Книга «Не поехать ли нам за счастием» Ксюши Вежбицкой попала на полку нашего Списка литературы. Рецензию о ней написал Лев Яковлев — поэт, прозаик, переводчик, критик, глава редакционно-издательского центра «Черная курица».
Пронзительно — вот как, если бы надо было одним словом, охарактеризовал я рассказы Ксюши Вежбицкой. Это когда автор дотронулся в первом же рассказе «Дед» до того, от чего ты сам места себе найти не можешь. Это когда вспоминаешь и вздрагиваешь. Так устроена литература Ксюши Вежбицкой в лучших рассказах, что пробуждает в читателе память. А память пробуждает чувства. Вот, наверное, и главное слово, приложимое к книге «Не поехать ли нам за счастием» — ЧУВСТВА. Такое теперь редко случается. Литераторы слишком хорошо знают, как писать рассказы. Умение затмевает все остальное.
Хорош и рассказ о влюбленной в дирижера ученице. Ксюше Вежбицкой удалось выстроить сюжет, за которым следишь с интересом. И это редкое в наше время умение. Однако желательно избегать слишком «красивых» пассажей, вроде «Зал, еще недавно наполненный звучанием виолончелей и фаготов, кристаллизовался напряжением тишины». Или: «Воздух ощущался теплым и ароматным облаком». Или: «…на секунду в уголке
тонких губ мелькнула улыбка». Может, некоторым читателям и понравится эта пышность, но не стоит идти у них на поводу. Если речь о литературе.
А вот так намного лучше: «…выводимые палочкой круги заклинаний…», «…лицо спокойное и сосредоточенное под серебряной короной волос…», «…безвкусные дни сливались в бесцветные недели…». У Ксюши Вежбицкой отличный потенциал. Эмоциональное проживание ситуации. Способность несколькими фразами, а иногда и словами создать точную и яркую картинку.
Чего хотелось бы пожелать, так это более прочувствованных, основанных на личном опыте сюжетов. Сюжетов, которые будят в читателе память. Как только сюжеты становятся предсказуемыми, морализаторскими и лапидарными, сразу и стиль тускнеет и картинки. Да и проживание не проживается.
Это относится, в частности, к циклу коротких рассказов о дружбе нищей старушки и школьницы Саши, да и к последнему рассказу о Кристине, которая не сразу поняла, как душевны и добры деревенские старухи и как она была не права. И здесь срабатывает память читателя, но сюжеты, слишком знакомые нам, они слишком «правильные» и не дают автору полнокровно проявить свои незаурядные качества.
И закончу ответом на вопрос. «Не поехать ли нам за счастием», — спрашивает у нас Ксюша Вежбицкая. Отвечаю: поехать, и я поехал. И это счастие вкусил.
Лев Яковлев
Рассказываем, какие проекты ждут нас в Писательской академии Антона Чижа в октябре! 4 октября состоится бесплатный вебинар «Эти странные японские детективы: головоломки и темные стороны души». Писатель и историк Елена ... Читать далее
1 октября стартует конкурс «Книжная охота с Rideró», который мы проводим вместе с проектом «Книжный вызов» от LiveLib. Если совсем кратко: читайте, пишите рецензии и выигрывайте призы! Вы наконец сможете ... Читать далее
9 июля начинается мастер-курс Антона Чижа «Остросюжетный роман: написать и продать за 100 дней». Это тот самый курс, после которого писатели Академии попадают в издательства, а затем — в шорт-листы ... Читать далее
1 июля начнется авторский курс Анны Гутиевой «Конструктор личного стиля: найти свой стиль и завоевать читателя». Анна Гутиева, редактор и мастер Писательской академии Антона Чижа, за 11 встреч поможет вам ... Читать далее