Рецензия Льва Яковлева на роман Вагиза Азатзаде «Семя Пунии» (книга первая)

Это умный увлекательный исторический роман. Он начинается с того, что одиннадцатилетний мальчик Ад Дахиль копает землю в саду, чтобы посадить гранатовое дерево, и находит клад. То есть происходит чудо. Чудо — формообразующая составляющая книги Вагиза Азатзаде «Семя Пунии». Ад Дахиль — избранник. Множество удивительных событий происходит в жизни этого, казалось бы, обычного мальчика не просто так. Было пророчество старца. А в конце книги из исторической справки читатель узнает, что роман повествует о судьбе Абд ар-Рахман ибн Муавия ад-Дахиля, который в 755 году после многочисленных перипетий с небольшим отрядом высадился на берегу Пиренейского полуострова и вскоре стал его правителем. И заложил основы нового государства, которое в течение нескольких веков из разрозненных враждующих племен создало высокоразвитое общество.

Итак, пророчество и избранничество. «Да будут благословенны руки твои! Твори все, что подскажет сердце твое, и ничего не страшись, ибо Всевышний с тобой. И пусть у тебя на языке будет то же, что и на сердце. Ничего не бойся, все кривые пути для тебя выровняются, только ношу свою неси». Пророчество привносит мистический мотив в повествование. «Этот отрок станет последним ростком благородного духа, и дети его назовутся халифами. Посему не обижай его, но береги и во всем слушайся. Тогда и тебя ждет благо, и всякий, кто последует за ним, познает милость Всевышнего…» В пророчестве звучит религиозный мотив, именно Всевышний определяет судьбу героя. И каждое действие его приобретает сакральный смысл.

Автор ставит перед собой очень сложную задачу, потому что такой герой, казалось бы, не может быть грешен. Исключается трусость, лицемерие, тем более предательство. Такой герой не может быть не достоин избранничества. Такой герой харизматичен. Однако, мы имеем дело с историческим романом. Историческим, но романом. В этом жанре, как правило, желателен авантюрный сюжет и конфликт. Но Ад Дахиль получился у автора чересчур правильный и уравновешенный. И у него нет могущественных врагов, которые позволили бы ему более интересно проявить характер. На мой взгляд, Вагиз Азатзаде недооценивает эти соображения. Да, герой попадает в серьезные переплеты и подвергается смертельным опасностям. Но ни он, ни те, с кем он борется, не нарисованы так убедительно и эмоционально, чтобы мы переживали за него.

Зато автор чрезвычайно кропотливо, детально воссоздает интригу (а точнее интриги) политические, экономические, стратегические, военные. Тут ему нет равных. Эти события, особенно сражения, описаны замечательно, собран огромный материал, много любопытных подробностей. Читатель, я не сомневаюсь, будет увлечен. Особенно тот читатель, который читает исторические романы, в первую очередь, чтобы изучать историю. И все же герой зачастую теряется за большими «информационными» блоками. Он как бы отходит в сторону и оставляет сцену. То же самое происходит и со второстепенными, но необходимыми для романа героями (Хатум, например), они выпадают из контекста. Вот Ад Дахилю представляют подростков, с которыми он направляется в Дамаск. И все, что мы о них узнаем — это имена, национальности и чему они будут его учить. А о герое — что он с интересом будет у них учиться.

На мой взгляд, так быть не должно. Мне не хватает живости характеров и поступков. Почему бы избраннику не быть живым, «контрастным»? Тем более Вагиз Азатзаде, когда хочет, великолепно изображает живые сцены. Например когда Хатун набрасывается на Ад Дахиля (первая встреча) или когда она играет с коброй. Я хотел бы чаще встречаться с героями в такие моменты. Хочется их гнева, обид, восторгов, ссор, примирений. И еще — я бы хотел проследить, что с ними станется в будущем, раз они уже появились в романе. И еще — хотел бы проследить за мистической составляющей — избранничеством. Она тоже теряется. А ведь избранничество — замечательная пружина для «горячения» читателя.

Понятно, что это непростая задача — сделать героя, который еще очень юн, ярким «конфликтным» участником масштабных политических и военных событий, чтобы его участие в них имело серьезное значение для исхода событий и сражений. Но это задача благодатная. Будет конфликт — и читатель будет активно переживать за героя. Да и сами события станут ему ближе и любопытнее. Это еще один закон исторического романа, которым не стоит пренебрегать.

В книге «Семя Пунии» как бы параллельно развиваются два сюжета: историографический и личностный. Для Вагиза Азатзаде первый перевешивает второй. Автору хочется вместить в книгу богатую, фундаментальную информацию, из которого читатель узнает историю этого периода и региона. Кстати, замечательная придумка — многочисленные истории жизни разных людей, которые они сами рассказывают. Они по-восточному колоритны, разнообразны, и совершенно уместно становятся лейтмотивным приемом. Особенно полезно это для подростка, который понимает, что и его ждет удивительную жизнь, в которой может случиться все что угодно. Даже избранничество.

Ко всему прочему автор — кладезь житейской мудрости. Он доказывает, что и в человеческих поступках и в политических хитросплетениях есть логика. И если читатель вместе с автором проанализирует ее и сделает правильные выводы, он может многому научиться. Вагиз Азатзаде щедро делится своими размышлениями и жизненным опытом с читателем. И проводит очень важную мысль — религия должна соединять народы и людей. И только тот правитель, который понимает это, может создать справедливое и крепкое государство. Как мы понимаем, в наше время это особенно важно.

Возможно, Вагиз Азатзаде именно к этому и стремился — используя жанр исторического романа, поделиться своими мыслями о религии, политике, экономике, войне, культуре, жизни. Я бы согласился с ним, если бы не финальная часть романа (начиная со встречи с эмиром Рустамом), в которой герой наконец-то становится активным участником событий, и от него многое зависит. Вот тут мы начинаем за него нешуточно переживать. Ад Дахиль выходит на первый план, и конфликт, как пружина, закручивает события.

Если целью автора было описать восхождение легендарной исторической личности, то он эту цель несомненно выполнил. Если он хотел показать живого полнокровного человека, рассказать, каким он был и каким стал, как он борется не только с врагами, но и с самим собой, то у автора есть отличные возможности для совершенствования. Тем более перед нами только первая книга.

Читать бесплатный фрагмент

С этим читают

Рецензию подготовил преподаватель Ферганского политехнического института, кандидат экономических наук Фозилжон Орипович Обидов. «Книга Семёна Колосова посвящена востребованным сегодня темам саморазвития и самосовершенствования, а точнее системному подходу к планированию задач и ... Читать далее

Рецензию подготовила филолог и переводчик Наталья Санникова. «Редко встречаются авторы, которые так готовы принимать людей со всеми их недостатками, чудачествами и даже мелкими пороками. Но Екатерина Юрищева имеет эту волшебную ... Читать далее

Рецензию подготовил литературный критик Иван Родионов. «Итак, пять рассказов и повесть. Попробуем рассказать о каждой истории без спойлеров. «Дом в Орликовском переулке»Михаилу приглянулась квартира на последнем этаже дома-сталинки. Но что ... Читать далее

Рецензию подготовил литературный критик Игорь Михайлов. «Внушительный труд — большая книга о династии Медичи. Автор очень ясно понимала, что разговор о Медичи не сводится только к биографическому описанию многочисленных семейных ... Читать далее

Показать больше записей