  1. Можем ли мы успешно работать с данным текстом? К примеру, мы не умеем хорошо работать с жанром ромфант, следовательно, нет смысла в публикации текстов, с которыми другие редакции справятся лучше.
  2. Конечно, уровень языка. Язык должен быть адекватен задачам, которые ставит перед собой автор.
  3. Конечно, это не должно быть нечто противоречащее законодательству, с одной стороны, и морально-этическим принципам редактора, с другой.
  4. Наша редакция ценит тексты с сюжетной основой, то есть тексты обрывающиеся, составные и пр. (не совершенные с точки зрения композиции, структуры) не являются приоритетными.
  5. Жанровые рамки. Если текст относится к тому или иному жанру, то мы предпочитаем отбирать тексты, которые соответствуют конвенции того или иного жанра.

Но. Надо понимать, что любой текст — это синтез ряда качеств, и, вероятно, можно говорить о некоей общей сумме. И если текст является выдающимся по одному из критериев, то у него уже появляется некий приоритет.

R.: Назовите топ-5 бестселлеров «Астрель-СПб» за этот год. Почему эти книги стали такими популярными, на ваш взгляд?

А. П.: Мне бы не хотелось указывать топ-5 — вот так, в кучу. Потому что есть лидеры продаж: «Энциклопедия Варкрафт» и официальные лицензии книг «Майнкрафт». И причина успеха здесь очевидна — популярность игр и достойные книги, которые соответствуют ожиданиям читателя. Это один сегмент. А есть прекрасные книги Наринэ Абгарян «Манюня» и «Дальше жить», и это совсем другая литература, но это тоже лидеры продаж, и здесь успех определен ровно двумя факторами — талантом и профессионализмом автора. Есть прекрасная книга Александра Цыпкина «Дом до свиданий», и тут ряд факторов: блестящее чувство юмора автора, талант рассказчика и, конечно, тот факт, что Александр Цыпкин создал проект «БеспринцЫпные» чтения, который популяризирует и его, и чтения как таковые.

Есть книги жанра хоррор, «Ритуал» Нэвилла к примеру, и так получилось, что мы сейчас лучшая редакция в этом жанре, и в рамках нашей серии «Мастера Ужасов» выходят мощные книги, что раньше считалось невозможным в этом жанре. Конечно, качество текста, конечно, тот простой факт, что этот жанр сейчас наконец-то поднимается, экранизация — да, а еще огромное спасибо нашему партнеру — фэнзину «Даркер», который поддерживает наши начинания в этом жанре.

А еще есть детская литература и такие авторы, как Катя Матюшкина со своим «Котом да Винчи», Маша Рупасова и ее «С неба падали старушки» — это тоже лидеры продаж. Что здесь? Прекрасные уникальные тексты, эти авторы умеют говорить на детском языке, хорошие иллюстрации, правильные серии.

То есть все очень индивидуально. Но год еще не кончился. Думаю, что в лидеры есть шанс вырваться сразу у нескольких проектов. Это и знаменитая «Бесконечная шутка», и антология «Самая страшная книга 2019», и чудесная «Книга Кролика».

R.: Как «Астрель-СПб» продвигает книги своих авторов? Какие методы вы считаете наиболее эффективными?

А. П.: Универсальных, штатных алгоритмов не существует. Каждая книга, каждый автор — это уникальный случай. Иногда авторы сами прекрасно пиарят свои книги, иногда достаточно поставить книгу в правильную серию и сделать хорошую обложку, написать толковую аннотацию. Иногда нужно проводить целую кампанию, и не один месяц, чтобы «уговорить рынок». Самый сильный метод — сарафанное радио. Если книга хороша, рано или поздно люди начинают о ней говорить и она становится востребованной. Задача в том, чтобы это случилось достаточно быстро и к этому моменту книга все еще была на рынке.

Я могу сказать так: если текст автора совпадает с ожиданиями читателя — книга будет успешной. Но надо уметь попасть на своего читателя, донести информацию о книге до него. А это целый комплекс — от серии и обложки до работы в соцсетях.

R.: Можно ли продать книгу без маркетинга, были ли такие случаи в вашей практике?

А. П.: Слово «продать» — часть маркетинга. Вне маркетинга продаж не существует. Если же вы имеете в виду, были ли случаи успешных продаж без каких-то спецусилий, то — безусловно. Другой вопрос, что почему-то в эти усилия никто не включает обложку, название серии, качественный макет и предисловие, иллюстрации — это тоже все работает. Фактически качественно работающая серия — это и есть тот механизм, который обеспечивает продажи книг без дополнительных усилий. Но для начала надо серию поставить, чтобы она была работающим механизмом, а не просто строчкой в прайсе.

R.: Получают ли выпускники вашей школы «Мастер текста» больше шансов на публикацию в издательстве?

А. П.: Три момента. Первый: мы предоставляем нашим выпускникам приоритетное право на рассмотрение их рукописей. Не публикацию — рассмотрение, но это тоже важно. Второй: как правило, наши выпускники дают более качественные тексты, а следовательно, их шансы выше. Третий: лучших мы привлекаем к участию в тех или иных редакторских проектах, а это уже не шанс, это гарантия издания.

R.: Чем ваша школа отличается от других литературных курсов?

А. П.: Мы практики. Мы вообще не очень увлекаемся литературоведением или разбором биографий классиков. Вместо этого мы пытаемся мотивировать на творчество и уберечь от ошибок. Окунуть наших учащихся в атмосферу практически работающих профессионалов. Это не писательство как хобби, как некий способ сделать селфи напротив плана работы над романом, а работа с текстом как способ жизни. Кроме того, наши курсы — это целая система взаимоотношений: от базового курса до литературных чтений, от проекта «Соавторство» до выездов за город, где мы не только усиленно учимся, но и успешно готовим шашлыки.

Наша миссия — открыть перед начинающими авторами максимальное количество дверей.

R.: Какой совет вы можете дать начинающим авторам? Как им достичь успеха?

А. П.: Я могу дать много советов. У нас же целая система курсов :) Но главный — верить в себя и быть честным перед текстом, который создаешь. И тогда успех придет обязательно.

Чтобы получать «Советы издателя» от Александра Прокоповича подпишитесь на нашу рассылку.

Share This: