Сон в книгу

На вопрос, откуда вы берете идеи сюжетов для своих книг, писатели часто отвечают, что они им приснились. Автору Ridero Дарье Манаковой стало интересно найти закономерности в чужих сновидениях, и сюжет своей «Живой книги Спросонья» она меняла в зависимости от того, что приснилось ее читателям. Книга писалась в рамках онлайн-проекта и публиковалась по главам в течение года. Эксперимент принес Дарье не только живую и заинтересованную аудиторию, но и возможность сравнить, как чтение книги влияет на сны людей.

Ridero: Вы назвали свою книгу живой. Почему?

Дарья Манакова: Книга живая по двум причинам. Во-первых, после каждой главы я публиковала задание, победитель в котором получал приз, каждый раз разный. Например, читатель мог придумать образ персонажа, повлиять на развитие событий или ввести в книгу свое изобретение. А во-вторых, на книгу влияли сны читателей. Я заранее обговорила, что если читателям снятся сны, связанные с героями/местами из романа, они могут мне об этом рассказать. Роман уже выпущен, но будет продолжение, поэтому, можно сказать, что книга продолжает быть живой даже после завершения подготовки рукописи. Сны читателей повлияют уже на ее продолжение.

R.: Как появилась идея «Живой книги Спросонья»?

Д. М.: Сам мир, описываемый в книге, был придуман еще в детстве. С моими подругами мы часто его обсуждали, а потом, прощаясь, договаривались встретиться в нем ночью, во сне. В детстве игра – это вообще понятие странное. Вроде бы ты не веришь на полном серьезе, а вроде бы и веришь, но в то же время отделяешь фантазию от реальности. Поэтому, конечно, я знала, что это все выдумка, но мне нравилось жить с ней в своей голове. Однажды моя лучшая подруга сказала, что не видит сны, что меня, конечно, очень расстроило – ведь это значит, что она не сможет попасть в мир. Тогда я не могла этого допустить, поэтому что-то там придумала, наколдовала и сказала, что все: теперь сон ей точно приснится. Убеждение сработало, и ей приснился сон. Причем она увидела там все то, о чем я рассказывала, тот самый мир. В детстве мне казалось это почти само собой разумеющимся.

Прошли годы, и эти события сами стали всплывать в моей голове. К тому моменту я уже занималась писательством и, конечно, рано или поздно мечтала написать книгу. Так что я решила покопаться в памяти и, возможно, написать небольшую фантастическую историю. Далее идеи прибегали одна за другой. Всплывали картинки, я буквально вспоминала пространства, помещения, людей, особенности мира. Достаточно внезапно увидела в этом огромный смысл, который не приходил ко мне в детстве. С сюжетом все было решено, он почти целиком пришел ко мне в голову в один день. Еще какое-то время понадобилось, чтобы так же резко ко мне пришел и весь формат «живой книги». Мне стало очень интересно, как в случае с подругой, посмотреть, как мой мир может присниться другим. Кроме того, за время продумывания сюжета я вышла на более глубокую тему – развитие человеческого разума, его эволюция. Все сошлось, как пазл, как и решение публиковаться по главам, а также мои задания для читателей. Мне нравилась возможность наблюдать за изменением их понимания моей теории мира во время чтения книги.

R.: Помогает ли онлайн-проект, предшествующий книге, ее продажам и популярности?

Д. М.: Определенно, да. Насчет продаж пока сказать сложно, но проект на слуху. Первое время существования проекта я очень активно, практически навязчиво, занималась его популяризацией. Писала в Instagram лично людям с просьбой ознакомиться с уже вышедшими главами. Кто-то соглашался, кто-то игнорировал, кто-то злился. Тем не менее сейчас там уже, кажется, почти каждый книжный блогер обо мне слышал. Instagram был и остается для меня основной площадкой для общения с читателями (прим. – аккаунт Дарьи Манаковой @md_clementine). Все новости я в первую очередь публикую именно там. Плюс к этому обычно именно после знакомства со мной и моим аккаунтом люди и интересуются книгой. Им нравятся мой взгляд на мир, а именно об этом, считаю, я и написала роман.

R.: Многие писатели говорят, что идея книги или даже целые главы им приснились. Вы изучали тему сновидений. Можете рассказать, почему это случается и можно ли управлять сновидениями?

Д. М.: Самая лучшая вещь в сновидениях – что ничего и никому про них не известно. Да, многие ученые строят теории, часть из которых как-то подтверждается. Кстати, когда я была уже на середине книги, ученые научно подтвердили одно из моих предположений, о котором я в ней рассказываю. Но на самом деле сновидения пока остаются одной из самых загадочных и волшебных, но в то же время таких банальных и реальных тем. Сны – это тонкая грань сверхъестественности, в которую верят даже самые неверующие люди. К счастью, снами нельзя управлять. Даже в осознанных сновидениях у человека странно работает мозг. Именно поэтому во снах людям могут приходить ответы, идеи или таблицы. Потому что в этот момент отсутствует логика, а разум наиболее открыт для принятия нужной информации извне. Однако для этого совершенно не нужно спать. Я предполагаю, что можно научиться принимать информацию и во время бодрствования. По крайней мере, лично мне все идеи приходят именно так.

R.: Как Вы считаете: стоит ли публиковать книгу поглавно, и если да или нет, то почему?

Д. М.: Я считаю, что это вопрос индивидуальный. Огромный плюс в том, что у писателя появляется возможность находить читателей до окончания написания рукописи. Кроме того, легче продвигать главу, чем просить незнакомого человека с улицы прочитать целую книгу. Время ценнее всего. И когда просишь человека прочесть, ты должен понимать, что это не ты ему что-то бесплатно даешь, а это он тратит на тебя свое драгоценное время. Однако тут же появляется и минус: если глава не понравилась, через неделю, когда выйдет следующая, ты уже никак не уговоришь дать тебе второй шанс. Плюс – некоторым не нравится ждать. Очень многие говорили мне: «Напиши, когда выйдет книга целиком, мне неудобно так читать». Хотя некоторым это наоборот пришлось по вкусу. Мне писали, что это похоже на сериал, и каждую главу ждут, как выхода новой серии.

В любом случае, если автор публикует в интернете свое творение, а особенно по главам, он должен быть готов фильтровать мнения мимо пробегающих людей. Многие не ленятся писать подробную критику, что чревато как внезапной сменой стиля письма у автора после определенной главы, так и вообще упадком сил и завершением проекта. По опыту, 20 позитивных отзывов не идут ни в какое сравнение с одним негативным. Прочитать такой, пока книга в работе, и все равно верить в себя и продолжать – это самое сложное, если публикуешь произведение по частям. Но если в итоге доведешь проект до финала, по полученному опыту будешь уже гораздо дальше всех тех, кто опубликует произведение только после его окончательного завершения. Кроме того, бесплатно отредактируешь книгу благодаря читателям. Они ведь обязательно пишут, если находят где-то нестыковки. Это может быть интересно и выгодно, смотря какие преследуешь цели. Лично мне очень понравился такой эксперимент, но я еще сама не знаю, стоит ли повторять подобное с продолжением моей книги.

С этим читают

Рассказываем, какие проекты ждут нас в Писательской академии Антона Чижа в октябре! 4 октября состоится бесплатный вебинар «Эти странные японские детективы: головоломки и темные стороны души». Писатель и историк Елена ... Читать далее

1 октября стартует конкурс «Книжная охота с Rideró», который мы проводим вместе с проектом «Книжный вызов» от LiveLib.  Если совсем кратко: читайте, пишите рецензии и выигрывайте призы! Вы наконец сможете ... Читать далее

9 июля начинается мастер-курс Антона Чижа «Остросюжетный роман: написать и продать за 100 дней». Это тот самый курс, после которого писатели Академии попадают в издательства, а затем — в шорт-листы ... Читать далее

1 июля начнется авторский курс Анны Гутиевой «Конструктор личного стиля: найти свой стиль и завоевать читателя». Анна Гутиева, редактор и мастер Писательской академии Антона Чижа, за 11 встреч поможет вам ... Читать далее

Показать больше записей