Идея сервиса Ridero – максимально упростить процесс создания книги, сделать его легким и приятным, а также дать автору возможность предложить книгу намного большей аудитории, чем в традиционном книжном магазине. Ridero проходит вместо автора «квест» по размещению книг на разных площадках, собирает общую статистику продаж и выплачивает роялти. Некоторым из наших авторов известна проблема самопубликации на Amazon через Kindle Direct Publishing – их книги иногда снимаются с продажи без предупреждения. Специальный издательский договор между сервисом Ridero и Amazon защищает русских авторов от подобных ситуаций.
О том, как живут русские книги на Amazon, мы поговорили с писателем Тарасом Бурмистровым, который в конце марта переопубликовал через Ridero свой бестселлер «Курортный детектив» (всего продано около 5 000 копий книги) и буквально за ночь вернул издание в топ продаж Amazon.
R.: Вы активно работали с Амазоном самостоятельно. Расскажите про свой опыт публикации и продвижения через Kindle Direct Publishing.
Т.Б.: Я выложил «Курортный детектив» через KDP в марте 2012 года. Чуть позже там появилась «Философия сознания» и некоторые другие мои работы.
Амазон, к сожалению, с русскими текстами тогда работал нестабильно, и остальные тексты вскоре отключили. Остался только детектив, и он продавался очень хорошо на протяжении четырех лет.
Рейтинг на Амазоне очень живой и динамичный, поэтому книга часто съезжала с первой строчки по продажам, но неизменно возвращалась обратно. Для меня привычно было, заглядывая в категорию «Детективы и триллеры», видеть свою книгу на первой, второй или третьей позиции с незначительными вариациями.
Что касается продвижения, то, безусловно, на ранних стадиях «жизни книги» большую роль сыграл анонс в моем блоге в ЖЖ. У меня есть привычка размышлять над своими текстами еще некоторое время после их написания, и я попросту делал это «вслух». Ничего удивительного, что это подогрело интерес к книге – а дальше, когда все желающие из моей ЖЖ-аудитории книгу купили, Амазон начал продвигать ее сам. И делал это очень успешно.
R.: Удобно ли Вам было работать с Kindle Direct Publishing?
Т.Б.: В целом Амазон работает великолепно, никакого сравнения с сервисами вроде Smashwords. Он не «бросает авторов», а как бы занимается ими на постоянной основе. Конечно, авторы и со своей стороны должны приложить некоторые старания.
Нет ничего зазорного в том, чтобы попросить приятеля по ЖЖ или фейсбуку (Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ), давно следящего за вашим творчеством, написать короткую рецензию на Амазоне. Иногда читатели делают это и сами, иногда их можно мягко подтолкнуть к этому. Люди в целом очень отзывчивы, да и в конце концов написать отклик и вывесить его – это простая и приятная работа. Продажам же это, безусловно, способствует.
Подводных камней никаких не было, кроме гигантской мели, – если так можно выразиться – о которую скрежещет днище нашего литературного корабля. Очень непросто заниматься своими книгами (их дальнейшей судьбой после написания), если ты ждешь, что в любую секунду книгу могут снять, потому что русский язык официально Амазоном не поддерживается.
Второй огромный минус в необходимости для русских читателей писать отклики на русские тексты на английском языке, в результате чего эти отклики (к тому же) еще и недоступны для тех, кто не владеет языком.
R: Чем, по Вашим ощущениям, Амазон отличается от Литреса? Где Вашим книгам комфортнее существовать?
Т. Б.: Мой опыт работы с Литресом крайне негативный, но я не буду обобщать. Возможно, это я сделал что-то не так.
Свои ощущения от Амазона я выше уже описывал, Литрес на этом фоне проигрывает страшно. Он «проглатывает» отклики от читателей (а я достоверно знаю, что эти отклики были, и очень хорошо написанные – но куда-то делись без следов). У него крайне странная рейтинговая система, даже несколько десятков продаж сразу почему-то не поднимают книгу в рейтинге. Мне непонятна логика работы этого магазина.
R.: Что бы Вы посоветовали авторам, которые хотят работать именно с Амазоном?
Т.Б.: Если текст еще не готов, а только планируется – постараться сделать как можно более яркую завязку. Приложить много сил к тому, чтобы она была хорошо написана. Читатели прекрасно понимают, что рецензиям и «звездочкам» (оценкам) на Амазоне можно доверять только с некоторой относительностью, и опираются на свое мнение, судят по фрагменту вывешенного текста. Поэтому те 10% предпросмотра, который Амазон предлагает бесплатно, – это очень важно.
Если речь идет о художественной книге, то лучше избежать предисловий и прочего – история должна «начинаться сразу» и по возможности динамично. Это ключевой момент в продажах на Амазоне. Решение, брать ли вашу книгу, будет приниматься читателем на основании того, «зацепила» ли его история и интересно ли знать, «что дальше».
R.: После переопубликации книги через Ridero она за ночь взлетела в топ. С чем это связано, как Вы считаете?
Т.Б.: «Курортный детектив» четыре года (как я упоминал выше) висел в самом топе Амазона. У меня нет статистики, сколько людей просматривают рейтинг в категории «Детективы и триллеры», но, думаю, немало. Книга тем самым приобрела некоторую известность, о ней «пошел слух». Вполне возможно, что люди, слышавшие о ней, но еще не читавшие, просто набирают ее название в поиске Амазона.
Ну и, разумеется, я дал анонс в фейсбуке (Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ). Через Ridero вывешена сейчас самая полная и недавно отредактированная версия, в нее снова включены главы, которые я (по некоторым соображениям) выбросил при первой публикации через KDP. Таким образом, это лучший и последний вариант книги, и ее покупали даже люди, хорошо знакомые с текстом «Курортного детектива». Все это, конечно, подействовало на позиции в рейтинге.
R.: Был чем-то сервис Ridero полезен Вам кроме возможности выложить книгу на Амазоне? Какие ожидания у Вас от подобных сервисов? Что Вам как автору было бы полезно получить от нашего сервиса?
Т.Б.: Работать с Ridero мне очень понравилось – прежде всего тем, как оперативно, четко и по делу откликались сотрудники Ridero на мои вопросы, возникавшие при публикации книги. Сам сервис публикации сделан тоже очень симпатично и разумно, никаких нареканий. Возможно, я бы исправил только ту часть, в которой редактируется обложка, среди типовых вариантов не так много удачных – но это на мой вкус.
У меня еще не было случая опробовать другие возможности Ridero, кроме допуска к Амазону (скажем, публикация на бумаге по требованию). Не хотелось бы говорить голословно, поэтому ограничусь только тем, что хорошо знаю (и о чем я сказал выше).
Что же касается пожеланий – было бы прекрасно, если бы Ridero с вниманием относилось к тому, какую позицию книга того или иного автора занимает в рейтинге Амазона, и информировало читателей об успешных в этом смысле книгах. От этого бы выиграли все – но, насколько я могу судить по первому впечатлению, Ridero это делает и без моих советов.
Поэтому я рассуждаю тут немного теоретически, а не применительно к конкретной практике работы Ridero. Живой литературный процесс, замерший у нас в последние годы, может быть снова запущен, только если новые яркие книги будут попадать в центр внимания публики – что-то похожее на то, как это происходит на музыкальных радио с их чартами и голосованием слушателей.
Было бы великолепно, если бы Ridero взяло на себя эту функцию, мне кажется, у него есть все возможности для этого.
Революция, произошедшая в книгоиздании, прошла мимо наших литературных критиков, которые ухитряются писать о чем угодно, только не о книгах, висящих в самом топе Амазона. Думаю, не будет очень резким сказать, что они отстали от жизни. Постоянно наблюдается один и тот же нонсенс: журнал со 100-тысячной аудиторией (вроде «Эксперта») в своей культурной колонке обозревает книги с тиражом в 300 экземпляров – напечатанные на бумаге и, по сути, никому не доступные. Это полная бессмыслица, но это продолжается все последние годы. В техническом смысле уровень нашего литературного рецензирования застрял на чем-то вроде обзора виниловых дисков, вышедших ограниченным тиражом.
Давно пора обратить внимание на электронное книгоиздание и не считать книгу, опубликованную на Амазоне, чем-то вроде графоманской рукописи, недостойной упоминания в критической колонке. Я очень надеюсь, что этот процесс сдвинется с мертвой точки – и Ridero могло бы этому поспособствовать.
Рассказываем, какие проекты ждут нас в Писательской академии Антона Чижа в октябре! 4 октября состоится бесплатный вебинар «Эти странные японские детективы: головоломки и темные стороны души». Писатель и историк Елена ... Читать далее
1 октября стартует конкурс «Книжная охота с Rideró», который мы проводим вместе с проектом «Книжный вызов» от LiveLib. Если совсем кратко: читайте, пишите рецензии и выигрывайте призы! Вы наконец сможете ... Читать далее
9 июля начинается мастер-курс Антона Чижа «Остросюжетный роман: написать и продать за 100 дней». Это тот самый курс, после которого писатели Академии попадают в издательства, а затем — в шорт-листы ... Читать далее
1 июля начнется авторский курс Анны Гутиевой «Конструктор личного стиля: найти свой стиль и завоевать читателя». Анна Гутиева, редактор и мастер Писательской академии Антона Чижа, за 11 встреч поможет вам ... Читать далее